Справки  ->  Энциклопедии  | Автор: Юрий Уюрченко | Добавлено: 2014-10-30

Что такое слова паразиты

Слова-паразиты – грубое нарушение норм языка

Слово- это важнейшая нормативная единица языка, являющаяся строительным материалом для предложения (высказывания). Высказывание строится из слов, смысл высказывания - из значений слов. Добавим, что смысл высказывания не представляет собой арифметическую сумму значений слов. Для правильного осмысления высказывания (текста), необходимо не только знание значений всех слов (и грамматики), но и знание речевой ситуации, фоновые значения. Каждый элемент высказывания берет на себя выражение части смысла высказывания. Согласно правилам языка, в высказывании не должно быть ни одного слова, которое бы не принимало участия в выражении смысла высказывания. Появление таких слов есть нарушение правил языка.

Слова-паразиты – слова, не несущие смысловой нагрузки. Сами по - себе слова не являются сорняками, но могут становиться ими в речи отдельных людей, которые не достаточно владеют языком. Такие люди с трудом подбирают нужные слова и в возникающие паузы вставляют семантически пустые лексические единицы.

Причина появления слов-паразитов

Человек, не умеющий говорить связно, испытывает затруднения на стыке слов. То, что он хочет сказать, находится в его уме. Мысли сталкиваются одна с другой, накладываются друг на друга, не зная никакого порядка. Речь же требует, чтобы из этого хаоса человек вытянул определенную последовательность слов. Речь линейна, нельзя сказать все сразу, но только - одно за другим. К тому же от того, как выстроятся слова, зависит понятность сказанного. Речь должна соответствовать грамматической модели, принятой в языке. Профессиональный оратор не задумывается над этим, для него не составляет проблемы высказаться. Сам переход мысли в речь для него естественен. Человек же, не привыкший говорить длинные речи, испытывает затруднение всякий раз, когда ему приходится что-то рассказывать. И в тот момент, когда у него на языке не оказывается нужного слова, он использует слово-паразит, не давая речи оборваться молчанием. Прервать молчание, начать говорить заново требует большего расхода энергии, чем продолжение речи. Пустые слова, образуя мостик между словами, которые что-то значат, выполняют роль смазки, сохраняют непрерывность речи и тем экономят говорящему силы.

Считается, что человек воспроизводит в речи меньше 90% того, что он думает. Остальное — «темный» пласт, который проявляется в жестах, телодвижениях, словах-паразитах.

Частота употреблений слов-паразитов заставила взяться за их изучение психоаналитиков. Те выяснили, что люди, которые употребляют слово «как бы», — неуверенные в себе интроверты, которые во всем сомневаются. Те же, кто злоупотребляет выражением «на самом деле», — экстраверты-реалисты, которые всегда готовы доказать свою правоту.

Слова, которые чаще всего употребляются как слова-паразиты

Наблюдение за речью школьников, взрослых, журналистов, публицистов, персонажей художественной литературы показывает, что словами-паразитами становятся далеко не все слова. В «роли» слов- сорняков выступают слова с ослабленными (неноминативным) лексическим значением: частицы, вводные слова, местоимения. Практически никогда не выступают в качестве слов- сорняков имена существительные, глаголы, прилагательные, союзы и предлоги.

Итак, в качестве слов- сорняков чаще всего выступают:

  • Частицы (указательная вот, резюмирующая ну, модальная пожалуй, утвердительная так, вопросительная да, эмоционально- экспрессивные просто и прямо, сравнительная как бы)
  • Вводные слова (конечно, наверное, вероятно, кажется, вообще, в общем-то, в принципе, допустим, значит, короче, например, понимаешь, слушай, собственно говоря, стало быть, так сказать)
  • Местоимения (указательное местоимение это, сочетание указательного и определительного местоимений это самое, сочетание местоименного наречия и предметно-личного местоимения как его, местоименное наречие там).

Классификация сорных слов по Ю.В. Дараган

В настоящее время не существует единой принятой системы классификации слов-паразитов. Поэтому мы воспользуемся наиболее полной и удобной, с нашей точки зрения, классификацией украинского лингвиста Юлии Дараган.

Она провела множество исследований данной проблемы, и ее мнение представляется мне достаточно компетентным.

Среди слов-паразитов можно выделить три большие группы.

1. Установочные (ориентационные) маркеры

Отражают коммуникативные и психологические установки говорящего:

Значит, относительно недавно были изменены в части Административного кодекса некие положения, которые позволили исключить альтернативность и установить порядок - полтора года лишения прав за управление автомобилем в нетрезвом состоянии…

2. Программирующие маркеры

Служебные, или программирующие, маркеры, которые, в свою очередь, можно разделить на пять подгрупп:

1) Маркеры планирования (формирования сценария реализации замысла): так, ну.

Ну, сотрудничал даже с американцами здесь.

2) Маркеры концептуализации (формирования в сознании говорящего понятия, соответствующего плану содержания одной или нескольких языковых единиц, которое затем будет вербализовано): как бы, такой, вот.

Возможен ли этот компромисс, если, действительно, с одной стороны - парламент, худо-бедно избранный, а с другой стороны - арматура и бутылки с зажигательной смесью и, в общем, такое желание убрать власть.

3) Маркеры контроля (отслеживание правильности реализации сценария): значит, вот2.

4) Маркеры поиска (припоминание нужного слова в процессе реализации): это (самое), этот (самый), какой-то, скажем так.

Но часто бывает и так, что это весеннее время взрывотехники используют для, скажем так, освоения денег и развлечения.

5) Маркеры коррекции (коррекция реализации – оговорки и т.п. – или самого сценария – оформление вставных конструкций): ну, это, то есть.

Как вы считаете, позволит ли это реально увеличить пенсии, то есть не реально, а существеннее, чем это делается сейчас?

То есть это люди, которые, безусловно, обладая харизмой, то есть умением увлечь за собой пусть сначала десять, затем двадцать, затем сотни, несколько сотен человек,

3. «Гипертекстовые» маркеры

К третьей группе относятся слова, не связанные непосредственно с процессами программирования и реализации дискурса, но предоставляющие Слушающему дополнительную информацию об отношении Говорящего к произносимому им тексту. Сюда в первую очередь относятся:

а) оценочные маркеры, выражающие оценку говорящим собственных высказываний с точки зрения удачности реализации (как бы, так сказать, скажем), важности сообщаемой информации, а также степени ее актуализованности (вот, там) и проч.

Так мы никого не оккупировали, и нам еще должны они. Пусть немцы нам еще выплатят всю, так сказать, контрибуцию.

Там, где дают корм, сбегаются птички: воробьи там, какие-то еще, ласточки…

б) маркеры-апеллятивы, передающие те или иные требования/просьбы Говорящего к Адресату, в частности, отказ от детализованного представления ситуации (короче, в общем) и имплицитная просьба к Адресату самостоятельно домыслить ситуацию и сделать выводы, исходя из представленных данных (вот, такой).

Вы говорите, что и сама страна, в общем, вела себя, государство вело себя неидеально…Вот, я не знаю, может, у меня уже сдвиг сознания, но я думаю, это не очень хорошее дело, потому что мы с одной стороны убираем урны после теракта, а потом начинаем…

3. Глава. Статистика употребления слов-паразитов в информационной передаче «Пусть Говорят»

Таким образом, можно сделать следующие выводы:

  • В речи употребляется очень много слов-паразитов;
  • Самым распространенным и общеупотребительным словом является частица ну;
  • Второй по количеству употребления является частица вот;
  • Единичны случаи употребления имеют слова-паразиты: это, так, знаете и др.. Из чего следует, что данное слово-паразит присуще конкретным людям;
  • В программе «Пусть Говорят» слова-паразиты чаще используются гостями программы, чем ведущим.

    Примеры употребления сорных слов в устной речи

    «Молоко, в общем-то, собираемся получать первый сорт. Ну, в общем, посмотрим, кто больше даст, туда и будем грузить. Ну а вообще перспективы рядышком: Ржев, Старица, Москва»(женщина 50 лет).

    «Я всю жизнь прижила на Байконуре, ну, Орёл, ну… нормальный город. Я вот только первый взгляд бросаю. Ну, все вот пока нравится»(женщина 45 лет).

    «Стояла Яна Поплавская, ну, которая, значит, главную роль играла. Ну, там с вокалом были какие-то проблем»(женщина 55 лет).

    «Ну, тут уже 4 год я работаю в этом театре. Ну, у меня очень большая группа вокальная. Ну, концертов у меня практически нет, к сожалению. Ну, наверно, время сейчас просто не моё»(певица).

    «Мы вчера... это... стояли на остановке, ждали автобус, и... это... знаешь, кого видели?... Ну, этого, как его...»(женщина 30 лет).

    «Я не знаю, там... Слышал, что... там... он хотел приехать»(мужчина средних лет).

    «Я, так сказать, очень тороплюсь. Меня ждут, заждались, так сказать, наверное...»(юноша 16 лет).

    «Вот мы, например, с Мариной не знали, что сегодня, например, будем писать сочинение»(ученица 8 класса).

    «Слушай, я сегодня собиралась в Северное. Ну, короче, у меня ничего не вышло: не с кем оставить Толика. Слушай, может быть, ты завтра поедешь? Как Здорово! Слушай, я дам тебе денег: купи мне детский шампунь»(женщина 22 лет).

    «Ну... мы с мамой вчера вечером были у брата. Ну... на день рождения ходили»(ученица 8 класса).

    «Ну, турнир, ну это прежде всего с чего я начинала, и все равно как бы для меня, может быть, сейчас это немножко значит меньше, потому что международные турниры, они все равно важнее, ну, все равно я по возможности участвую, и мне очень нравится»(спортсменка)

    «В деревне... вот... с каждым годом все больше и больше... вот... незнакомых. Приезжаю... вот... – и никого почти не знаю... вот»(женщина 38 лет).

    «Я ездил в больницу к Олегу, и... это самое... там около больницы, вернее, в больнице была какая-то женщина... вот... Ей дали на это... это самое... прогревание»(мужчина 50 лет)

    «Война, наверно и так можно назвать. В основном, она вот идёт с этого поля. Я вот теперь его Куликово поле называю»(пенсионер)

    «Ну, Тверь вышла в лидеры по центральному федеральному округу по количеству искусственных футбольных площадок. У нас уже тысячи мальчишек гоняют. Они, ну, вышли вот из подворотен, да, подъездов, вот это очень важно. Ну, наша футбольная команда неплохо играет, много выступает, вышла, да, в профессиональные игры»(глава г. Твери)

    «Недавно в больницу было доставлено пятеро мужчин, так сказать, с термическими ожогами. В автомобиле «Москвич» загорелся газовый баллон, перевозимый, так сказать, с нарушениями правил безопасности...»(участковый инспектор)

    «Меня заметил директор «Миража» и просто сказал, что, ну, красивая девушка, давайте её возьмем. Мой муж был, конечно, категорически против, ну потом его кто-то, в общем-то, уговорил. Ну, вот меня, в общем-то, туда взяли. А мне, так как я неожиданно устала от маленькой дочки, ну, в смысле непривычно было сидеть дома, обычно я пела, такая девушка была, и вдруг я такая мама, все эмоции, силы, энергию и т.д. отдавала ребенку. Ну, я подумала, как здорово будет попробовать себя на сцене, ну, в общем, просто отвлечься, скажем так»(актриса, певица)

    «Свадьба моих друзей была в деревне, в селе. Вот мы там так развеселились, ну, было породнение семей, когда свекор со свекровью целуются, с тещей, там с тестем. Вот он и забыл, с кем надо целоваться»(медсестра)

    «Вот я приходил к тебе... вот... но тебя... вот ... не застал»(ученик 7 класса).

    «Помню, «Недоросль» разыгрывали между... так, ну... в свободное время»(мужчина 42 лет).

    «Когда телефон являлся средством розыгрышей, ну, я вспоминаю своё хулиганское детство. Я задался целью разыграть всех своих одноклассников, в общем, стал обзванивать родителей и говорил, что вот срочно вот в 3 часа дня нужно оплатить телефон, ну иначе мы его отключим. В общем, все пришли, ну, на телефонный узел. Ну, в общем, потом все кончилось приходом милиции»(телеведущий)

    «А, то есть, как бы... Ну, опять же от вас мы этого не слышали, но вы и не отвечаете на вопрос, чем вы лично собираетесь окрасить деятельность партии. Вот тогда расскажите об этом»(журналист, телеведущий)

    «Вот сейчас вот 66 рублей получается килограмм мяса. Ну, это настоящие грабители»(сельская жительница)

    «Вот, когда мы были на экскурсии, ну и это... вот... когда опустились к реке... вот... и это... увидели бобра...»(ученица 7 класса)

    «Ты говоришь, что ты как бы учишься, и тебе нельзя как бы сейчас выйти замуж»(женщина лет тридцати)

    «Так вот понимаешь, что за молодежь пошла! Так вот, понимаешь, маломальской коровенки держать не хотят...»(глава сельской администрации)

    «Это, значит, совпадает с нашим исследованием... Мы, значит, не знаем, связано ли это с падением метеорита... Известно более двадцати таких моментов, значит...»(ученый)

    «Короче, Иван Алексеевич Бунин родился в 1870 году. Детство и юность провел в деревне... Отец Бунина в молодости был офицеров. Участвовал в обороне Севастополя в 1854-1855 годах, потом, короче, жил беззаботно, широко... Разорившись, он, короче, поселился на Хуторе Озерки...»(ученица 8 класса)

    Сорные слова в художественной литературе

    В художественных произведениях слова-паразиты часто употребляются для создания характеристики того или иного персонажа. И, конечно, в речи автора сорных слов быть не должно. Приведем примеры:

    1. Одной из отличительных черт рассказов А.П.Чехова являются яркие, разнообразные характеры героев. Чаще всего объекты насмешек – малограмотные чиновники. Чтобы ярче показать их характеры, в речи отрицательных героев автор часто использует слова-паразиты. Пример тому образ Ивана Прохорыча Гауптвахтова в рассказе «Забыл!!». Главный герой забывает, за чем его послала жена в магазин. Иван Прохорович старается вспомнить, при этом говорит обо всем, что видит, перескакивая с одной темы на другую:

    «-Ну да…. Понятно! Мм… Мм... Дайте припомнить... Ну, как же быть? А без пьесы и ехать нельзя – загрызёт Надя, дочь то есть, играет её без нот, знаете ли, неловко... не то выходит! Были у неё ноты, да я, признаться, нечаянно керосином их облил и, чтоб крику не было, за комод бросил... Не люблю бабьего крику! Велела купить... Ну да... Ффф... Какой кот важный!».

    2. Другим примером может служить речь контр-адмирала из рассказа «Свадьба с генералом» А.П.Чехова:

    «Ага... Так... Чай, теперь все пошло по-новому, не так, как при нас было... Белотелые все пошли, пушистые... Впрочем, флотская служба всегда была трудная... Это не то, что пехота какая-нибудь или, положим, кавалерия... В пехоте ничего умственного нет. Там даже и мужику понятно, как и что... А вот у нас с вами, молодой человек, нет-с! Шутишь! У нас с вами есть над чем задуматься... Всякое незначительное слово имеет, так сказать, свое таинственное... ээ... недоумение... Например: марсовые к вантам, на фок и грот! Что это значит? Это значит, что которые приставлены для закрепления брамселей, должны непременно находиться в это время на марсах, иначе надо командовать: саленговые к вантам! Тут уж другой смысл... Хе-хе... Тонкость, что твоя математика!».

    3. Перенасыщен сорняками рассказ малокультурного почтмейстера из "Повести о капитане Копейкине" в "Мертвых душах" Н.В. Гоголя:

    «Ну, можете представить себе: эдакой какой-нибудь, то есть капитан Копейкин и очутился вдруг в столице, которой подобной, так сказать нет в мире! Вдруг перед ним свет, относительно сказать, некоторое поле жизни, сказочная Шехерезада, понимаете, эдакая. Вдруг какой-нибудь эдакой, можете представить себе, Невский прешпект, или там, знаете, какая-нибудь Гороховая, черт возьми, или там эдакая какая-нибудь Литейная; там шпиц эдакой какой-нибудь в воздухе; мосты там висят эдаким чертом, можете представить себе, без всякого, то есть, прикосновения,- словом, Семирамида, сударь, да и полно

    5. Глава. Способы избавления от слов-паразитов

    Ю. Дараган в работе «Риторическая структура текста и маркеры порождения речи» представляет некоторые стратегии для снижения риска появления слов-паразитов в речи: это редукция (отказ от "рискованной" вербализации), апелляция к собеседнику, попытка изменить структуру текста и обеспечение паузы для подбора слов в рамках той же структуры [3].

    1) Редукция

    Девиз этой стратегии можно сформулировать как "Не получается — ну и ладно!". Не в силах подобрать слова для детального изложения своих мыслей, говорящий пытается выйти из положения, снижая объем передаваемой информации.

    Структурная редукция

    • Переход на более высокий уровень обобщения (генерализация).

    • Упрощение/сокращение текста .

    Крайний случай структурной редукции — полный отказ от вербализации (мысль не так важна, чтобы тратить столько усилий — своих и слушающего — на ее изложение).

    Смысловая редукция

    Появляется в ситуации припоминания конкретных деталей: нерелевантные подробности опускаются.

    Вербализационная редукция

    Появляется при затруднении в выборе словесного оформления.

    2) Апелляция

    Девиз: "Ну попробуй сам догадаться!". Если говорящий считает, что содержание выделенного фрагмента должно быть знакомо собеседнику, он может попытаться отказаться от поиска под предлогом, что "и так понятно".

    3) Перифраз

    Девиз: "Попробуем с другой стороны". В случае непонимания со стороны собеседника говорящему следует отказаться от формулировки, изложить мысль иначе.

    4) Пауза

    Девиз: "Я не манкирую, просто задумался". Говорящий может объявить о необходимости подумать.

    Кроме того, психологи также рекомендуют выполнять специальные упражнения, чтобы вывести употребление «паразитов» в область осознанного поведения. Потому что с тем, что осознано, бороться намного проще:

    1. Вести дневник речи и штрафовать себя, если заметил слово «как бы».

    2. Довести ситуацию до абсурда: написать сочинение, произнести речь с сознательным употреблением «как бы» [4].

    Такие способы избавления от слов-паразитов следует рекомендовать моим сверстникам. Следите за своей речью. Обогащайте её, читайте художественную литературу.

 

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)