Справки  ->  Энциклопедии  | Автор: Алена Межова | Добавлено: 2014-10-30

История появления символов России

Российский герб

Документальные свидетельства о появлении официальной символики Русского государства скудны и нечетки, поэтому приходится использовать вещественные источники, печати и монеты. Они более или менее точно фиксируют процесс появления и развития символики, являются носителями знаков государственной власти. Так же как и во многих странах Европы, эмблемы Российского государственного герба появились в средневековье.

Изображение орла в качестве символа могущества, эмблемы царственности встречалось в незапамятные времена у разных народов. Но лишь в средневековой Европе орел становится эмблемой государственного герба - впервые он появляется там, на монетах и печатях Людвига Баварского 1330 года и гербах бургграфов Вюрцбургских и графов Савойских. С этого времени его изображение модифицируется по законам европейской геральдики. Чуть позже в Византии появляется орел белого цвета, в то время как в гербе Священной Римской (Германской) империи изначально было изображение черного орла. Некоторые специалисты полагают, что византийский орел был белым именно в противовес имперскому черному.

На Русь в качестве государственного герба двуглавый орел прибыл вместе с Зоей (Софьей) Палеолог, племянницей последнего византийского императора, после ее замужества с великим князем Иваном III. Тогда орел впервые изображается на великокняжеской печати .

Академик Н.П. Лихачев высказывал сомнения по поводу того, что двуглавый орел является государственным гербом Византии. Иван III поместил двуглавого орла на государственную печать через 25 лет со дня своего брака с Софьей. В настоящее время многие западноевропейские ученые доказали, что в Византии двуглавый орел не был государственным гербом. Скорее всего, Иван III использовал эту эмблему в соответствии со своими политическими замыслами, в противовес гербу императора Священной Римской империи немецкой нации.

В XVII веке русский публицист Юрий Крижанич предположил, что двуглавого орла на Руси заимствовали у Европы, а не у Византии. «Царь Иван поступил нехорошо и неправильно... А знаковиной своей сделал орла двуглавого - римский или, скорее, немецкий герб», - писал он.

Современный американский исследователь Г. Эйлиф справедливо связывает время появления двуглавого орла в Московском государстве и начало дипломатических контактов с домом Габсбургов: «Несмотря на копирование византийской модели, двуглавый орел, вероятно, не стал бы основной эмблемой московского герба, если бы Иван Ш не знал, что та же эмблема определяет государственный ранг императора на Западе».

В XVI веке русский двуглавый орел постепенно «обрастает перьями»: на гербе возникают новые детали-символы. На золотых буллах 1514 и 1517 годов великого князя Василия Ивановича впервые появляется титул «царь». Буллы привешены на красно-золотых шнурках. Такое цветовое сочетание использовали последние византийские императоры.

С 1583 года на большой государственной печати изображается двуглавый орел, на груди которого на аверсе - ездец, на реверсе – единорог .

В правление царя Федора Ивановича на государственном гербе изображен уже крест на Голгофе, но пропадает единорог, а при Борисе Годунове он снова появляется.

Среди изображений русского герба представляет интерес печать Лжедмитрия (1604 года) . На ней впервые изображен орел с поднятыми крыльями (возможно влияние орла из польского герба) под тремя коронами, а ездец на груди орла повернут по законам европейской геральдики.

При царях Михаиле Федоровиче и Алексее Михайловиче государственный герб претерпевает ряд существенных изменений.

До середины XVII века широко используются печати, на которых двуглавый орел коронован двумя коронами, а между головами поднимается православный восьмиконечный крест - символ православного государства.

В 1625 году появляется двуглавый орел, коронованный тремя коронами, а с 1645 года это изображение перемещается на большую государственную печать.

Первое официальное описание герба Российской империи относится к 1667 году. «Орел двоеглавый есть герб державный Великого Государя, Царя и Великого Князя Алексея Михайловича всея Великия, и Малыя, и Белыя России Саможержца, его царского величества Российского Царствия, на котором (гербе) три коруны изображены, знаменующие три великие Казанское, Астраханское, Сибирское славныя царства, покоряющиеся Богом хранимому и высочайшей Его Царского Величества милостивейшаго Государя державе и повелению … на персях (на груди) изображение наследника (так был истолкован ездец); в пазноктах (когтях), скипетр и яблоко (держава), и являет милостивейшего Государя, Его Царского Величества Самодержца и Обладателя».

Отметим интересные особенности данного описания. Во-первых, герб был истолкован, как знак, равно принадлежащий двум нераздельным в понимании составителей описания сущностям: самому царю и «его царского величества Российскому Царствию» – то есть стране, России. Во-вторых, поскольку герб в целом рассматривался как изобразительное имя царя («являет милостивейшего Государя, Его Царского Величества Самодержца и Обладателя» - по правилам современной грамматики эту фразу можно передать так: «представляет собой милостивейшего Государя, Его Царское Величество Самодержца и Обладателя»), постольку составители описания сочли неуместным истолковать ездеца на груди орла как еще одно изображение государя (иначе получилась бы тавтология: и весь герб целиком представляет собой царя, и на груди орла еще один раз изображен царь) и придали ему новое значение, определив как изображение наследника престола.

Помимо официальных описаний герба в середине XVII века возникают и авторские, составленные частными лицами по собственному почину. Так, публицистом Симеоном Полоцким в 1670 году было опубликовано панегирическое сочинение «Орел Российский», прославлявшее царствование Алексея Михайловича. В нем помещен оригинальный рисунок государственного герба – двуглавый орел с поднятыми крыльями под тремя коронами. В лапах орла скипетр и меч (вместо державы). На груди – ездец, имеющий портретное сходство с Алексеем Михайловичем. Рисунок в книге был печатным черно-белым, но к данному времени уже сформировались представления о цвете российского герба (золотой орел на красном поле) и автор счел необходимым привести особое обоснование сделанному им отступлению от цветового решения и геральдического состава герба. Симеон Полоцкий описывал герб так: «… орел черный телом таит внутри белизну … скипетр в деснице орла российского знаменует благодать, меч же царский – на злых людей»

В петровское время происходит дополнение государственного герба новыми символами. Во-первых, всадник, поражающий змея, перевоплощается в образ святого Георгия Победоносца. Во-вторых, вокруг щита с московским гербом изображается цепь со знаком ордена св. Андрея Первозванного (учрежденного Петром I в конце 90-х годов XVII века). Уже с 10-х годов XVIII века на монетах, знаменах, барельефах двуглавый орел увенчан императорскими коронами. Это была своеобразная геральдическая подготовка к принятию в 1721 году императорского титула.

С начала ХVIII века используют и имперское цветовое сочетание: черный двуглавый орел на золотом (желтом) поле. Именно таких цветов был царский, позже императорский, штандарт. В XVII веке сочетание цветов чаще всего было иное: золотой орел на красном поле.

Отметим, что в XVIII-XIX веках, хотя официальное изображение государственного орла в военной геральдике было черным, иногда коричневым, то есть натурального цвета (знамена и киверные гербы, нагрудные знаки и т. д.), его чаще всего изображали золотым.

В течение XVIII века стилистика государственного герба меняется незначительно; могли существовать и упрощенные изображения: без московского герба, с одной короной, без цепи, со знаком ордена Святого Андрея Первозванного.

Когда император Павел I принял титул великого магистра Мальтийского ордена, изображение белого мальтийского креста было внесено и в государственный герб. На груди орла поместили мальтийский крест, над ним щит с московским гербом, а выше - мальтийская корона. Император Александр I убрал мальтийские символы с государственного герба.

В 1856 году российский государственный орел обрел форму, сохранявшуюся до последних дней империи. Впоследствии выработались три варианта государственного герба: Большой, Средний и Малый; гербы упрощенного рисунка использовались чаще.

31 мая 1857 года Указом Правительствующего Сената по Высочайшему повелению императора Александра II в России был введен Большой государственный герб. В нем закреплена традиция, ведущая начало от государственной печати Иоанна IV Васильевича, на которой вокруг гербового двуглавого орла располагались гербы территорий, входящих в состав русского государства. Большой государственный герб отражает средствами геральдической символики триединую сущность русской идеи - за Веру, Царя и Отечество. Впервые проект Большого герба России был изложен в Манифесте императора Павла в 1800 году. Но тогда эта идея не получила завершения. Новизна Большого государственного герба заключалась в композиционном соединении гербов российских территорий и использовании ранее не применявшихся в России геральдических средств. При этом большинство гербов российских территорий остались практически неизменными, как и главный символ русского государства - двуглавый орел.

В окончательном виде Большой герб сложился к 1883 году и оставался таковым до 1917 года. Он изображался на большой государственной печати, на тронах, балдахинах, в залах, предназначенных для торжественных собраний при Императорском Дворе и для заседаний высших присутственных мест...

В центре Большого герба помещен государственный герб России - черный двуглавый орел в золотом щите. На груди орла расположен Московский герб - св. Георгий Победоносец, побивающий змея. Герб России увенчан шлемом святого Великого Князя Александра Невского. По обеим сторонам герба России стоят щитодержатели: Архистратиг Михаил с огненным мечом (слева от зрителя) и Архангел Гавриил (справа от зрителя) - небесные покровители и заступники России. Вокруг щита - цепь ордена св. Андрея Первозванного. Центральную часть Большого герба укрывает золотая сень в виде шатра, подложенная горностаем. На сени начертан российский девиз: «Съ нами Богь». Над сенью помещена императорская корона и государственная хоругвь, завершающаяся двуглавым орлом и восьмиконечным крестом. Вокруг главного щита расположены щиты с гербами Царств и Великих княжеств, увенчанными принадлежащими им коронами. Прототипами корон послужили реальные исторические венцы русских государей: Шапка Мономаха, Казанская шапка Иоанна IV Васильевича, Венец Большого наряда Михаила Романова, Шапка Мономаха второго наряда Петра I Алексеевича, Алмазная шапка Петра I, Корона Анны Иоанновны, Большая императорская корона. Все они хранятся в Оружейной палате Московского Кремля и Алмазном фонде России. В верхней части Большого герба помещены щиты с гербами территорий, также входящих в состав России (по три щита слева и справа от государственной хоругви).

Девять щитов с гербами, увенчанными коронами, расположены в следующем порядке (против часовой стрелки): Герб Казанского царства; Герб Польского царства; Герб Херсонеса Таврического (по древнему названию Крыма, входившего в состав Византии); соединенные в одном щите гербы Великих Княжеств: Киевского, Новгородского и Владимирского; Родовой герб Его Императорского Величества, включающий герб Рода Романовых - червленый гриф в серебряном поле с черною каймой (слева от зрителя) и Шлезвиг-Голштинский герб, соединенный из гербов: Норвежского, Шлезвигского, Стормарнского, Дитмарсенского, Ольденбургского и Дельменгорстского (все эти земли входили в полный титул российских императоров и формально принадлежали русской короне); Герб Великого Княжества Финляндского; Соединенные гербы Грузинского царства в одном щите, включающем гербы: Грузии, Иверии, Карталинии, Кабардинских земель, Армении, Черкасских и Горских Князей; Герб Сибирского царства; Герб Астраханского царства.

Верхние щиты с гербами имеют следующий порядок (слева направо): Щит соединенных гербов Северо-Восточных областей (Вятский, Болгарский, Кондийский, 0бдорский. Пермский гербы); Щит соединенных гербов княжеств и областей Литовских и Белорусских (Белостокский, Самогитский, Витебский, Мстиславский, Полоцкий, Литовский гербы); Щит соединенных гербов княжеств и областей Великоросских (Нижегородский, Югорский, Рязанский, Смоленский, Псковский, Тверской, Ярославский, Ростовский, Белоозерский, Удорский гербы); Щит соединенных гербов княжеств и областей Юго-Западных (Волынский, Подольский, Черниговский гербы); Щит соединенных гербов Прибалтийских областей (Эстляндский, Лифляндский, Курляндский и Семигальский, Корельский гербы); Щит с гербом Туркестана (включавшего Туркестанский край, Бухарское и Хивинское ханства). .

Большой герб России обрамляют лавровые и дубовые ветви. Они символизируют славу, честь, заслуги (лавровые ветви), доблесть и мужество (дубовые ветви). Следует иметь в виду, что названия царств, княжеств и других территорий носят исторический характер и не соответствуют современным названиям и территориальным границам.

Всего в Большом гербе 17 щитов, на которых изображено 52 исторических герба территорий, входящих в состав Российской империи.

После февральской революции Временное правительство внесло изменения в государственный герб. Газета «Речь» 29 апреля 1917 года писала: «Юридическое совещание, рассмотрев вопрос о дальнейшем употреблении знака государственного герба, признало, что двуглавый орел не связан ни с династией Романовых, ни с каким-либо определенным государственным строем..., а потому с удалением с него титульных гербов, а равно эмблем монархического характера... орел может быть принят для употребления как герб свободного Российского государства». Рисунок государственного герба, принадлежавший художнику-графику И.Я. Билибину, был помещен на государственной печати. За образец взят орел с печати Ивана III. Короны, скипетр и держава, гербы царств и земель (в том числе и московский), орденская цепь, украшавшие имперский герб, были убраны.

Это изображение некоторое время сохранялось и в послеоктябрьские дни. Его можно увидеть на первых банкнотах, выпущенных уже от имени Совнаркома. Лишь в апреле 1918 года двуглавый орел перестал существовать в российской геральдике.

Новому правительству нужны были новые символы. Проект нового герба Советской России предложил художник А.Н. Лео. В центре щита был скрещенный серп и молот, окруженный снопами колосьев, а между ними - меч. Владимир Ильич Ленин был против меча в гербе. В июне 1918 года этот проект утвердило правительство страны.

В 1923 году Государственный герб СССР был изменен и представлял изображение серпа и молота на фоне земного шара в лучах восходящего солнца в обрамлении колосьев, с надписью на языках союзных республик: «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!». В верхней части герба - пятиконечная звезда. Герб СССР, по существу, не что иное, как структура Большого герба России с замещенной символикой. Место двуглавого орла занял серп и молот. Сень России заменена земным шаром. Девиз России «Съ нами Богъ» - «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!». Гербы российских территорий заменены лентами с коммунистическим девизом на национальных языках республик. И, наконец, торжество красной звезды над православным крестом.

В 1993 году по указу Президента Российской Федерации двуглавый державный орел вновь был возвращен на российский герб .

Государственный герб Российской Федерации представляет собой четырехугольный, с закругленными нижними углами, заостренный в оконечности красный геральдический щит с золотым двуглавым орлом, поднявшим вверх распущенные крылья. Орел увенчан двумя малыми коронами и - над ними - одной большой короной, соединенными лентой. В правой лапе орла - скипетр, в левой - держава. На груди орла, в красном щите, - серебряный всадник в синем плаще на серебряном коне, поражающий серебряным копьем черного опрокинутого навзничь и попранного конем дракона.

Таким образом, герб Российской Федерации - символ исторической преемственности культурных традиций нашей страны, объединения и единства российских земель.

Цвета нашего флага

Флаг - официальный знак государства, символизирует его суверенитет, утверждается в законодательном порядке, обычно конституцией. Флагам предшествовали знамена и стяги с изображением языческих богов, а после принятия христианства - Иисуса Христа. В XIV веке стяг означал присутствие в лагере князя, а с середины XVI века - царя. В битве на Куликовом поле стяг великого князя Дмитрия Донского был черным с изображением Иисуса Христа. С середины XVI века появляются флаги в современном значении. Флаги - «прапоры» вывешиваются на зданиях и крышах. С конца XVI и в XVII веке на полотнищах изображали двуглавого орла - герб Русского государства; луну, звезды, зверей, птиц, фантастических животных. С середины XVII столетия стяг получил вид продолговатого трехцветного (белый, синий, красный) четырехугольника. Посередине нашивалось золотое или желтое изображение двуглавого орла. Расположение цветов неизвестно. В конце XVII века государственный флаг приобрел вид полотнища, состоявшего из трех горизонтальных полос - белой, синей и красной с изображением двуглавого орла посередине.

Лишь в 1858 году был принят закон об изменении цветов флага в соответствии с гербовыми цветами России, которыми считались черный, желтый и белый. Новый стяг просуществовал недолго - в 1883 году цветами русской государственности снова стали белый, синий и красный. Этот флаг считался национальным и коммерческим.

Допетровская Русь не знала единого государственного флага; были отдельные сначала великокняжеские, а затем царские стяги, знамена полков, все самых различных расцветок. При Петре I появился императорский штандарт, национальный (торговый) морской флаг, военно-морской Андреевский флаг и военные (полковые) знамена, последние - разнообразных расцветок, которые к тому же неоднократно менялись. Эти военные знамена и были прославлены под Полтавой, Кагулом, Измаилом, Бородином так же, как Андреевский флаг - под Гангутом, Чесмой, Корфу, Синопом.

Ни в Уложении 1649 года, ни в 1-м томе Свода законов Российской Империи (начиная с первого издания 1832 года) не было специальных статей, устанавливавших цвета государственного или национального флага.

Тем не менее, начиная с XVIII века и внутри страны, и за рубежом национальными цветами России считали белый, синий и красный (об этом, например, писали французские газеты в 1814 году).

Во второй половине 1850-х годов под влиянием барона Б.В. Кене, занявшего должность управляющего 1-м отделением Департамента герольдии Сената, был возбужден вопрос об исследовании и пересмотре государственных цветов империи. В 1858 году в типографии III Отделения Собственной его императорского величества канцелярии напечатали сочинение генерал-лейтенанта А.П. Языкова, директора Училища правоведения, «О русском государственном цвете», где доказывалось, что государственные цвета должны по правилам геральдики соответствовать цветам государственного герба и, следовательно, быть черно-желто-белыми.

А 11 июля того же года Александр II утвердил «Описание высочайше утвержденного рисунка расположения гербовых цветов империи на знаменах, флагах и других предметах, употребляемых для украшений при торжественных случаях», где определялось горизонтальное расположение цветов: верхняя полоса черная, средняя - желтая (или золотая), нижняя - белая (или серебряная). В описании говорилось: «Первые полосы соответствуют черному государственному орлу в желтом или золотом поле, и кокарда из сих цветов была основана императором Павлом I, между тем как знамена и другие украшения из сих цветов употреблялись уже во время царствования императрицы Анны Иоанновны. Нижняя полоса белая или серебряная соответствует кокарде Петра Великого и императрицы Екатерины II, император же Александр I, после взятия Парижа в 1814 году, соединил правильную гербовую кокарду с древнею Петра Великого, которая соответствует белому или серебряному всаднику (св. Георгию) в Московском гербе»

Таким образом, речь шла о гербовых цветах, употреблявшихся в торжественных случаях. Традиционного бело-сине-красного флага на гражданских судах это не отменяло, и в качестве национальных цветов черно-желто-белое сочетание не привилось.

28 апреля 1883 года министр внутренних дел объявил повеление Александра III «О флагах для украшения зданий в торжественных случаях», в котором говорилось: «Чтобы в тех торжественных случаях, когда признается возможным дозволить украшение зданий флагами, был употребляем исключительно русский флаг, состоящий из трех полос: верхней - белого, средней - синего и нижней - красного цветов» .

Ввиду того, что в 90-х годах XIX века специалисты по геральдике стали высказывать различные мнения о реформе национального флага, Николай II учредил в 1896 году Особое совещание под председательством адмирала К.Н. Посьета для обсуждения вопроса о Российском национальном флаге. Совещание единодушно пришло к выводу, что «флаг бело-сине-красный имеет полное право называться российским или национальным и цвета его: белый, синий и красный именоваться государственными; флаг же черно-оранжево-белый не имеет к тому ни геральдических, ни исторических оснований».

Три цвета флага, ставшего национальным, получили официальное толкование. Красный цвет означал «державность», синий - цвет Богоматери, под покровом которой находится Россия, белый - цвет свободы и независимости. Эти цвета означали также содружество Белой, Малой и Великой России.

29 апреля 1896 года Николай II утвердил доклад генерал-адмирала великого князя Алексея Александровича по итогам работы совещания.

Новый этап споров о реформе русского национального флага пришелся уже на 1910-1912 годы, хотя отдельные выступления в печати в пользу черно-желто-белого флага появлялись и ранее. Особенно усердствовал в этом направлении «потомственный дворянин Евстафий Воронец» (так он подписывал свои статьи и брошюры, посвященные борьбе с нехристианскими исповеданиями в Российской Империи и насаждению православия).

Характерно, что в XX столетии особенно энергичными защитниками черно-желто-белого флага выступали деятели крайне правого толка - Е.Н. Воронец, Ю.В. Арсеньев, В. Е. Белинский, в представлениях, которых патриотизм нераздельно сливался с монархизмом, а национальные цвета - с цветами монархии.

В 1914 году был издан циркуляр Министерства внутренних дел (№ 29897), предписывавший во время манифестаций, в знак единения царя с народом, использовать флаги, на которых желтый штандарт с черным орлом (цвета императора) накладывался (в верхнем левом углу) на бело-сине-красные полосы (цвета национальные). .

После Февральской революции Временное правительство употребляло в качестве государственного бело-сине-красный флаг. Советская Россия не сразу отвергла трехцветный символ России. 8 апреля 1918 года Я.М. Свердлов, выступая на заседании фракции большевиков ВЦИК, предложил утвердить боевой красный флаг национальным российским флагом, и более 70 лет государственным флагом являлся красный стяг.

Предложение заменить «революционный» красный флаг на бело-сине-красный высказал народный депутат России Виктор Ярошенко - еще до августовского путча 1991 года. .

Чрезвычайная сессия Верховного Совета РСФСР 22 августа 1991 года постановила считать официальным символом России триколор, Указом Президента РФ от 11 декабря 1993 года было утверждено Положение о государственном флаге Российской Федерации, а в указе от 20 августа 1994 года устанавливалось, что Государственный флаг постоянно находится на зданиях, где размещается Администрация Президента РФ, федеральные органы исполнительной власти, другие федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ (вместе с флагами субъектов РФ).

В августе 1994 года президент России Борис Ельцин подписал Указ, в котором говорится: «В связи с восстановлением 22 августа 1991 года исторического российского трехцветного государственного флага, овеянного славой многих поколений россиян, и в целях воспитания у нынешнего и будущих поколений граждан России уважительного отношения к государственным символам, постановляю: Установить праздник - День Государственного флага Российской Федерации и отмечать его 22 августа».

В январе 1998 года было решено снять проблему законодательного закрепления государственной символики с повестки дня внутриполитической жизни, так как и в обществе, и в парламенте существуют полярные точки зрения на этот счет.

4 декабря 2000 года Президент РФ Владимир Путин внес в Государственную Думу среди прочих законов о государственной символике проект федерального конституционного закона «О Государственном флаге Российской Федерации». 8 декабря 2000 года Государственная Дума приняла законопроект в первом и третьем (окончательном) чтении. 20 декабря 2000 года Совет Федерации ФС РФ одобрил проект закона, 25 декабря 2000 года его подписал Президент РФ Владимир Путин.

В соответствии с законом, Государственный флаг Российской Федерации представляет собой прямоугольное полотнище из трех равновеликих горизонтальных полос: верхней - белого, средней - синего и нижней - красного цвета. В настоящее время чаще всего используется следующая трактовка значений цветов флага России: белый цвет означает мир, чистоту, непорочность, совершенство; синий - цвет веры и верности, постоянства; красный цвет символизирует энергию, силу, кровь, пролитую за Отечество.

История гимна России

«Гимн» в переводе с греческого языка – «торжественная, хвалебная песнь».

В Европе гимны зародились в античные времена. В Древней Греции их пели хором. Иногда их исполняли поэты, сопровождая декламацию стихов игрой на лире (кифаре). Нередко гимн сопровождался и танцами. В гимнах люди обращались к богам: они восхваляли божество, излагали мифы о нём, просили о помощи.

До нас дошли тексты гимнов, автором которых считается великий древнегреческий поэт Гомер. Известны и другие гимны античных поэтов. В греческой мифологии существовала даже муза гимнов – Полигимния.

В христианской церкви гимны появились в III – IV вв. Это были религиозные песнопения на библейские тексты. Христианские гимны славили Христа и святых. Мелодии гимнов Иоанна Дамаскина до сих пор звучат во время православных богослужений.

Торжественное пение сопровождало и выходы монархов, прославляя царствующих правителей. На основе этих гимнов со временем складывались гимны государственные.

Первым национальным гимном считается революционная песня в честь Вильгельма Оранского, возглавившего в середине XVI в. борьбу Нидерландов за освобождение страны от испанского владычества.

Другие государственные гимны ведут своё начало от XVIII – XIX вв., и происхождение их различно. В одних случаях это молитвенная песнь, в других – военный марш или революционная мелодия. Все они постепенно становились неотъемлемыми символами своих стран.

В Древней Руси торжественные церемонии всегда проходили под церковные песнопения. В эпоху Петра I зазвучали торжественные канты – светские гимны, исполнявшиеся на церковный манер.

Празднование побед сопровождалось виватными кантами («Радуйся, российский орле двоеглавый!»).

В XVIII веке в торжественных случаях исполнялся и церковный гимн «Тебя, Бога, хвалим». После заключения Ништадтского мира со Швецией в 1721 г. его пел, стоя на коленях, сам Петр Великий. Этот гимн звучал во время молебнов, в дни именин членов императорской семьи, при коронации государей.

При Петре появился и военный марш – «Преображенский марш», который стал первым неофициальным гимном России.

В конце XVIII в. был создан гимн – марш «Гром победы, раздавайся!», потеснивший музыку преображенцев. Его появление связано с блистательной эпохой побед русского оружия во времена полководцев А.В. Суворова и П.А. Румянцева.

Первым официальным Государственным гимном России стала молитва русских, слова которой написал в 1815 году поэт В.А. Жуковский на мелодию английского королевского гимна «Боже, храни короля!» (автор музыки неизвестен). Вторым официальным Государственным гимном Российской Империи стала торжественно – патриотическая песнь «Боже, царя храни!», написанная В.А. Жуковским (композитор А.Ф. Львов). Впервые она была исполнена в Москве в Большом театре 11декабря 1833 года, затем 25 декабря в Санкт-Петербурге. Данный гимн просуществовал почти век. Он был торжественным и самым кратким в мире.

Государственный гимн был священным национальным символом. Он обязательно исполнялся на военных парадах, разводах, при освящении знамен, на утренних и вечерних молитвах в армии и на флоте, во время принятия присяги, в гражданских учреждениях, на всех официальных церемониях и т.п.

Исполнение гимна было олицетворением независимости, целостности и величая России. С пением гимна защитники Родины шли в свой последний бой.

Россия знала еще несколько мелодий, ставших ее неофициальными гимнами. Одна из них принадлежит композитору М.И. Глинке (1804-1857). Правда, это был гимн без слов, одна только музыка.

Ещё в 1895 г. среди бумаг М.И. Глинки обнаружили набросок мелодии с названием «Motif de chant nationale!» («Мотив национального гимна»), написанной в конце 1834 г. Видимо, композитор обдумывал музыку для создания государственного гимна, но сделать всё не успел.

В 1917 году Государственный гимн Российской империи был упразднен. Первоначально его роль выполняла «Русская Марсельеза», а затем – международный пролетарский гимн и партийный гимн российской социал-демократии «Интернационал» (текст Э. Потье, А.Я. Коца, музыка П. Дегейтера).

В 1942 г. И.В. Сталин предложил создать новый гимн СССР, который бы носил национальные черты. В творческом кроссе по созданию гимна СССР участвовало свыше 160 композиторов и 60 поэтов. За пять месяцев 1943 года его победитель Александр Васильевич Александров создал порядка 10 вариантов гимна на разные тексты. Они были совершенно новые и никакого отношения к песне «Гимн большевиков», как о том твердят некоторые оппоненты, не имели. Музыка на те самые стихи С. Михалкова и Г. Эль-Регистана была представлена на конкурс не только А. Александровым, но и Д. Шостаковичем и А. Хачатуряном. К заключительному туру Госкомиссия присоединила еще и «версии» С. Прокофьева, Ю. Шапорина, Т. Хренникова, В. Кручинина, М. Коваля, С. Чернецкого, М. Блантера, С. Разоренова, С. Мицюшевича, Б. Александрова. Но, к сожалению, гимн не получился.

Тогда вмешался сам вождь народов. Решение Сталина было полной неожиданностью: надо соединить «хороший» текст товарищей Михалкова и Регистана с «хорошей» музыкой товарища Александрова, но из… его же «Гимна партии большевиков» - такова была мысль лучшего друга советских композиторов. Все были изумлены таким поворотом дела. Александров - тоже. Но этот поворот, наверное, заранее придумал Сталиным ведь он был отличником хоровых занятий в Тифлисской духовной семинарии.

Что же касается полюбившегося товарищу Сталину партийного гимна, то его судьба тоже небезынтересна. Начиналось все с давнего музыкального наброска А. Александрова, связанного с духовным песнопением. Ведь Александр, родившийся в земельной вотчине Богословского монастыря, впоследствии зачисленный в хор мальчиков Казанского собора в Санкт-Петербурге и в Придворную певческую капеллу, учившийся у Н. Римского-Корсакова, А. Глазунова, А. Лядова и С. Танеева, всегда тяготел к музыке церковного песнопения, народных распевов, духовных песен. И мелодия «предгимна» поначалу складывалась именно как народный напев.

Еще в марте 1939 года А. Александров завершил работу над песней к XVIII съезду ВКП (б). Само собой определилось ее название: «Гимн партии» - без «большевиков». А когда произведение вскоре премьерно прозвучало в Кремле, Сталин, внимательно прослушав его хоровую трактовку, вновь решил продемонстрировать свой музыкальный талант, предложив свой вариант. Исполнили произведение еще раз, но более распевно. Корректировка темпа и превратила песню-марш в «Гимн партии большевиков». Но не всякий знает, что есть еще более давняя предыстория и у этой мелодии. Начиналась она еще в 1929 году как хор матросов для «монтажа» в ансамбле «Красный флот в песнях». И зазвучал напев как марш, народный по характеру.

В 1936 году давнишний, полузабытый «матросский» мотив реанимируется автором в виде откровенно заказной конъюнктурной песни с соответствующим названием - «Жить стало лучше». Старая мелодия запала в душу композитора. И вот, обновленная мелодия становится сначала «главной песней» ВКП (б), а потом и Гимном СССР.

Но и это не все тайные «метаморфозы» советско-российского гимна.

В 1990 году сын Александрова Борис Александрович передал Е.С. Тытянко, главному дирижеру-худруку Государственного хора им. Свешникова, духовные сочинения своего отца. Было там одно церковное песнопение, в котором вполне доступно угадывался знакомый мелодический рисунок. Вот это и есть первоткань Гимна Советского Союза, вот его основа - из самой глубины фольклорной, из поющей души народной. И еще в гимне можно заметить фрагмент из увертюры «Былина» Василия Калинникова. .

Так что гимн наш по всем своим корням является исконно русским. Композитор Александр Васильевич Александров обладал обширными и глубокими знаниями по византийской гимнографии на каноническом уровне, а также до тонкости знал православную литургическую структуру и гимн.

Сам А.В. Александров говорил о гимне СССР: «Мне хотелось соединить жанры победного марша, чеканной народной песни, широкого эпического - русского былинного распева. Хотелось, чтобы гимн был другом и вдохновителем человека-гражданина».

Авторами текста второго гимна СССР стали С.В. Михалков и Г.Г. Эль-Регистан . Впервые гимн прозвучал по радио 1 января 1944 года.

Со второй половины 1950-х годов гимн СССР «Союз нерушимый республик свободных» стал исполняться без текста. В 1977 г., когда была принята новая Конституция, СВ. Михалков внес соответствующие поправки в текст гимна. Он просуществовал до 1990 года.

После распада СССР появилось новое государство – Россия.

В 1993 году Государственным гимном Российской Федерации утверждена мелодия, созданная на основе «Патриотической песни» М.И.Глинки. Был объявлен конкурс текстов для неё. Однако этому гимну так и не суждено было занять достойное место среди российских гимнов.

К вопросу о государственном гимне вернулись в 2000 г. Текст нового гимна страны принадлежит известному советскому писателю С.В. Михалкову (р. 1913), а музыка осталась от прежнего гимна, и принадлежит композитору и хоровому дирижёру А.В. Александрову (1883-1946).

Текст гимна утвержден Государственной Думой и Президентом.

Так накануне Нового года и нового века у России появился новый гимн.

И еще одно, о чем нельзя умолчать. Да, нападки на А.В. Александрова по поводу использования им одной и той же мелодии к разным произведениям и сегодня случаются. Но они вряд ли впечатляют специалистов, способных к обстоятельному анализу. По трем причинам. Первая - никто из оппонентов не назвал музыку плохой: гимн Александрова, как правило, ругают за слова. Вторая - автор гимна к самоличному решению И. Сталина не имел никакого отношения. А третья, давайте возьмем пример из самой высокой классики. Нынешний гимн Европейского союза - фрагмент оды «К радости» из 9-й симфонии Л. Бетховена. Но начинался он с ранней фантазии великого композитора для фортепиано с хором. Потом этот реконструированный мелодический рисунок стал вставкой в опере «Фиделио». И, наконец, позже, к концу жизни композитора, трансформировался в лейтмотив его вершинной симфонии. И вот теперь небольшой отрывок звучит над всей интегрированной Европой.

Таким образом, наш российский гимн - священный национальный символ. Его исполнение олицетворяет независимость, целостность и величие России.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)