Культура  ->  Литература  | Автор: Алена Межова | Добавлено: 2014-11-19

Что означает символизирует лебедь в литературе

Древняя символика образа умирающего лебедя

Сочетая в себе две стихии: воздуха и воды, лебедь является птицей жизни, а олицетворяя закат дня - Солнцем. Образ лебедя выступает как символ поэта, певца и высоты поэзии . Эта символика в своей основе связана и с представлением о способности души странствовать по небу в образе лебедя, выступающего как символ возрождения, чистоты, целомудрия, гордого одиночества, мудрости, пророческих способностей, поэзии и мужества, совершенства, но и смерти .

В христианстве белый лебедь - это чистота, милосердие и символ Девы Марии. Его предсмертная песня символизирует страдания мучеников и христианское смирение.

Античные легенды гласят, что лебедь поет только перед смертью , и потому он символизирует конец жизни. Возможно, по этой причине он ассоциировался с Аполлоном и через него с некоторыми музами, например Эрато и Клио.

Поверье, будто лебеди поют перед смертью, возникло еще в древности. Свидетельство об этом находится в одной из басен Эзопа : «Говорят, что лебеди поют перед смертью». Баснописец имел в виду легенду, согласно которой лебеди, эти непевчие, «молчащие» птицы, за несколько мгновений до смерти обретают голос, и это предсмертное пение лебедей удивительно красиво. Выражение использовал также известный древнегреческий драматург Эсхил в своей трагедии «Агамемнон», героиня которой Клитемнестра сравнивает предсмертные слова Кассандры с криком лебедя-кликуна: «Та, которая, подобно лебедю, пропела свою последнюю жалобную, смертную песню». В Древнем Риме этот образ был также очень популярен: известный оратор Цицерон в своем сочинении «Об ораторе» так пишет о речи, которую произнес Лициний Красе за мгновение до своей смерти: «Это было подобно лебединой песне». После Цицерона это словосочетание в общепринятом понимании — «лебединая песня» — стало устойчивым.

Преданием о последней «песне» лебедя заинтересовался и известный немецкий ученый-натуралист Альфред Эдмунд Брем . В своем 6-томном труде «Жизнь животных» он приводит свидетельства других натуралистов о лебеде-кликуне: «Голос его напоминает приятный звон серебряного колокола... Все, что говорится о песне умирающего лебедя, вовсе не выдумки, так как последние вздохи смертельно раненного лебедя вырываются у него в виде песни». И Брем резюмирует: «По всем этим данным сказание о лебединой песне оказывается очень правдоподобным. Оно, очевидно, основано на действительности, но поэзия и сказки облекли ее в иную форму. Настоящим певцом умирающего лебедя назвать нельзя, но его последний вздох столь же мелодичен, как и всякий другой издаваемый им» .

Конечно же, лебеди не поют - ни перед смертью, ни в другое время. Но так гласит поверье, возникшее очень давно. Говорят, что великий музыкант Орфей превратился в лебедя. Может быть, в этом предании заключен источник поверья о лебединой песне .

Особенности создания образа лебедя в притче Леонардо да Винчи «Лебедь»

Обратившись к известному ещё с древних времён образу умирающего лебедя, Леонардо да Винчи написал притчу «Лебедь». ПРИТЧА - иносказание, образный рассказ, часто употребляемый в Библии и Евангелии для изложения вероучительных истин. В отличие от басни притча не содержит прямого наставления, морали. Слушатель сам должен его вывести. Поэтому свои притчи Христос обычно заканчивал восклицанием: «Имеющий уши слышать, да слышит!» Притча иллюстрирует важную мысль, имеющую отношение не только к частной жизни человека, но и к общечеловеческим законам бытия. Какова же основная мысль притчи «Лебедь»?

Читая первое предложение притчи, мы видим лебедя, который всматривается в своё отражение, «склонив гибкую шею к зеркалу воды». Метафора «озноб, пронизывающий всё его тело», сравнение «словно в зимние холода» позволяют почувствовать физическое состояние героя произведения. Лебедь доживал последние минуты своей жизни. Автор использует развёрнутую метафору «час его пробил» для того, чтобы читатель понял, что птица приблизилась к границе между жизнью и смертью. Не смотря на это, лебедь предстает красивой и гордой птицей: «Его перья были так же прекрасны и белоснежны, как и в далекие годы юности». Обратим внимание, что эпитет «белоснежны» употреблён здесь в значении «белый – чистый, незапятнанный», и подтверждением этому служит следующая строчка: «Ему удалось пронести в незапятнанной чистоте свое одеяние». В жизни птицы были «невзгоды и испытания», однако он с достоинством прошел через все. Но жизнь прошла. Лебедь прожил немало лет, и «он готов спокойно и достойно закончить свои дни». Лебедь не просто не боялся смерти, он хотел встретить её с честью, достоинством, с каким прожил нелегкие долгие годы. Возможно, лебедь был верен кому-то, поэтому доживал век в одиночестве. Единственным другом, родным и близким, была ива, о чем свидетельствует его поведение: «Изогнув красивую шею, он медленно и величаво подплыл к старой плакучей иве, под чьей сенью любил, бывало, переждать летний зной». Возможно, образ ивы появляется здесь не случайно. «Ива - заговоренное дерево, посвященное лунной богине. Плакучая ива символизирует горе, несчастливую любовь. Связана с похоронами. Ива противопоставляется сосне и дубу: последние не могут вынести бури и ломаются под порывами ветра; ветви же ивы, уступая порыву, возвращаются затем в прежнее положение и остаются целы» .

Красоту данной картины подчеркивают и метафоры «опустился вечер; закат окрасил в пурпур». Природа скорбит о погибающем лебеде. «В глубокой вечерней тишине, воцарившейся вокруг, послышалось лебединое пение». Лебедь понимал, что это последние его минуты, поэтому «никогда ранее лебедь не пел с такой проникновенной задушевностью и щемящей тоской». Песня умирающего лебедя в этой притче – это не просто последние слова умирающего, это гимн миру, жизни, всему, что его окружало: «Он вдохновенно пел о своей любви к природе, небу, земле, воде…».

Понимали это и обитатели ближайших лесов, полей, лугов, озер. Они слушали не прерывая, стараясь не мешать, как зачарованные : «Лебедь поет, – прошептали зачарованные прощальной песней рыбы, птицы и все прочие обитатели полей, лесов и лугов. – Это песня умирающего лебедя».

Притча учит тому, что нужно жить так, чтобы «пронести в незапятнанной чистоте своё одеяние через все жизненные невзгоды и испытания». Художественные произведения эпохи Возрождения наиболее полно выражают идеал гармонического мира и места человека в нём. В литературе Возрождения наиболее полно выразились гуманистические идеалы эпохи, прославление гармонической, свободной, творческой, всесторонне развитой личности.

Эта проникновенная и преисполненная светлой грусти легенда была написана Леонардо да Винчи незадолго до смерти и, возможно, является описанием последних дней жизни самого автора. Леонардо да Винчи скончался ясным весенним днем 2 мая 1519 года. По свидетельству очевидцев, «всем своим обликом он являл подлинное олицетворение благородства знаний». Леонардо встретил последний час мужественно и величаво, словно подтверждая одну из последних записей в своих тетрадях: «Подобно тому, как разумно и дельно проведенный день одаривает нас безмятежным сном, так и честно прожитая жизнь дарит нам спокойную смерть».

Особенности создания образа умирающего лебедя в стихотворении К. Д. Бальмонта «Лебедь»

Константин Дмитриевич Бальмонт - поэт необычайный, завораживающий красотой и мелодией стиха, влекущий в поднебесье. Сам облик поэта навевает воспоминание о рыцарской эпохе. Кажется, что Бальмонт только гостит в двадцатом веке, где уже нет места ни романтизму, ни рыцарству. Новая эпоха требует активных действий, во всем пытается найти рациональное начало, пользу. Поэт же пытается противопоставить этому иррациональный мир человеческой души с ее поэтикой, полагая, что только в себе человек сможет найти ответы на мучительные вопросы современности. Поэт уверен, что опора на собственные силы позволит пройти сквозь бурю испытаний .

Валерий Брюсов писал: «То было время, когда над русской поэзией восходило солнце поэзии Бальмонта. В ярких лучах этого восхода затерялись едва ли не все другие светила. Думами всех, кто действительно любил поэзию, овладел Бальмонт и всех влюбил в свой звонкопевучий стих». Подтверждением этих слов может служить стихотворение «Лебедь», в котором нашла своё отражение легенда об умирающем лебеде.

Для создания образа лебедя поэт использует только два эпитета: «умирающий» - передающий физическое состояние птицы и «белый» - цвет птицы. Ведь главное в этом стихотворении – внутреннее состояние лирического героя.

Именно использование приёмов звукописи позволяет услышать плач, песню, молитву, издаваемую лебедем в момент прощания с жизнью . Именно на этой песне концентрирует своё внимание поэт. Песня умирающего лебедя, в которой «всё, на чём печать непоправимого, белый лебедь в этой песне слил», звучит как «последний вздох души», как, возможно, крик души, когда «душа желала бы невозвратное вернуть». Для лирического героя мгновение прощания с жизнью – тяжёлое мгновение, ведь он любит жизнь, наслаждается каждым её мигом. Поэт заставляет своего читателя переживать вместе с ним всю полноту этого единого мига.

О мгновенности происходящего события свидетельствуют глаголы, которые использует поэт: в первых трёх четверостишиях – глаголы настоящего времени , а в последующих четверостишиях уже употреблены глаголы в прошедшем времени . Мимолетность возведена Бальмонтом в философский принцип. «Но чтобы отдаваться каждому мгновению, надо любить их все. Для этого за внешностью вещей надо угадать их вечно прекрасную сущность. Если видеть кругом себя только доступное обычному людскому взору, невозможно молиться всему. Но от самого ничтожного есть переход к самому великому. Каждое событие — грань между двумя бесконечностями. Каждый предмет создан мириадами воль и стоит, как неисключимое звено, в будущей судьбе вселенной» .

Мысль о невозвратимости земной жизни вызывает грустное, скорбное чувство. «Лебедь пел все тише, все печальнее». По мнению поэта, жизнь мгновенна, а смерть «вечная, примиряющая», наверное, поэтому лебедь только в этот предсмертный час «видел правду в первый раз». Познав красоту жизни, её истинный смысл, он поёт .

Для Бальмонта всё в окружающем мире одухотворенно, дышит новизной и прелестью. А ведь внешний мир таит невзгоды, постоянную борьбу со стихиями. Спасение от этого Бальмонт видит в сознательном уходе от реальности, в погружении в мир тайных символов бытия, которые для каждого из нас индивидуальны, неразгаданны и полны смысла.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)