Культура  | Автор: Смирнова Ольга Николаевна | Добавлено: 2015-02-23

Использование информационных технологий в школе искусств

В последние годы компьютерные и коммуникационные технологии все больше затрагивают сферу культуры и особенно музыки. Увлечение детей музыкальной электроникой – одно из направлений музыкального образования будущего.

А как это процесс происходит в глубинке? Как преподаватели нашей школы решают проблемы педагогики электронного музыкального творчества? Интересуются ли наши подростки музыкальной электроникой? На эти вопросы мы попробуем ответить в данной статье.

Синтезатор «Yamaha- 350» появился в нашей школе четыре года назад. В основном его использовали на занятиях по сольфеджио, да пару раз для написания фонограмм хоровых произведений. Других возможностей использования этого инструмента мы не знали. Но музыкальное образование не стоит на месте. В школе постепенно появляются компьютер, мидиклавиатура, еще один синтезатор. И педагоги стали задумываться об использовании новых информационных технологий в нашем музыкальном образовании. Наконец-то, они стали поворачиваться в сторону желаний и интересов современных детей.

Ни для кого не секрет, что сегодняшние подростки часами могут просиживать за компьютерными играми, слушать любимые музыкальные группы, петь под караоке и мечтать о сцене. Результаты, проведенного нами опроса среди своих друзей и одноклассников в возрасте от 11 до 15 лет, показали, что в свободное время, наряду с общением с друзьями, подростки много времени уделяют прогулкам, телевизору и компьютерным играм. Половина опрошенных детей любят слушать музыку. Читает в свободное время всего третья часть подростков.

Так почему же не воспользоваться потребностями подросткового возраста и не заинтересовать их музыкальной электроникой, дав им возможность играть на электромузыкальных инструментах, а также научить их работать с различными музыкально-компьютерными программами. Тем более, как показал опрос, у них есть к этому большое желание.

Подросткам предлагалось выбрать по желанию различные направления в информационных технологиях, которым они хотели бы научиться. Большинство детей выбрали создание видеофильмов и видеоклипов. На втором месте стоит желание создавать свои компьютерные программы, на третьем – работа с различными музыкальными программами. Далее места распределились следующим образом: обучение графическому дизайну, создание анимационных фильмов, компьютерная графика, цифровая фотография, обучение игре на синтезаторе, создание фонограмм и аранжировок.

Все эти направления являются частью применения современных цифровых технологий в области культуры. Успешное развитие музыкального образования во многом будет зависеть от позиции педагогов, которые не должны забывать, что дети, обучающиеся сейчас в ДМШ, - это молодое поколение, живущее в эпоху все более совершенствующихся компьютерных технологий.

Авторы статьи учатся в школе искусств по классу аккордеона. Игра на музыкальных инструментах является одним из обязательных компонентов в образовательных программах школ искусств. Целью данной деятельности является способность к выразительному исполнению музыкальных произведений. Но чтобы научиться исполнять прилично музыкальный материал, требуются значительные затраты времени и сил для проучивания технической стороны исполнения произведений. И если ребенку трудно осваивать исполнительские навыки, то интерес к музыкальному творчеству постепенно угасает.

В прошлом году авторам данной статьи посчастливилось познакомиться с синтезатором. С первых уроков мы увлеклись этим замечательным инструментом, получая удовольствие от исполнения различных пьес. Это только первые шаги в области электронной музыки. А сколько еще неизведанного? Синтезатор заставляет нас думать образно, дает возможность лучше понимать музыкальную мысль композитора. В работе мы используем различные виды автоаккомпанемента, создаем аранжировки, играем в ансамбле, пытаемся писать фонограммы.

Мы узнали, что возможности синтезаторы поистине безграничны. Синтезатор мощный стимул для побуждения к творческой деятельности. Из одного произведения можно сделать множество других с разной аранжировкой, внести что-то свое. Можно подбирать гармонию, сочинять подголоски и вариации, выстраивать баланс голосов, редактировать аккомпанемент и записывать свои музыкальные композиции на электронные носители.

В школе искусств синтезатор не только сольный инструмент, но участник различных инструментальных ансамблей. Кроме концертной деятельности, он может быть использован для написания музыкальных аранжировок к различным танцам хореографического отделения, для создания фонограмм эстрадных песен, для проведения внеклассных мероприятий (КВН, «Капустники», классные вечера и др.). Обучаясь на синтезаторе, вместе с исполнительской практикой, учащиеся занимаются и композиторской, и звукорежиссерской деятельностью.

У детей особенно ярко проявляется желание реализоваться в творчестве и попробовать себя в публичных выступлениях в подростковом возрасте. Они сами, а не родители, изъявляют желание заниматься музыкой. Но существующие образовательные программы по обучению игре на традиционных инструментах музыкальных школ не дают возможности овладеть игрой за 1-2 года обучения.

А если взять синтезатор? Они легки в освоении и при этом обладают богатыми выразительными возможностями. Исполнительство на этом инструменте становится доступным гораздо более широкому кругу детей и подростков, т.к. техника игры на синтезаторе проще, чем на другом музыкальном инструменте. Легкость в управлении тембром и фактурой на синтезаторе делает его в руках подростков своеобразным конструктором. Продукт деятельности (музыкальное произведение) достигается исполнителем быстрее и легче. Вместе с этим ученик знакомится с нотной грамотой, с разнообразием музыкальных форм, со строением музыкальных произведений, со средствами музыкальной выразительности и многое другое. Он дает такие неограниченные возможности для творчества, для яркой подачи образа, для удовлетворения любого музыкального вкуса.

А что же может музыкальный компьютер? Какие новые возможности открываются перед детьми? Компьютер, оснащенный музыкальными программами, может выполнять те же функции, что и клавишный синтезатор. С помощью компьютерных программ-конструкторов можно писать музыку, создавать музыкальные композиции. Компьютер распечатает ноты, нарежет компакт-диски, даст возможность послушать музыкальные шедевры в исполнении знаменитых артистов в DVD формате, используя Интернет.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)