Культура  ->  Литература  | Автор: Алена Межова | Добавлено: 2014-11-21

Семейная жизнь А. С. Пушкина

Семья и дом – это главное, очень важное и очень нужное для каждого. Дом – это не просто место, где живет человек. Дом – это прежде всего любовь. Когда человека любят, то ему уютно, тепло, он окружён заботой и сам заботится о своих любимых. И тогда человеку хочется жить, у него всё получается, и даже беда ему не так страшна. А ещё важно, что каждый член семьи не сам по себе, а как звено фамильной цепочки. Чем теплее отношения между родными – тем прочнее фамильная цепь, род.

Всё это очень хорошо понимал и чувствовал Александр Сергеевич Пушкин.

Пушкин знал историю своего рода, начиная с 13 века, и очень гордился своим 600-летним дворянством. И хотя его родители – Надежда Осиповна и Сергей Львович – не баловáли маленького Сашу лаской, они дали ему возможность получить хорошее образование, а культурная атмосфера в их доме помогла будущему великому поэту приобщиться к искусству, и прежде всего – к поэзии.

А кроме этого, у него были замечательные бабушка и няня.

Бабушка Мария Алексеевна и няня Арина Родионовна оказали большое влияние на маленького Сашу. Они дарили ему ту ласку, заботу и любовь, которой ему не доставалось от родителей. А он свою ответную любовь к ним проявил во многих своих стихах: «Няне», «Сон», «Наперсница волшебной старины», «Зимний вечер»...

Я думаю, что именно из-за недостатка родительской любви Пушкин долгие годы был невысокого мнения о браке, во всяком случае, считал его для себя невозможным. У него даже сложилась репутация ветреного, непостоянного человека. Потом он вдруг стал делать одно предложение за другим . И это тоже, как мне кажется, было как-то несерьезно.

Но, встретив Натали Гончарову, он понял, для кого хранила его судьба.

Пушкин своим гениальным чутьем уловил в Натали редкое и прекрасное – невинность, естественность и красоту в чудной гармонии с прекрасным воспитанием и скромностью. Даже кротостью, т. е. с тем замечательным качеством, которым обладали лучшие героини его сказок. Помните, в «Сказке о мертвой царевне» царевна была «нраву кроткого такого»?! А внешностью Наталья Николаевна очень похожа на Царевну Лебедь из «Сказки о царе Салтане»: стройная, с красивой лебединой шеей, в красивом платье с рюшами, похожими на нежные распушённые перья, и даже со «звездой во лбу» – украшением – диадемой.

Я не могу так замечательно и красиво написать о том, почему Пушкин выбрал женой именно Наталью Николаевну, как академик Н.Н. Скатов. И я напишу его слова из книги «Пушкин. Русский гений». Я с ним полностью согласен.

«Что же выделило Наталью Николаевну в ряду всех, без исключения, Любовей, влюбленностей и увлечений поэта? Какова была идея этой женщины, этого удивительного самородка?

...Пушкин увидел в Гончаровой главное – помимо ума, вне образованности, даже сверх красоты – нечто органичное и натуральное, врожденное, как гений: уж в чем, чем, а в гениальности он толк знал. Что же? Женственность. Идеальную, светлую, чистую женственность. Которая естественно должна найти и находит продолжение и самое точное выражение в материнстве и сливается с ним.

…Пушкину образ Мадонны как некий идеал женственности был почти всегда близок... А в жизни он сразу прозрел это начало в шестнадцатилетней девочке. Прозрел и будущую прекрасную мать своих детей, что она и подтвердит при жизни поэта и, может быть, еще больше после его гибели. Так что и здесь он не ошибся».

Именно с юной Наташей Гончаровой захотелось Александру Сергеевичу семейного счастья, дома, наполненного детьми и тихими радостями…

Теперь Пушкин воспринимал брак как очень серьёзный шаг в своей жизни. Он считал, что брак – это ответственность за судьбу другого человека, это, говоря его словами, «зависимость», которая «делает человека более нравственным».

Вот и Пушкину многое в своей жизни пришлось изменить. Ради семьи, ради любимой женщины он готов был пойти на жертвы. Он писал: «Я женюсь, то есть я жертвую независимостью, моими привычками, странствиями без цели, уединением, непостоянством».

В себе он видел много недостатков, а будущую жену называл «чистейшей прелести чистейшим образцом» и сравнивал её с Мадонной, т.е. с самой Богородицей!

Их знакомство длилось почти два года. Свадьба по разным причинам откладывалась, но 18 февраля 1831 года они наконец обвенчались.

Александр Сергеевич хотел, чтобы Бог помог его семье быть крепкой и счастливой и просил благословения на брак у своих родителей: «...Прошу вашего благословения не как пустой формальности, но с внутренним убеждением, что это благословение необходимо для моего благополучия – и да будет вторая половина моего существования более для вас утешительна, чем моя печальная молодость...».

О том, что брак Александра Сергеевича и Натальи Николаевны был «заключён на небесах», говорит, мне кажется, и особое совпадение цифр в годе их венчания – 1831: две первые цифры в нём указывают на возраст невесты, две последние – на возраст жениха. По-настоящему чудесное совпадение.

Поначалу все воспринимали Натали просто как красивую женщину. Пушкин же постоянно говорил о ее необыкновенной душе и уме.

Например, в августе 1834 года в письме к матери Натали он писал: «Поздравляю Вас со днем 26 августа; и сердечно благодарю Вас за 27-ое. Жена моя прелесть, и чем доле я с ней живу, тем более люблю это милое, кроткое, чистое, доброе создание, которого я ничем не заслужил перед Богом...».

В письмах к жене Александр Сергеевич употребляет по отношению к ней самые нежные и необыкновенные слова. Он называет её «ангелом» , своим «кумиром», «прекрасным своим сокровищем»... Подчёркивает, что душу её любит «ещё более лица».

В семейной жизни Александра Сергеевича и Натальи Николаевны было много проблем. Это и денежные долги, и нелепые слухи... Но, несмотря ни на что, их отношения с каждым годом становились всё более теплыми и задушевными. О многом говорит, например, то, что наибольшее количество писем Пушкин написал именно жене. Он настолько привык разговаривать с ней, что в разлуке особенно чувствовал, как не хватает ему этого задушевного общения. Его друг Нащокин вспоминал, что когда Пушкин получал письма от Натали, он радостно бегал по комнате и целовал их: «Надо было видеть радость и счастье поэта, когда он получал письма от жены. Он весь сиял и осыпал эти исписанные листочки бумаги поцелуями».

Александр Сергеевич писал жене обо всем: и о своём творчестве, и о продвижении его литературных работ, и о его – теперь уже и её – друзьях. Он докладывал жене обо всём, признаваясь, что слушается её советов, её здравого смысла.

Пушкин считал, что в семье все должны быть под одной крышей: муж, жена, дети – пока малы, родители – когда стары. Он очень уважительно относился к родителям.

Несмотря на то, что Александр Сергеевич не был любимцем своей матери, именно он часто приходил к ней с Натали, когда Надежда Осиповна очень заболела. «Александр Сергеевич ухаживал за нею с такой нежностью и уделял ей от малого своего состояния с такой охотой, что она узнала свою несправедливость... После похорон он был очень расстроен и жаловался на судьбу, что она и тут его не пощадила, дав ему такое короткое время пользовался нежностью материнской, которой до того времени он не знал», – писала баронесса Е.Н. Вревская.

Очень уважал он и жену. Например, из уважения к Наталье Николаевне, несмотря на постоянные денежные проблемы, Пушкин согласился на переезд к ним в Петербург с Полотняного Завода её сестер: Екатерины и Александры.

Но лучше всего о Пушкине-семьянине говорит его отношение к детям.

По современным понятиям семью Пушкина можно считать многодетной. У «поэта и красавицы» было четверо детей: Мария, Александр, Григорий и Наталья. «Машка, Сашка, Гришка и Наташка», – как с любовью говорил сам Пушкин.

Александр Сергеевич и Наталья Николаевна были истинными христианами и верили, что молитва матери «со дна моря поднимет», а «благословение отчее утверждает домы чад». Оттого Пушкин много раз просил молитв своей тещи Натальи Ивановны о своих детях, а в письмах к жене всегда благословлял их. Он даже переложил на стихи молитву Ефрема Сирина в своем стихотворении «Отцы пустынники и жены непорочны». И детей своих Пушкины воспитывали в вере.

И ведь выбирая себе жену, он, прежде всего, выбирал мать для своих детей! И именно поэтому не ошибся. Наталья Николаевна оказалась просто замечательной, образцовой матерью.

И сам Александр Сергеевич был замечательным отцом: любящим, заботливым.

Во время вынужденных отлучек он постоянно беспокоился и справлялся о детях в письмах: «А Маша- то? Что ее золотуха?», «Начала ли говорить?», «Говорит ли Маша? Ходит ли? Что зубки? Саше подсвистываю»; «Целую Машку, Сашку и тебя, благословляю тебя, Сашку и Машку, целую Машку и так далее, до семи раз»; «Здорова ли ты, душа моя? И что мои ребятишки? Что дом наш, и как ты им управляешь?..»

Об отношении к сыну Саше видно из письма Натали: «Сашей очарован. Всегда присутствует, как его маленького одевают, кладут в кроватку, убаюкивают, прислушивается к его дыханию. Уходя, три раза его перекрестит, поцелует в лобик и долго стоит в детской, им любуясь».

Пушкин знал, какая судьба может быть у поэта в России: гонения, непонимание, безденежье, поэтому он не хотел такой судьбы своим детям. Про старшего сына он писал жене: «Не дай бог ему идти по моим следам, писать стихи и ссориться с царями: в стихах он отца не переплюнет, а плетью обуха не перешибешь». А про Машу: «Вот тебе мой зарок: если когда-нибудь нашей Маше придет фантазия хоть один стих написать, первым делом выпори ее хорошенько, чтобы от этой дури и следа не осталось».

После рождения сына Григория и дочери Натальи Пушкин написал такие радостные и мудрые слова: «Мое семейство умножается, растет, шумит около меня. Теперь, кажется, и на жизнь нечего роптать и старости нечего бояться».

Поэт надеялся на долгую и счастливую семейную жизнь, но его семейное счастье продлилось всего шесть лет. Пушкин был убит на дуэли.

И Наталья Николаевна растила детей без него. Она сумела внушить детям благоговейное отношение к отцу, его памяти и воспитывала их так, как хотел Александр Сергеевич.

Целых семь лет она не выходила замуж, хотя ей делали выгодные предложения. И вышла за такого человека, которого выбрали дети Пушкина и который полюбил их, как своих, – за Петра Петровича Ланского. Мне очень понравилось, что дети Натальи Николаевны и Петра Петровича были очень дружны с детьми Пушкина.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)