Культура  ->  Литература  | Автор: Мансков Сергей Анатольевич | Добавлено: 2015-04-22

Символика животных в литературе

Василий Макарович Шукшин — человек «разносторонних дарований, который является продолжателем лучших традиций классической русской литературы. Он всегда считал, что главное в жизни русской интеллигенции — стремление помочь людям. И он хотел помочь людям найти правду, сохранить истинные духовные ценности» .

Василий Белов в воспоминаниях о творчестве В.Шукшина пишет: «Рожденному сибирской, то есть русской деревней, ему вовсе не требовалось постигать или изучать национальный характер. Позади него громоздилась вековая, во многое трагическая история, перекликалась богатейшая культура народного творчества»

В.М.Шукшин ощущал тесную связь с родным селом и людьми, оставшимися на его Родине. По словам Ю. Григорьева «Невозможно понять Шукшина без его кровной связи с родным селом, родным домом, матерью, которую он любил какой-то невероятной сыновней любовью. Он все время рвался душой на родину…»

В.М.Шукшин действительно предпочитал писать о деревне. «Однако этнографические приметы сельской жизни, внешность людей деревни, пейзажные зарисовки не особенно занимали писателя — обо всем этом если и заходила речь в рассказах, то лишь попутно, бегло, вскользь. Почти не было в них поэтизации природы, авторских раздумчивых отступлений, любования «ладом» народной жизни — всего того, что привыкли находить читатели в произведениях В.И.Белова, В.П.Астафьева, В.Г.Распутина, Е.И.Носова» .

В своих рассказах писатель большое внимание уделяет простым людям. «По Шукшину, согласие с миром возможно только тогда, когда человек открыт для людей, отзывчив, готов подарить другим часть своей души. Шукшин восхищается героями-фантазерами, эдакими «чудиками», воспринимающими жизнь поэтически, стремящимися наделить ее легендой, наполнить сказкой. … Им тяжело бороться с повседневностью, но они находят опору в любви ко всему живому, к природе» .

Часто описывает образ земли «… конкретный и поэтически многозначный, тесно связанный с мифологическими представлениями» . Он занимает центральное место в художественном мире В. М. Шукшина.

Наряду с этим, в произведениях автора «четко прослеживается стремление наделить природу, и в частности землю, человеческими качествами» .

Многие исследователи творчества В.Шукшина отмечали в его произведениях обращение к образам простых людей, русского народа, писали о том, что он обращался к описанию родной земли, дома, жизни села, но лишь немногие упоминали об употреблении образов животных и птиц в рассказах писателя.

Есть статья О.В.Тевс «Орнитология» В.М.Шукшина и автореферат диссертации на соискание ученой степени «Семиотический аспект моделирования природы и социума в художественном мире В. М. Шукшина», где автор анализирует образы птиц в рассказах писателя, а так же рассматривает некоторые образы животных у В.Шукшина, хотя в художественном мире писателя животные используются очень часто. В данной работе классифицируются все животные и птицы в рассказах В.Шукшина и приводится анализ самого частотного образа. В этом заключается актуальность и новизна данного исследования.

Символика животных в литературе

Очень многие писатели и поэты обращались к теме животных, «стараясь через «братьев меньших» показать сущность человека».

К таким писателям и поэтам относились С.Есенин, В.Высоцкий, В. Пелевин, А. Экзюпери, Киплинг и многие другие.  «Но были, есть и будут писатели, специализирующиеся только на этой теме. Мы уже не можем представить детства без Маугли Киплинга, без его «Книги джунглей». «Путешествие Нильса с дикими гусями», созданное учительницей географии, очеловечило для нас птиц. Книга Даррелла — энциклопедия не только зоологии, но и любви, дружбы. Без «Белого клыка», «Джерри-островитянина» и «Майкла, брата Джерри», без «Зова предков» творчество Д.Лондона стало бы намного ущербнее. Тургенева трудно представить без маленького произведения «Му-му», А.Куприна — без «Белого пуделя» .

Исследователи отмечают: «… и Есенин без ряда стихов о животных не был бы столь проникновенен, как не полностью выразил бы себя Высоцкий без знаменитых «Волков». А то, что во многих случаях животное служит всего лишь аллегорией, как в баснях Крылова, не суть важно. Важно то, что именно за счет многочисленной литературы о животных мы приписываем им человеческие черты. Если уж труслив, то, как заяц, а если хитер, то как лисица. Мартышка любит подражать, а моська самоутверждается за счет слонов».

В большинстве литературных произведений животным сочувствуют, скорбят о том, что люди к ним плохо относятся, а «современный писатель В.Пелевин «оживил» насекомых, и от этого его жизнеописание приобрело особые гротесковые черты» .

Употребление в текстах повествования животных началось с мифологии и устного народного творчества. В сказках «появление различных персонажей изначально обусловлено тем кругом представителей животного мира, который характерен для нашей территории. Поэтому закономерным является то обстоятельство, что в сказках о животных мы встречаемся с обитателями лесов, полей, степных просторов (медведь, волк, лиса, дикий кабан, заяц, ёж и т.д.). В сказках о животных животные сами являются главными героями- персонажами, а отношения между ними определяют характер сказочного конфликта».

Наблюдая за животными, выступающими «в качестве действующих персонажей в животном эпосе, отмечается преобладание диких, лесных животных. Это – лиса, волк, медведь, заяц, и птицы: журавль, цапля, дрозд, дятел, ворона. Домашние животные появляются в соединении с лесными, а не как самостоятельные или ведущие персонажи. Примеры: кот, петух и лиса; овца, лиса и волк; собака и дятел и другие. Ведущими персонажами, как правило, являются лесные животные, домашние же животные играют подсобную роль» .

В рассказах В.М.Шукшина много упоминаний животных и птиц. О.В.Тевс пишет: «Уподобление персонажа курице осуществляется в рассказе параллельно сравнению с лягушкой, представляющей класс земноводных, которых , как правило , маркируют подземную сферу , что в данном контексте означает, прежде всего, статичность и мертвенность мысли. Отношение писателя к представителям куриной породы довольно однозначно: с петухом связываются позерство, отсутствие глубокомыслия и прочие подобные качества».

У Шукшина соотнесённость персонажа с образом птицы свидетельствует о «его более высоком положение, проявляющемся в социальной, психологической, интеллектуальной сфере, а также служит способом введения авторские оценки персонажа. При этом оказывается значимым, с каким видом птиц идет уподобление: домашние птицы, не способные летать, как правило, у Шукшина – куры не несут в себе значение «высокого».

Ряд шукшинских персонажей сближается с журавлём. «Наиболее явная параллель с этим видом устанавливается через семантику фамилии героя в рассказе «Срезал» .

В текстах Шукшина находят «свое воплощение и представители класса хтонических животных - змей, земноводных, рыб - как самостоятельные образы и в качестве зооморфных двойников некоторых героев Шукшинская трактовка этих образов находится в традиционном русле Змея предстает как источник реальной опасности и как знак преисподней, поэтому в персонажах соотносимых со змеями нагнетаются демонические черты Рыбы как и шеи в xудожественном мире писателя связаны … со смертью»

В рассказах В.Шукшина в основном преобладают домашние животные. Это обусловлено тем, что писатель, описывая жизнь народа, вводит в свои произведения и животных, окружающих людей. «Система зооморфных соответствий и образов животного мира в произведениях Шукшина не исчерпывается представителями птичьих пород». В текстах писателя упоминаются также и другие животные корова, конь, бык, осел, свинья, овца, собака волк, рысь, барсук и др.

В ходе работы было рассмотрено 79 рассказов В.М.Шукшина, и в 55 из них встречаются животные и птицы. Всего 286 упоминаний. Чаще всего упоминается конь , образ которого и взят для анализа в работе.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)