Справки  ->  Энциклопедии  | Автор: Ольга Конотоп | Добавлено: 2014-11-06

Все о русском алфавите

Славянская азбука «молодая». Ей немного более «тысячи ста лет». Она была создана в середине IX века. У славянской письменности удивительное происхождение. Дали славянам письменность братья Кирилл и Мефодий, впоследствии канонизированные Русской православной церковью как святые, первоучители, день памяти которых стал теперь в России традиционным Днем славянской письменности. Он отмечается 24 мая. Кирилл и Мефодий открыли для славянского мира эпоху литературного языка.

Константин в монашестве и Мефодий родились и выросли в византийском городе Фессалоники, или, как его называли славяне, Салунь. Для Константина книги стали смыслом всей жизни. Интерес к наукам, упорство в учении, трудолюбие – все это сделало его одним из самых образованных людей Византии. Неслучайно его за великую мудрость прозвали Философом. В то время (во 2-й половине IX века) славянские народы занимали обширные территории Восточной и Центральной Европы. Они достигли такого уровня развития, что появилась необходимость иметь письменность - свою, славянскую (а пользовались тогда славяне греческими и латинскими буквами).

В 863 году за помощью к византийскому императору Михаилу III обратился моравский князь Ростислав. Он писал: «Наши люди отвергли язычество и придерживаются христианского закона, но мы не имеем такого учителя, который бы на нашем (славянском) языке проповедовал истинную христианскую веру... ». В этом же году братья Константин и Мефодий прибыли из Византии в Моравию, в земли славян. Узнав, что азбуки у моравов нет, Константин начал её создавать. Он долго молился и «открыл ему Бог», и тогда сложил письмена и начал писать слова Евангелия: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог». Константину не суждено было вернуться на родину. Когда братья приехали в Рим, он тяжело заболел, принял постриг, получил монашеское имя Кирилл, и через несколько часов скончался. С этим именем он и остался жить в памяти потомков. Его похоронили в Риме. Мефодий позже занимался переводческой, просветительской работой, был учителем до самых последних дней. Умер и похоронен в Моравии.

Тайна русского алфавита

Святитель Иоанн Златоуст писал: «Библия – источник света, она просвещает и озаряет души». В Книге книг отображен трудный путь, которым Бог ведет человека в его становлении. Вехи этого пути отражены в Писании с помощью букв. Буквы во всех алфавитах олицетворяют определенные энергии «Письмена - суть Божественные творения, о чем свидетельствует их связь со звуком, который сам по себе является знаком Божественного создания Вселенной и бессмертия». К такому выводу пришли исследователи Библии Неопалитанский и Матвеев. Они отмечают, что сравнительное изучение ими разных алфавитов показывает мистическую связь составляющих их графических элементов, букв. Это понимали и составители славянской азбуки - Глаголицы и Кириллицы.

Глаголица - первая славянская азбука. Название этой азбуки образовано от старославянского слова «глаголь», что значит «слово», «речь». Буквы глаголицы лишь отдаленно напоминают известные в те времена системы письма. Ученые считают, что глаголица – яркое, оригинальное создание одного человека, человека – языкотворца. Глаголица широко употреблялась в 60-х годах IX века в Моравии, откуда проникла в Болгарию и Хорватию и просуществовала там до XVIII века. На Руси глаголица употреблялась, но до нас дошло очень мало письменных памятников, написанных глаголицей.

Глаголица – азбука, хорошо приспособленная к записи славянской речи. Но начертание ее, похожее на рисунки, сложное: буквы многослойные, витвиеватые. Однако, ученые, исследуя глаголический алфавит, обнаружили в этом алфавите не просто рисунки букв, а скрытый, тайный смысл. Главное открытие ученых, по мнению О.И.Зайцева, это то, что буквы глаголицы несут в себе три основных христианских знака: крест, круг и треугольник.

Крест, по книге символов Г.Бидерманна, - самый универсальный символический знак, напоминающий о животворящей смерти Иисуса. Крест – выразительный символ той жизни, которую надлежит вести христианам. Апостол Павел считал: «Я сораспялся Христу, и уже не я живу, но живет во мне Христос». Наряду с кругом крест выступает структурным элементом многих медитационных образов и строительных планов храмов и церквей. Во многих культурах изображение системы мира дано в крестообразном оформлении.

Круг, согласно философии платоников, является совершенной формой. В мистических системах Бог истолковывается как круг с вездесущим центром, чтобы таким образом показать совершенство и непостижимость, с помощью человеческих чувств таких понятий, как бесконечность, вечность, абсолют. Таким образом, круг соответствует богу и небу.

Треугольник – один из простейших геометрических символических знаков. Это знак Святой Троицы: Бога Отца, Сына и Святого Духа. Буквы глаголицы являются сложением из этих трёх элементов, трёх Божественных символов, образовавших Божественную Троицу – креста, треугольника и круга, символов Божьего всемогущества, бесконечности и совершенства. Причем вертикальная черта олицетворяла мужское начало, небо, Вселенную, а горизонтальная – женское,– так утверждал С.М. Неаполитанский.

Так, например, первая буква «азъ» по форме напоминает крест. Полукрест напоминают буквы «покой», «наш». Четверичность креста есть во многих буквах, например, «ферт», «живете», «мыслете». Круг есть в букве «от», «фита» (перечеркнутый горизонтальной линией, напоминает крест). Круг как элемент буквы присутствует во многих буквах глаголицы, так как:«веди», «глаголь», «добро», «живете», «мыслете». Треугольник в чистом виде в букве «ять», но внутри перечеркнутый напоминает крест. Треугольник как элемент есть в буквах: «ер», «еры»,«ижица». В основном же буквы представляют сплетение трёх символов, например, в «еры» есть треугольник, круг, а форма буквы – крест.

Лукреций писал: «Много имеет значенья, как сочетаются тельца, и в положеньи таком пребывают, также какое движенье друг другу дают и приемлют».

По мнению С.М.Неаполитанского и с.А.Матвеева, любая буква священного писания заключает в закодированном виде имя Бога, Вселенной, и отдельных её частей, первоэлементов, а также название ритуалов. Буквы алфавита обладают сверхъестественной творческой силой, подчас непознаваемой человеком. Неслучайно, когда позднее в Болгарии ученики Константина и Мефодия изобрели вторую и самую главную славянскую азбуку Кириллицу, названную в честь Кирилла (Константина), они составили её на основе греческого алфавита, добавив 19 новых знаков, но библейский смысл сохранили. В «Церковной грамоте» об этом писалось так: «Имяслов славянской азбуки сообщает о духовном, небесном, о ведении и разумении слова Божия. Если письмо есть вместилище только земного мiровосприятия (мiр – вселенная), то славянская азбука объемлет большее – мировосприятие (мир – покой небесный)». Усваивая эту азбуку, человек не только легко запоминал буквы, названия которых имеют смысл, он сразу же пробуждался к размышлению, к действию Г – глаголь, М – мыслете, Р – рцы. Благодаря азбуке славянские страны принимали христианское просвещение с радостью и благоговением.

Имя каждой буквы одушевлено святостью, любовью, мудростью. Так, буква «Ж» по внешнему виду напоминает фигуру человека, переплетенную древом жизни. Из центра её расходятся вверх, вправо и влево две вылетающие птицы. Человеческая фигура будто произрастает из пасти зверя, который корнями уходит в землю. «Наш» - человек тоже уходит корнями в земля. Древо словно врастает в сердце человека. Все живое переплетено в единый бесконечный узор. Буква называется «живете» и ассоциируется с символом жизни (по-славянски «жизнь»- это живот).

Каждая буква имела не только название, но и значение .

Если прочитать значения букв от начала до конца, то можно увидеть своеобразную или молитву, или наставление о том, как жить. Первая большая часть алфавита наставляет о том, что будущее будет у того, кто творит добро, крепко стоит на земле, имеет живую сущность, ведет себя, как человек мыслящий. Такой человек обретает духовность, изрекая слова истины, законы, славы, кто же «червь ничтожный, нещадный, вор, гуляка, враг - тот принимает юдоль, становится изгоем, принимает мучение, оковы, наказание». Юдоль во втором значении, по словарю С.И.Ожегова, - это место, где страдают и мучаются, а также в устаревшем книжном значении обозначает жизнь, с её заботами и печалями.

В книге «Библейская нумерология» С.И. Неаполитанский называет систему букв настоящей мистерией. А мистерия (с греч.) тайна, таинство. Так какие же тайны заключают в себе буквы? «Азъ» соответствует личному местоимению (бол. аз, древнерусс. «азъ», совр. «Я»). В первой славянской азбуке глаголице имя этой буквы соединено с изображением креста:. Удивительна этимология местоимения азъ. Индоевропейское по происхождению ( ср. греч. и лат. еgo, англ. l, нем. lch и др.) оно когда-то имело бытийное значение ( «мое бытие», «мое присутствие здесь»); человек не возвышал себя как источник действия, не попирал.

Получилось так, что местоимение, определившее начало имя слова церковной азбуки, в гражданском алфавите завершает её – буквой «Я». Русская пословица себялюбцу и несмиренному напоминает: «Я (т.е. человек) – последняя буква алфавита».Святое Евангелие научает и предупреждает:

Народ, усвоив эту истину, сложил еще одну пословицу: «Смиренье – Богу угожденье, уму посвященье, душ спасенье, дому благоговенье и людям утешенье».

По «Мистерии Библейских букв буква «А» (греч. Алеф: единство, мудрость и понимание) показывает единство, символизирует вола. В Библии значение этой буквы трудно переоценить, поскольку она есть само дыхание; часто она даже вообще не произносится, воплощая мудрость. Это Божественный разум, связанный с понятием Мессии. Буква «А» представляет собой Высшее Космическое сочетание; это треугольник с острым углом вверх, символ вечности мировоззрения. Строчная буква «а» символизирует круг, Вселенную. Вертикальная черта в строчной букве «а» есть символ мужского начала, неба, а также руки.

Буква «Б» (греч. Бета: дом царства Господнего) – являет понимание имени Бога. Символ этой буквы – дом. «Бет» - это домашнее хозяйство, семейный очаг, святое семейство.

Символ буквы «Г» (греч. Гимел: награда, благословение или проклятие) – верблюд. Этот верблюд несет людям сокровища. Буква связана с наградой, которая может заключаться в даровании изобилия или наказания.

«Дверь отверста на небе». Символ буквы «Д» (греч. Далет: путь истины) – дверь. Иисус есть путь Истины, Мудрость и Слово; вход в Царство Господне. Чтобы войти в Дом Бога, нужно следовать путем, который продолжил Христос; и за ним войти в дверь Истины. Это дверь в обитель Бога.

Буква «Е» (греч. Хей: зеркало) символизирует окно или зеркало. Именно через это окно Бог может являть себя человеку, но это также и зеркало, через которое человек может наблюдать самого себя. Буква «Хей», являясь пятой буквой египетского, финикийского, греческого и латинского алфавитов, образует ключ света. Эта буква представляет собой звук Духа, понимаемый как дыхание Бога, непосредственно передаваемое от души к душе. В греческом алфавите она произносится как «эй».

Буква «В» (греч. Вав: столб храма) символизирует гвоздь или столб, твердо установленный в земле. Это дерево, простирающееся от земли до небес. Это столп справедливости и закона. Столб храма также связан с ключом от Царства Бога, это истинный путь к спасению.

Буква «З» (греч. Зайн: страж дома) символизирует меч; она представляет собой стража двери. Это не меч разрушения, но меч мира («шалом»).

Буква «Х» (греч. Хетт: бег и возвращение) символизирует ограду, мост. Она также представляет жизнь. Вершина моста соотносится с жизненным бегом и возвращением всех живых существ; мост образует соединение небес и земли. На земле мы обретаем сущность жизни и возвращаемся к её источнику. Мы проживаем повседневные жизни, бежим и возвращаемся – и снова пускаемся в их круговорот.

Символ буквы «Тет» - змея. Само графическое начертание этой буквы связано с возлежанием. Оно связывается со склонностями человека – непонятными, сокрытыми от всех. Вверх обращены зубы ложного знания, испускающие яд невежества. Однако эта буква также связана с тайной Бога. Значение этой буквы двойственное: сопряженное с добром и злом. Бинарность мира обнаружена повсюду в Библии. Древо познания добра и зла предлагает свои плоды всем людям; важно не ошибиться в их выборе.

Символом буквы «Й» (греч. йод: рука творения), которая как бы висит в воздушном пространстве, - рука света, являющаяся также точкой, от которой исходит исконный свет (свет Мессии). Это изначальный импульс, посредством которого были созданы все вещи.

Символы буквы «К» (греч. Каф: корона жизни) – корона, ладонь руки, облако творения. При молитве две ладони складываются вместе; это акт покорности человека Богу. «К» происходит от египетского иероглифа, изображавшего кисть руки. Соприкосновение двух ладоней – отказ допустить в свою жизнь грех.

Буква «Л» (греч. Ламед: изучение) символизирует хлыст, которым погоняют вола.; это также средство, связанное с обучением. Изучение наук часто ассоциируется с повиновением. Древнее обучение всегда связывалось с прутом дисциплины. Эта буква есть само сердце, достигающее высот Божественной мудрости.

Буква «М» (греч. Мем: вода, фонтан, мудрости мира) символизирует мирское значение, природу. Небольшой промежуток в написании буквы «Мем», характеризуется с её открытостью и неполнотой.

Буква «Н» (греч. Нун: письмо) связана с посланием Мессии и обозначает бесконечность, непрерывность. Она символизирует два сакральных объекта: рыбу и лампу (нер тамуд). Форма буквы «Нун» слагается из нижней половины окружности прямостоящего стержня. Это также символ бессмертной, неуничтожимой Истины, хранимой ковчегом. Поэтому эта буква представляет собой нижнюю, земную половину Мирового яйца.

Буква «С» (греч. Самех: дом из камня и песка) символизирует опору и свадебное кольцо. Внутренняя часть буквы формирует круг, указывающий на цикл жизни, наделённость духом Господним и возвращение этого духа к своему источнику.

Буква «О» (греч. Айн: наблюдение) означает глаз, фонтан, источник, бытие и человек. «О» является древнейшей из букв алфавита, она не изменила форму с того времени, как финикийцы переняли из семитов символ под названием «глаз», это произошло 3000 лет назад. По форме она единственная, напоминающая губы, произносящие свой звук. В Египте буква «О» изначально олицетворяла раскинутый рот рыбы, которая порождает воду как жизнь мира. Таким образом, она служила символом воды жизни и эмблемой новой жизни и нового рождения.

Символ буквы «П» (греч. Пе: слово) – рот, из которого исходит речь, сформированная посредством языка. Буква «Пе» произошла от египетского иероглифа, обозначающего рот.

Символ буквы «Ц» (греч. Цади: рыбак, справедливость) – рыболовный крючок, которым выуживается из пучин хаоса пропащие души. Эта буква – символ замученного Христа. «Цади конечная»דּ (связанная с числом 27), последняя буква алфавита, содержит в себе изображение прямого сильного удара. Это удар копья по Христу, но вместе с тем это и жезл, указывающий на Спасителя.

Буква «куф» (вездесущность) – это удар, показывающий силу Бога, способную вытащить из пучин духовного невежества даже тех, кто пребывает на самом его дне.

Буква «Р» (греч. Рейш: голова, начало) связана с заботой Бога о человеке. «R» называлась римским писателем Персии «собачьей буквой», поскольку звук «r – r - r»походил на рычание собаки. Шестая по употреблению буква происходит от семитского символа «рейш», которое означает «голова».

Буква «Ш» (греч. Шун: вечное пламя) означает огонь горящего куста, который пылает, но не сжигает. Это триединость Божественного, сошедшаяся в одном модуле пламени любви. Мистическое значение этой буквы – «шинуй» (изменение).

Последняя буква «Т» (греч. Тав: печать имени) является печатью Господа. Она символизирует глубокую тьму вокруг Святой Горы. Звук, соответствующий «Т», вызывает картину разлетающегося эпицентра энергии. Заглавная и прописная буква «Т» - буква света. Крест «тау» являлся росписью или знаком просветления, о нем в Книге Иезекшеля говорится о знаке, которым помечались чела избранных. Латинская буква «Т» первоначально писалась, как +, со временем она превратилась в крест, а черта, которой перечеркивают современную строчку «t», служит напоминанием о первоначальном кресте.

Если выделить основные слова, определяющие каждую букву, то мы увидим, что часть из них соотносится с человеком – рука, ладонь, глаз, рот. Другая часть связана с миром природы – вол, верблюд, рыба, змея, ручей, источник. Интересно, что начинают и венчают систему буквенных значений слова духовные: Единство – Святая Гора. Между ними есть символичные слова, такие как дверь, дом, мост, опора, огонь, бесконечность. То есть опять, как в случае с кириллицей, библейское буквозначение образует некое поучение о том, как человеку жить, через что пройти. Неслучайно, по учению святых отцов о любом символе, он обладает следующими функциями:

  • Указывает на явления мира духа.
  • Указывает на библейские и исторические события.
  • Приобщает человека к духовному.
  • Сообщает о Божественном промысле.

Таким образом, патриархи христианской мысли пришли к идее, что в символе происходит сакральное переплетение двух реальностей – духовной и материальной, внешней и внутренней, мирской и возвышенной.

 

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)