Культура  ->  Литература  | Автор: И.Н. Каскин | Добавлено: 2015-04-24

«Слово о полку Игореве» - памятник древнерусской литературы

Вершиной литературного творчества Древней Руси стало "Слово о полку Игореве", неизвестный автор которого первым воспел мужество и отвагу защитников Русской земли. И это несмотря на то, что в основу выдающегося историко-художественного произведения легли печальные события неудачного похода на половцев в 1185 году князя Игоря Святославича Северского.

"Словом о полку Игореве" нам с большой точностью передан образ Древней Руси. В него входят характеры русских людей, описания природы, мирного труда. Главным чувством, волновавшим автора "Слова о полку Игореве", была любовь к Родине, к русской земле, к народу. Автор скорбит о разъединении Великой Руси. Он - великий русский мыслитель - рисует разные слои народа XII века. Он противопоставляет их смелость, доблесть и трудолюбие стремлению князей к обособлению. Младшие дружинники, куряне им описаны как "сведоми къмети", воины-богатыри черниговцы "бес щитовъ съ засапожника кликомъ плъкы побеждають, звонячи въ прадеднюю славу". В "Слове о полку Игореве" описаны страдания простого народа от набегов половцев. 

Главная идея  "Слова о полку Игореве"  в том, что вся Русь должна  быть  единой, а не разделенной на множество мелких княжеств. Такая  раздробленность неизбежно приводит сильное государство к неминуемой  гибели. На примере князя Игоря Новгород-Северского показано, что поодиночке крупного врага не победить. Это можно сделать только общими силами. "Слово о полку Игореве" оказалось пророческим произведением. Оно предсказало дальнейшее историческое развитие России.

Древнерусская литература не знала вымышленных тем и сюжетов. Авторы писали только о том, что было на самом деле.

Киевская Русь в XII веке

С XII века Киевское государство распалось на несколько отдельных, самостоятельных княжеств: Киевское, Черниговское, Переяславское, Тьмутараканское, Турово-Пинское, Волынское и Галицкое княжества.

Главным бедствием того времени историки считают слабость государственного единства Руси и, как следствие, слабость ее обороны от натиска степных кочевых народов, в быстрых набегах разорявших старые русские города, опустошавших села, угонявших в рабство население, проникавших в самую глубь страны, всюду несших с собой смерть и разрушение. Ослабление государственных связей Руси было неизбежным следствием ее феодализации. В XII веке полностью возобладала феодальная раздробленность.

Большое, но уже слабое в XII веке древнерусское государство не имело достаточно экономических и военных сил, чтобы помочь феодалам повсюду осуществлять свое господство и защищать страну от вторжений врагов. Феодалы, чтобы принудить крестьян работать на себя, создавали на местах свой суд, свое войско, свое управление. Так, исподволь, образовывались отдельные княжества — «полугосударства» — и происходило их обособление.

Распад Руси на множество княжеств явился следствием экономического роста, развития производительных сил на местах. Однако вскоре оно само стало сильнейшим препятствием для развития страны — экономического, политического и культурного.

Особенно ослаблялась внешняя оборона Русской земли. Князья отдельных княжеств проводили свою обособленную политику, считаясь в первую очередь с интересами местной феодальной знати, стремясь защитить и увеличить свои личные земельные владения и владения местного земельного боярства путем захвата земель соседей, и вступали в бесконечные междоусобные войны, призывали себе на помощь врагов Русской земли — половцев.

Общерусская власть киевского князя не исчезла еще полностью, но ее значение неудержимо падало. Князья уже не боялись киевского князя и наперерыв стремились к захвату Киева, чтобы увеличить свои владения и использовать гаснущий авторитет Киева в своих интересах.

В Киевском княжестве с 1139 года шла ожесточенная борьба за киевский престол между Ольговичами и Мономаховичами. Часто менялись князья: за 100 лет (1146 - 1246) сменилось 47 князей . Титул великого киевского князя стал чисто номинальным. Но все же Киев оставался центром торговли, культуры, искусства и церковной жизни.

Однако идея единства Руси отнюдь не умирает. Она высказывается в летописях. Она провозглашается отдельными князьями, использующими ее популярность в своих эгоистических целях. Она реально поддерживалась культурным единством русского народа, общностью русского языка на всей территории Русской земли, общностью народного творчества, общностью судебных установлений, денежной системы — единых повсюду. Идея единства жила напряженной жизнью в народе, жаждавшем защиты от внешних врагов - половцев.

Половцы

Половцы (самоназвание – кыпчаки, куманы) – средневековая тюркская народность, обитавшая в южных степях между Волгой и Доном. В середине X века половцы переселились с территории современного Северо-Западного Казахстана в степи Причерноморья и на Кавказ. В XI – XIII веках у половцев существовали отдельные союзы племен во главе с ханами. Основным занятием было кочевое скотоводство.

В русских летописях половцы впервые упоминаются под 1054 г., когда поход на Русь возглавил половецкий хан Болуш. Постоянные половецкие набеги на Русскую землю начались с 1061 г. Их легкая конница налетала на русские села и города, грабила население и уводила пленных.

Во время усобиц русские князья заключали с ними союзы против своих же братьев, правивших в соседних княжествах. Со II половины XII века набегами половцев опустошались пограничные русские земли. В то же время многие русские князья были женаты на половчанках.

В 1184 году князья Южной России, из которых главным был Святослав Всеволодович Киевский, не сказав ни слова Игорю Северскому, пошли против злых врагов отечества – половцев и 30 июля одержали над ними славную победу, взяли в плен 7000 человек, 417 князьков, - в том числе знаменитого Кобяка, - много прекрасных азиатских лошадей и разного оружия. Даже самый храбрый из ханов их, Кончак, был разбит ими, несмотря на то, что у него было огнестрельное оружие, которое предки называли живым огнем.

Культура Руси XII века

Русь до татаро-монгольского завоевания была высокоразвитой страной – в социальном, политическом и культурном отношениях. Скандинавы называли ее Гардарикией – страной городов. В ней было развитое классовое общество. Она давно вышла из родоплеменного строя, стала страной феодальной. У нее было тесное культурное общение с Византией, Болгарией, Венгрией, Чехией, Польшей. Северные берега Черного моря, где издавна имелись большие русские поселения и русское княжество в Тмуторокани, обладали собственной многовековой культурной традицией. Русский княжеский род был связан родственными узами с Германией, Францией. Византией, Венгрией, Норвегией, Англией, Грузией. В Киеве и Новгороде можно было видеть купцов арабов и греков, венгров и немцев, скандинавов и жителей Кавказа. Изделия русского ремесла проникали далеко на Запад и на Восток. Славились русские перегородчатые эмали, резьба по кости.

Драгоценные мозаики и яркие фрески домонгольской Руси сохранились в Киеве, Новгороде, Пскове, Владимире. Они свидетельствуют о чувстве цвета и линии, об умении сочетать изображение с архитектурными формами и рассчитывать расстояние, с которого будет рассматриваться роспись. Они торжественны и величественны, изображенные на них люди полны сознания своей силы и достоинства.

Только в конце первой четверти XX века стала известна домонгольская иконопись. Так же, как и фрески и мозаики, иконопись этого времени близка византийской, известной своими высокими художественными достоинствами.

Литературное искусство домонгольской Руси представлено многочисленными и очень разнообразными произведениями. Ни одна страна Западной, Восточной и южной Европы не знает такой истории своей страны, как «Повесть временных лет» — с ее юмором и художественностью, искусством диалога и рассказа, с ее высоким патриотическим сознанием и стремлением показать родную историю на фоне мировых событий, связать ее с историей Византии и славянства. Лишь в Византии были исторические произведения, которые могли бы быть сопоставлены с «Повестью временных лет». «Поучение» Владимира Мономаха поражает нас сейчас своеобразным лиризмом своих политических размышлений. Это политическая лирика, близкая политической лирике «Слова», но смягченная старческой мудростью и спокойствием ее могущественного автора — главы самого крупного в тогдашнем мире государства, распростершего свои владения от Балтийского до Черного моря, от Карпат до Волги.

Лиризмом проникнуты и «жития» (биографии святых) того времени, и исторические повести о княжеских преступлениях, и даже самые летописи, которые велись во всех княжествах, во всех крупных городах и монастырях и даже в отдельных новгородских церквах. Лиризм был основной стихией литературы домонгольской Руси, лиризм гражданственный, высокий, сочетавшийся с патриотическим пафосом, с эпическими темами, с размышлениями об исторических судьбах родной Русской земли.

Эта гражданственная лирическая стихия в высокой степени характерна и для «Слова о полку Игореве». «Слово» и в этом — детище своего времени.

Князь Игорь Святославович

В крещении Георгий (1151 — 1202гг.) — из рода князей черниговских, князь Новгород-Северский. Уже семилетним ребенком ополчался с отцом на врагов великого князя Изяслава III   в  1158 году. Князь Игорь Святославич после кончины своего отца черниговского князя Святослава Ольговича не получил никакого удела. Произошло это из-за происков его двоюродного брата Святослава Всеволодича, унаследовавшего власть над Черниговским княжеством. Покинув родительский терем, Игорь Святославич отъехал к своему старшему брату Олегу, княжившему в Новгороде-Северском, втором по значению городе Черниговской земли. Фактически Игорь в ту пору был всего лишь одним из воевод, стерегущих границы княжества от половецких набегов и нападений других князей, враждовавших с черниговскими Ольговичами.

В 1198 Игорь, после смерти черниговского князя Ярослава, занял черниговский стол и оставался на нем до самой своей кончины в 1202 году.

Князь Игорь северско-черниговский был женат на дочери Ярослава Осмомысла, князя галицкого, неизвестной по имени, и имел от нее пять сыновей, из которых трое (Роман, Святослав и Ростислав), княжившие в земле галицкой, повешены галичанами за жестокость свою в 1212 году.

Две беды губили тогда Русь – княжеские усобицы и набеги половцев. О каждой из них Игорь Святославич знал не понаслышке. В 1169 году, повинуясь воле старших князей, он участвовал в походе Андрея Боголюбского, памятном разграблением Киева. Трудно сказать, что чувствовал он, видя пагубное следствие междоусобной вражды, но, будучи одним из самых младших черниговских князей-подручников, ничего изменить в происходящем не мог. Однако биться с внешним врагом, разорявшим русскую землю, было в его силах. Так, в 1172 году, узнав о нападении половцев на Переяславскую волость, он во главе небольшого полка ударил по врагам, уже возвращавшимся в свои кочевья. На реке Ворскле близ урочища Лтава противники сошлись в решительном бою. Несмотря на численное превосходство противника, Игорь Святославич наголову разбил половецкие орды ханов Кобяка и Кончака, освободив пленных и захватив богатую добычу. Почти все трофеи он отвез в Киев князю Роману Ростиславичу, устроившему ему торжественную встречу как победителю. В январе 1180 года, после смерти старшего брата Олега, Игорь получил Новгород-Северское княжение. Именно тогда наступил новый период в жизни князя – он начал войну с половцами. Тем самым выбрал свою судьбу.

Всего Игорь Святославич предпринял против половцев пять походов. Показательным был поход 1183 года. В степь выступили полки двух князей, Игоря Северского и Владимира Глебовича Переяславского. Но вскоре князья поссорились, не поделив командование. В результате, переяславский князь покинул союзника и увел свою дружину домой. Северскому князю пришлось действовать в одиночку. Несмотря на это, ему удалось разбить на реке Хирии вышедшие против него половецкие отряды.

Удачный поход 1184 года южно-русских князей на половцев побудил Игоря Святославича, вместе с его братом Всеволодом, князем Курско-трубческим, и племянником, Святославом Олеговичем, князем рыльским, предпринять в следующем 1185 году новый поход. Поход Игоря Святославича на половцев в году послужил канвой для знаменитого «Слова о полку Игореве».

Причиной особого внимания к неудачно закончившемуся походу 1185 года могла стать только личность его предводителя, тогда же названного "Соколом". Что же такого необычного было в князе Игоре, поражение которого заставило скорбеть, а спасение радоваться не только певца его подвигов, но и всех русских людей?

Талантливый военачальник, страж русских рубежей, неутомимый и бесстрашный воин - такую характеристику князю Игорю Северскому можно дать сегодня. И это не будет преувеличением. Ее подтверждают и ратные подвиги Игоря Святославича, и свидетельство его современника – автора "Слова о полку Игореве", почитавшего именно этого князя образцовым полководцем, способным продолжить дело Владимира Мономаха. Однако укоренившаяся в XII веке среди русских князей вражда помешала им сплотиться вокруг лучшего на то время воина. Осознание этой горькой правды влечет понимание и в наши дни необходимости единства и согласия защитников Отечества.

Историческая реальность похода 1185 года

1185 год – время самого трудного в жизни князя Игоря Новгород-Северского испытания. Ранней весной орды хана Кончака вновь двинулись на Русь. Но правившие в Киеве князья Святослав и Рюрик в сражении 1 марта на реке Хороле разбили половцев. В погоню за бежавшим Кончаком были посланы полки черных клобуков – степных союзников русских князей. Но настигнуть половцев им не удалось, за Хоролом степь была покрыта талым снегом, мешавшим продвижению коней.

Черниговские князья не участвовали в этом сражении. Единственным, кто собрался на помощь киевским князьям, был Игорь Северский. Однако, поразмыслив, он понял, что не успевает на соединение с полками киевлян. И тогда князь решил совершить самостоятельный поход к Дону, чтобы внезапным ударом рассеять половецкие силы. О походе Игоря Святославича подробно рассказывают летописи – Ипатьевская и Лаврентьевская.

23 апреля 1185 года князь Игорь выступил в поход, не сообщив главенствующему среди князей киевскому князю Святославу Всеволодовичу. Игорь двинулся в степь. Рать его была целиком конной. По мере продвижения войска к границе к нему по очереди присоединились сначала дружина его 15-летнего сына, путивльского князя Владимира, затем племянника Святослава Ольговича Рыльского и "черниговская помощь" – отряды ковуев, кочевников, живших на пограничных черниговских землях, возглавляемых Ольстином Олексичем.

С самого начала поход не предвещал ничего хорошего. Двигались с остановками: Игорь поджидал союзников, застоявшиеся за зиму откормленные кони шли тихо. 1 мая полки Игоря и его союзников подошли к русскому рубежу, за которым начиналась половецкая степь. Именно здесь войско окутала внезапная тьма – случилось солнечное затмение, воспринятое многими как дурное предзнаменование. Но князь Игорь упорно вел своих воинов дальше в степь, на юг от Северского Донца к берегам Азовского моря. Войско двигалось навстречу своей судьбе в поход, из которого суждено было вернуться немногим. 5 мая на реке Оскол к войску Игоря Северского присоединилась дружина его младшего брата Всеволода Святославича, князя Трубчевского и Курского.

Лазутчики донесли, что половцы узнали о движении войска и готовятся к сражению. Эффект внезапности нападения был утерян. Игорю советовали возвратиться. Князь не пожелал отступить: это покрыло бы его позором. Перед сечей, обращаясь к своим дружинникам, Игорь Святославич сказал: "Братья! Мы этого сами искали, так и пойдем".

Русское войско двигалось всю ночь; на следующий день к полудню были замечены половецкие полки. Половцы стояли в боевых порядках на берегу реки Сюурлия. Обозы свои они отправили глубоко в тыл. Русское войско построилось в шесть полков: посередине – полк Игоря, направо – брата Всеволода, налево – Игорева племянника Святослава Рыльского. Впереди расположения были выведены лучники, за ними полк сына Игоря – Владимира и полк черниговских ковуев Ольстина Олексича.

Начался бой: половцы пустили «по стреле». Русские не дрогнули. Черниговские ковуи и дружина Владимира Игоревича теснили врагов. Дружины Игоря и Всеволода не спеша шли за ними, сохраняя боевой порядок. Русский авангард достиг обоза половцев, захватил их жилища на телегах – вежи.

Игорь хотел продолжить преследование наполовину разгромленного противника, но, как это часто случалось в феодальном войске, не встретил поддержки. Князь Святослав Рыльский беспечно заметил, что половцев отогнали далеко, кони приустали, можно отдохнуть…

Половцы между тем не поддались панике, у них было еще много свежего, неуставшего войска. Под покровом ночи они перестроили свои полки и рассветом в громадной силе двинулись на русских. Разгорелось новое сражение; казалось, сама природа была настроена против войска Игоря: в лицо подул встречный южный ветер, он затруднял действия русских лучников. Все больше воинов падало под ударами кривой половецкой сабли или стрелы. Надежда на победу стала меркнуть.

Скоро русские князья поняли, что нужно отходить, спасти хотя бы часть войска. Игоря приказал всадникам сойти с коней и сражаться в одном строю с пехотой. Нещадно палило солнце, воины изнывали от жажды, из-за отсутствия воды падали кони. Трое суток истекающие кровью дружинники пробивались сквозь тесные ряды врагов. Игоря ранили в левую руку, но он продолжал руководить сражением. Встав под стягом, он нарочно снял шлем, чтобы все воины могли видеть своего князя и воодушевляться его мужеством.

Однако под ударами значительно превосходивших в численности врагов строй русского войска быстро редел. В полдень 12 мая, на второй день сражения, отряды ковуев неожиданно обратились в бегство. Игорь, пытавшийся остановить беспорядочное отступление ковуев, отдалился от своей дружины и был взят в плен. Схвачены были и некоторые другие князья и бояре. Остальные русские воины погибли. Лишь 15 "княжьих мужей" смогли прорваться сквозь вражеское окружение и уйти на Русь. Один их них доставил весть о поражении в Чернигов. Печальная новость страшным эхом полетела по всей русской земле.

Но уже в конце весны 1185 года Игорю Святославичу удалось бежать из плена. 11 дней и ночей бежал он по степи; днем прятался в оврагах и кустарниках, ночью продвигался к рубежам родной земли, наконец достиг города Донца. В 1187 году домой вернулся и его сын Владимир Игоревич Путивльский, женившийся в плену на дочери хана Кончака.

Тем не менее, породнившись с грозным половецким воителем – ханом Кончаком, Игорь Святославич не перестал воевать с агрессивными кочевниками, защищая от их набегов родную землю. Наиболее успешным из его новых походов на половцев оказался поход 1191 года, когда новгород-северскому войску удалось нанести врагу тяжелое поражение, вынудив половецкие орды откочевать в самые дальние степи.

Причиной поражения Игоря, помимо феодальной раздробленности древней Руси, было пренебрежение основательной подготовкой похода и результатами разведки, а также рискованное наступление. На основании полученных от лазутчиков сведений надо было возвратиться обратно, но, «дабы сорома не имать», Игорь решает предпринять форсированный переход в целях внезапного нападения. Крайняя усталость коней и воинов, превосходство сил, которые удалось собрать половцам, а также их план боя с русскими — с предварительным заманиванием и с продуманным сбором всех сил для окружения русских и оттеснением их к так называемому «морю» — приводят, несмотря на героические действия воинов, к поражению Игоря, к гибели всех его полков.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)