Развлечения  ->  Непознанное  | Автор: Давлетова Регина Радиковна | Добавлено: 2015-03-06

Шаманство в России

Шаманство - одна из основных и древних форм первобытной религии. Оно возникло уже на заре человеческой истории, когда основными средствами жизнеобеспечения были охота, рыболовство и собирательство. Именно к этому времени относят исследователи появление первых магических ритуалов, совершаемых шаманами. По мере исторического развития общества шаманство теряло свою первоначально важную роль. Однако отдельные очаги шаманства сохранились и до наших дней, в первую очередь в тех обществах, которые менее всего затронуты натиском современной цивилизацией.

К местам, где до сих пор распространено шаманство относятся: Южная и Северная Америка, Западная и Юго-Восточная Азия, Африка, Китай, Казахстан, Узбекистан.

На территории России шаманство сохранилось: в Эвенкийском, Корякском, Долгано-Ненецком, Чукотском, Ямало-Ненецком, Ханты-Мансийском автономных округах. А также на Алтае, в Бурятии. В Уссурийском, Приморском, Хабаровском, Красноярском краях, в Камчатской, Иркутской, Сахалинской, Читинской, Томской областях и в республике Тыва.

Сегодня шаман – значительная фигура лишь у тех народов, у которых не разрушен традиционный образ жизни, где сохраняется родоплеменная структура среди сибирских и дальневосточных народов, у североамериканских индейцев, у аборигенов Австралии. Известно, что шаманство наложило заметный отпечаток на ислам, так как шаманы были первыми пророками. Они посредники между миром людей и миром духов, более того, шаманов избирают сами духи.

Для этого шаман должен пройти пересотворение. Это, значит, что духи забирают шамана в иной мир, и там душа его подвергается пересотворению или перерождению, после чего шаман становится особым человеком, наделённым необычайными свойствами.

Пересотворение по шаманским рассказам происходит, самыми жестокими способами. Духи могут варить его в котле, они освобождают его скелет от плоти, пересчитывают все кости. Если обнаруживается лишняя, это означает, что из человека может получиться шаман, если же лишней кости не обнаруживается, кандидат в шаманы должен умереть. Всё это время тело шамана, естественно, остаётся в человеческом мире (при этом шаман может быть полностью обездвижен или, напротив, может вести себя обычно), но покрывается синяками, ссадинами, так как испытывает все те ощущения, которые выпадают на долю души в мире духов. Но даже после всех пережитых мучений он всё равно не чувствует себя шаманом, поскольку сердце его остаётся в ином мире, где над ним продолжают трудиться духи. И только тогда когда будущий шаман ощутит, что сердце вернулось к нему, он становится, наконец, настоящим шаманом. Недаром, российский исследователь Штернберг считал: «Талант шамана не дар, а бремя».

Впервые слово «шаман» встречается в русских документах в 17 веке. Одни учёные считают его тунгусским, другие – санскритским, принесённым буддизмом. У народов Сибири существовали свои названия. Например, у эвенков шаман – саман, у ненцев – тадебя, у селькупов – тэтыпы, у нганасан – нга, у кетов – сенинг и т.д. Благодаря русским учёным и путешественникам, исследователям Сибири слово «шаман» вошло в мировую литературу. И уже во второй половине 18 века оно употреблялось как общепринятый научный термин.

Интерес в России к шаманству возник в 17 веке, с появлением на латинском языке книги о северном народе лопарях, где содержится много сведений о шаманстве. Даже высокие царские особы проявляли интерес к шаманам. Например, Иван Грозный приглашал к себе лопарских шаманов с Севера. Петр I велел доставить к себе трёх или четырёх «самоедских» шаманов, «которые совершенно шаманить умели, и дать им провожатых и подводы, и велел их по городам – кормить, и везти их с бережением, и велел взять с собою, что к тому шаманству им понадобится. И их не стращать, а сказать им будет наша, великого государя, милость». А Екатерина II даже написала пьесу под названием «Шаман Сибирский». Во внимании русских царствующих особ проявлялся общий интерес к этому явлению. Это было вызвано тем, что во время своих камланий, шаманы, одетые в шкуры зверей, с рогами на голове, издавали такие неистовые звуки и доводили себя и окружающих до такого состояния, что с людьми могло происходить что-то невероятное, неподдаваемое никакому объяснению. Все эти шаманские ритуалы напоминали диковинные спектакли, что очень приветствовалось царскими особами. Ведь неслучайно шаманы считались хорошими артистами и гипнотезёрами.

В 19 веке научные гипотезы представляли шаманство не религией, а формой религии. Так как слишком сильно различается практика шаманства у разных народов, чтобы можно было считать одной религией. Даже понятия «сибирское шаманство» включает в себя очень разные явления. Хакасское, тувинское или алтайское шаманство близки друг к другу, но и здесь есть немалые различия. А шаманство якутов или североамериканских индейцев совершенно не похоже на среднеазиатское.

Слово «шаман» переводится с тунгусского языка как «исступлённый», «восторженный» человек. И это характеризует его во время обряда камлания. Конечно, у каждого народа было своё название для шамана, а то и несколько. Обычно название шамана зависело от его силы, способностей, какого-то особого умения или владения атрибутами.

После того, как человек становился шаманом, его должен признать коллектив и то, что он делает - истинно. Люди должны убедиться, что это не самозванец. Сама жизнь каждый день проверяет достоинства шамана: - как он отвечает на вопросы; - как разыскивает потерянных оленей; - как лечит болезни.

Но задачи шамана намного шире. Прежде всего, он должен был ограждать своих соплеменников от бед и болезней, поддерживать хозяйственную жизнь племени. Так, например, духов – хозяев животных он просит об изобилии дичи, духов природы – о плодородии, иначе говоря, его обязанность – поддерживать равновесие в мире.

Шаманы служили своему роду. Однако шаманская профессия – далеко не выгодная. Не все служители культа принадлежали к зажиточной части общества, среди них были и середняки. Но чаще всего они были бедные люди, поскольку деятельность шамана отнимала много времени, и едва ли достаточным вознаграждением ему служили получаемые гроши и подарки. В 17 веке шаманы вовсе не получали никакого вознаграждения за помощь. В дореволюционный период они просто не могли жить только на средства от камланий. Камлали они не только не каждый день, но даже не каждую неделю или месяц; большие камлания, особенно к небесным божествам и духам, проводились раз в год. Позднее они стали брать плату за свои труды (сначала только в случае удачного камлания). Плата шаману была различной - от рукавиц, до нескольких оленей. Следовательно, доходы от камланий были весьма ограниченными.

ЯМАЛЬСКИЕ ШАМАНЫ

У ямальских ненцев шаманы назывались тадебя. Существовали разные категории шаманов. Одни исцеляли больных, другие умели предсказывать промысел, третьи могли повлиять на погоду (остановить пургу или ветер). Всё зависело от силы и умения шамана.

О том, что человек избран духами, узнавали по особым приметам. Эти знаки существовали у человека от рождения. Например, пятно на темени, которое, по представлению ненцев, являлось символом кожи бубна, или «пленка» в которой рождался ребёнок. Мать бережно снимала её и вешала на дерево или на две скрещивающиеся палочки, воткнутые в землю (или снег). Особым признаком шамана считалось также родимое пятно, которое по существующим представлениям, давалось шаману в детстве вместо бубна.

Когда такой отмеченный особым знаком ребёнок подрастал, он будто бы начинал замечать вещи, недоступные глазам других людей. Затем, приближаясь к периоду половой зрелости, он, например, спал целыми днями, бормотал что-то на непонятном языке, становился молчаливым, стремился к уединению. Это означало, по мнению древних ненцев, что духи преследовали избранника, внушали ему мысли, влияли на его поступки, наделяли его сверхъестественными возможностями. К примеру, человек мог брать в руки раскалённое железо, не замёрзнуть в проруби, не чувствовать боли от порезов.

Нужно было принять этот дар от духов и следовать их советам. Если человек отказывался стать шаманом, духи насылали на него безумие, тяжёлые болезни и смерть.

Таким образом, шаманами становились не по доброй воле, а под сильным давлением со стороны духов, и шаманское звание принималось не с радостью, а как тяжкое бремя.

У ненцев родители ребёнка, у которого были особые приметы, отдавали его на обучение шаману и давали в уплату одного оленя.

Славились среди ненцев шаманы, способные лечить больных людей и животных. Одним из них был шаман – целитель Геннадий Петрович Колоколец, живший в фактории Харампур. Он излечивал людей «высасыванием» болезни из тела человека. По происхождению он был, селькупом и знал кроме селькупского ещё ненецкий и хантыйский языки. По словам Ади Юхаливича Пяка: «Камлал Колоколец в «тёмном» чуме (без огня)». Выпив настойку из мухомора, взяв колотушку и бубен в руки, начал тихо петь. Внезапно он прекратил песню и, взяв меня сзади руками, поставил на носки своих ног. Я прочувствовал, как лезвие ножа ходит по моей груди холодком стали. Когда я понял, что нож отступил, шаман свалился на постель. От страха я закричал во весь голос. Моему взору предстал бившийся в судорогах шаман. После припадка подпрыгивая с криками «Хов-хов-хов», шаман взял мою голову двумя руками и вытянул ртом из темечка мою болезнь. Я почувствовал лёгкость в груди.

У ненцев существовали белые и черные шаманы. Белые шаманы использовали положительные силы вселенной, и призваны были исцелять людей и вершить добро, а чёрные представляли тёмные силы, поклонялись грозовой молнии и творили зло.

В настоящее время на территории Пуровского района проживают потомки знаменитых шаманов. К ним относятся род Нойсама, род Наханы Найвашата, род Дянклета, род Панхей Пяк.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)