Культура  ->  Литература  | Автор: Чуткова Людмила Александровна | Добавлено: 2015-03-18

Символистический образ пальмы в творчестве М.Ю. Лермонтова

Образы природы – неотъемлемая часть русской поэзии. Через них автор передает свое душевное состояние, показывает красоту мира. Очень часто в поэзии употребляются образы деревьев. В русской поэзии образам деревьев принадлежит исключительно важная роль, что обусловлено и природными факторами, и фольклорно-обрядовыми традициями, и многовековым земледельческим укладом жизни.

Наука о фольклоре выдвинула теорию, что в основе мифопоэтических представлений новых народов лежит образ мирового древа, организующего своими корнями и ветвями структуру мироздания. И в произведениях русской поэзии дерево часто выступает как система пространственных и духовных координат, соединяющих небо и землю, верх и низ, правое и левое, все стороны света. Дерево соединяет глубину и высоту не только в пространстве, но и во времени, выступая как символ памяти о прошлом и надежды на будущее. Так, благодаря росту деревьев, времена замыкаются друг в друге, словно семя в растении и растение в семени. Дерево - образ самой вечности, которая всегда юна и всегда стара.

Дерево выступает перед человеком как образ упорного прорастания, жизнестойкого терпения, которое осиливает все превратности годового цикла - из осеннего увядания и зимней наготы возрождается к новой цветущей жизни. Растительность - низшая форма жизни, но именно поэтому в ней с какой-то удивительной простотой выступают изначальные закономерности бытия, о которых человек успевает забыть, врастая в раздробленные формы своего частного быта. Человек как бы изначально лишен почвы, на которой мог бы постепенно возрастать, совершая свое высшее призвание - как делают деревья.

Если подсчитать какие же деревья наиболее поэтические в России, то получится вот такой список. На первом месте, безусловно, береза, образ которой раскрывается в 84 стихотворных произведениях (из рассмотренных около 3700, посвященных природе). Далее, в порядке убывающей частоты, следуют: сосна - 51, дуб - 48, ива - 42, ель и рябина - по 40, тополь - 36, клен и липа - по 30. Другие деревья описываются гораздо реже: осина и пальма - 7, кипарис - 6, верба, бузина, вяз, кедр - по 5. Часто встречаются образы цветущих и плодоносящих деревьев и кустарников: сирень - 29, черемуха - 25, виноград - 18, яблоня - 15, вишня - 10, орех - 8, груша, слива, лимон, апельсин - по 4-5. Как видно из этого списка одним из наиболее редко встречающихся, но не менее интересных, является образ пальмы. Именно этот образ я и постаралась раскрыть в данной работе.

Это — дерево начала. Пальмовая ветвь — символ долговечности и одна из эмблем мира: имеет чрезвычайно древнее происхождение; как символический предмет пальмовая ветвь ведет свою историю из Египта и Месопотамии и в античное время была заимствована оттуда и признана также в Древней Элладе. Победителям Олимпийских игр в период их наибольшего развития наряду с венком из ветвей оливы вручалась и пальмовая ветвь, во-первых, как предмет сравнительно редкий в Греции, а во-вторых, потому, что эта ветвь должна была наряду с наградой (венком) означать и личное пожелание здоровья, долголетия победителю (она соответствовала понятию «долгие лета!»). Обычно под пальмовой ветвью подразумевалась только ветвь финиковой пальмы, собственно говоря, не ветвь, а ее лист, который обычно достигает от 1 до 2 м длины. Такие листья финиковых пальм использовались как символ долговечности в Малой Азии в погребальных ритуалах, клались на могилы вместо венков, принятых у европейских народов. Однако в Древней Греции и Риме постепенно возобладало значение пальмовой «ветви» как символа мира, поскольку этот смысл был перенесен на нее с оливковой ветви, раз они вручались одновременно. Вместе с тем укрепилось и значение пальмы как награды за победу, в то время как ее первоначальный смысл как символа долговечности постепенно смазался. Поэтому мы до сих пор употребляем выражение «пальма первенства», что должно означать «высшая награда». Именно поэтому растущее пальмовое дерево помещено в гербе Полтавы как память о победе над шведами в 1709 году. В средние века во время крестовых походов на Ближний Восток древний смысл пальмовой ветви как эмблемы долговечности стал известен рыцарям, и именно в этом смысле она стала вноситься в средневековые гербы XII—XV веков.

Как намеренная противоположность этой трактовке и как разрыв со средневековыми понятиями в эпоху Возрождения была восстановлена античная традиция считать пальмовую ветвь эмблемой мира. В этом же смысле употреблялась пальмовая ветвь и в эпоху классицизма, особенно в конце XVIII — начале XIX века. Это была, так сказать, чисто светская эмблема мира, которая противопоставлялась передовыми людьми в Западной Европе церковному, особенно католическому, символу мира — голубю.

В числе прочих принесла свои золотистые плоды и росшая подле пещеры олива. Пальма тоже предлагала свой зеленый шатер как защиту от зноя и непогоды.

Был в Древнем Египте такой народный праздник Сатурналий. В самый короткий день в году — 22 декабря — жрецы украшали храмы и жилища зелеными пальмовыми ветками и наливали всем гуляющим бражки. Этого же самого числа в Европе солнце- и древопоклонники друиды вешали золотые яблоки на могучие дубы.Интересно, что до сих пор в странах, где господствующей религией является католицизм, атеисты в разговорной речи употребляют в качестве иносказания понятия «мир» выражение «пальмовая ветвь», в то время как люди религиозные говорят о голубе с оливковой ветвью в клюве. Характерно, что памятник в честь освобождения Венгрии от фашизма на горе Геллерт в Будапеште — аллегория Мира — представляет собой женскую фигуру, держащую высоко в руках огромный пальмовый лист (ветвь) — символ многозначительный именно в католической стране, но входившей в «советский блок». В самом СССР в первые годы после революции пальмовая ветвь использовалась как эмблема мира и одновременно как символ долговечности революционных завоеваний. Именно в таком качестве изображена гигантская пальмовая ветвь на мемориальной доске скульптора С. Т. Конёнкова, установленной в 1920 году на Сенатской башне Кремля (стена которой выходит на Красную площадь в самом ее центре).

В мае 1943 года в СССР была введена специальная униформа для дипломатов и в связи с этим установлена эмблема советской дипломатической службы — две пальмовые ветви, скрепленные у основания лентой,— знак, отражавший главный смысл и цель деятельностисоветской дипломатии — борьбу за мир. Хотя в 1954 году униформа дипломатов была отменена, эмблема советской дипломатии — две пальмовые ветви — сохранилась на значках, выдаваемых выпускникам высших дипломатических заведений страны. Эта эмблема мира — древнейшая из всех — оказалась действительно долговечной. Она употребляется в государственных гербах ряда стран — Сенегала, Сомали, Конго (Браззавиль) и некоторых других.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)