Культура  ->  Литература  | Автор: Ирина Иванченко | Добавлено: 2014-11-11

Источники вдохновения Есенина

Народные источники поэтики Есенина

Свое детство и юность Есенин провел в родном рязанском селе Константинове, в Спас – Клепиках, где он окончил "второклассную" учительскую школу. С ранних лет он воочию видел и нищету деревенской жизни, и непосильные тяготы сельского труда.

Ранние стихи Есенина полны звуков, запахов, красок. Звенит девичий смех, раздается «белый перезвон" берез, вызванивают ивы, шумят тростники, "со звоном" плачут глухари. У его героинь «красной рюшкою по белу сарафан на подоле" , а герой – в белой свитке и алом кушаке. Синее, голубое, алое, зеленое, рыжее, золотое – брызжет и переливается в стихах поэта.

Определяющей чертой в поэзии Есенина является полная слитность с народной жизнью. Перед Есениным никогда не вставала проблема поиска пути к народу, не было необходимости специально изучать его, постигать «душу народа". И дело здесь не в происхождении поэта, не в обстоятельствах его жизни, не в природном знакомстве с реальными условиями, тяготами и лишениями крестьянской жизнью обогатила Есенина ее органическим, некнижным знанием.

Родная земля дала ему большее - народный взгляд на жизнь, наделила народной мудростью, теми представлениями о добре и зле, о правде и кривде, о счастье и несчастье, которые вырабатывались народом в течение столетий. Ему не надо было искать путей к душе народа – он сам по праву ощущал себя одним из ее носителей. Она жила в нем, была впитана со всем крестьянским обиходом родного села, с теми песнями, поверьями, частушками, сказаниями, которые он слышал с детства и которые были главным родником его творчества. Он говорил и пел теми словами, которые поет народ. И его собственные стихи стали этой песней нежной и ласковой, грустной и раздольной, вобравшей в себя все многообразие чувств и переживаний народа.

Только одно из ранних стихотворений назвал Есенин "Подражанье песне" , одно из последних – «Песня" да еще «Песнь о собаке" и «Песнь о хлебе". И дело не в том, что во многих его стихах слышна мелодика народной песни, частушки. Он брал саму поэтику народного песенного творчества, ту первозданную красоту народного взгляда на жизнь, который с такой полнотой выразился в песне.

Психологический параллелизм

"Все мы яблони вишни голубого сада", - говорит Есенин о людях, поэтому так естественно звучат в его стихах слова о том , что "любимая отцветает черемухой", что у его подруги «глаз осенняя усталость". Но особенно сильно этот поэтический прием звучит там, где поэт говорит о себе «Ах, увял головы моей куст", «головы моей желтый лист" - пишет он об утраченной молодости. "Был я весь, как запущенный сад", - сожалеет он о прошлом. Варьируя этот прием, он все более углубляет его, создает ряд образов, внутренне связанных между собой:

Деревья в поэтическом мире

Изображение собственных переживаний через картины родной природы, естественно, привело поэта к тому, что мы называем очеловечиванием природы. Этот прием издавна известен народному творчеству. Но и здесь Есенин пошел по пути оригинального развития этой поэтической способности. Если в народном творчестве, как правило, олицетворяются стихийные силы природы , то в поэзии Есенина мы находим дальнейшую конкретизацию этого поэтического приёма

Природа у поэта способна поступать как человек. О деревьях перед окнами родной избы говорится:

Через все творчество поэта проходит образ русской березки.

Березка считается символом России. У древних славян слово «Бер" означало «светлый", «ясный", «блестящий". Наверное, так назвали берёзку за цвет ее коры. Береза – девичья чистота. Есенин же углубляет этот принцип. У него береза – "девушка", «невеста", она олицетворение всего чистого и красивого. Поэт говорит о ней так, как можно говорить только о человеке; наделяет ее конкретными человеческими приметами

Поэтическая миниатюра «Береза" говорит сама за себя.

Каждое явление в этом стихотворении наделено собственным голосом. Береза вовсе не принакрыта снегом, она сама принакрылась снегом, как женщина, которая накинула на себя что-то вроде шали или платка с блестящей бахромой – снегом. А вокруг ни звука, ни движения, полный покой, лишь "горят" снежинки в золотом огне.

«Береза" - изумительные по красоте строки, в которых выразились самые искренние чувства. Береза – спящая красавица в окружении «сонной тишины", покоя и безмолвия. Белый, золотой, серебряный – такова цветовая палитра стихотворения. Игра цвета определяет движение лирической мысли.

В одном из последних стихотворений у Есенина есть строки:

В этой березе, возникшей под самый конец жизни, отчетливо читается и та береза, с которой он впервые выступил в печати, и многие другие обращения к этому образу.

"Странной березового ситца" называет поэт Русь. Так в одном образе объединил он самые дорогие его сердцу понятия: береза для него это и само дерево, и вся русская природа вообще, и олицетворение родной страны, и героиня.

Стихотворение «Черемуха" выпето на едином дыхании.

Есенин оживляет природу, рисует портрет, словно с живого человека. Природа живет, дышит, поет, благоухает. Когда читаешь строки стихотворения, чувствуешь дуновение ветра: «черемуха душистая", «зелень пряная".

Высокий, могучий, цветущий – характерные эпитеты дуба. Крепость ствола, могучая крона, выделяет дуб среди других деревьев, делая, как бы царем древесного царства.

В стихотворении «Октоих" упоминается Маврикийский дуб. Есенин впоследствии объяснил значение этого образа «… то символическое древо, которое означает «семью"

Этот дуб как бы обобщает всё то, о чем хотел написать поэт в этом произведении, то, что семья – это самое главное, сто может быть у человека.

Это произведение можно поставит в один ряд с русскими былинами о богатырях. Илья Муромец и другие богатыри, шутя, играючи валили дубы.

Буйство красок, веселье. Это самое яркое из деревьев, пылающее всеми оттенками багряного цвета. Вместе с тем в рябине угадывается та горечь и грусть, которая вообще неотделимы от русской природы.

Хвойные деревья передают иное настроение и несут иной смысл, чем лиственные: не радость и грусть, не различные эмоциональные порывы, но скорее таинственное молчание, оцепенение, погруженность в себя.

Сосны и ели представляют собой часть угрюмого, сурового пейзажа, вокруг них царит глушь, сумрак, тишина. Несменяемая зелень вызывает ассоциации хвойных деревьев с вечным покоем, глубоким сном, над которым не властно время, круговорот природы.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)