Культура  ->  Литература  | Автор: Н.К. Мещерякова | Добавлено: 2015-03-11

Русские и якутские сказки

У каждого народа своя история, свои обычаи, своя древняя культура.

Сказки- самый ценимый народом вид искусства, их любили во все времена, любят их сегодня, в век неслыханного взлёта и компьютеризации. Любят одинаково и взрослые и дети.

Многое можно узнать из сказок. В них отражается дух народа, его быт, образ жизни, национальный характер. Сюжет может быть фантастическим, но детали повествования реальные, точные, соответствующие той земле, где живёт сказка.

В наше время мы, дети, в основном читаем сказки Уолта Диснея и других зарубежных писателей, в которых отсутствуют доброта, честность, справедливость. В этих сказках, кто сильнее, тот и побеждает.

Наше современное поколение утрачивает такие качества, как сострадание, доброта, забывают свои обычаи, традиции.

Поэтому считаю, что народные сказки учат нас любить свою землю, народ, быть сострадательным, отзывчивым, добрым.

Ребенок должен знать свою историю, свои корни.

Сказки наполнены многочисленными деталями быта того народа, той земли, где живёт сказка.

У многих народностей есть множество сказок, схожих по тематике, сюжету, образам.

Давайте сравним русские и якутские сказки. На первый взгляд в них мало общего. Но если посмотреть глубже, то сказки похожи не только по построению, но и по сюжету. В основе у них лежит один и тот же сюжет. Якутские и русские сказки по сюжету делятся на 3 группы: о животных, волшебные и бытовые. В них, как и в других сказках народов мира все доброе и хорошее рисуется светлыми тонами, и в конце побеждает добро.

Сказки о животных

Якутские и русские сказки имеют не только одинаковые сюжеты, но и названия. Например, русская народная сказка о животных называется «Лисица и волк», а якутская сказка называется «Волк и лиса».

И в той и в другой сказке Лиса показана хитрой, ловкой, храброй, изворотливой, выдумке и находчивости лисы нет границ. Лиса лицемерна, а Волк – хищник, в сказках он показан глупым и вызывает чувство жалости к нему. Эти сказки учат нас не предавать друзей и не верить льстивым речам. В обеих сказках высмеивается человеческий порок – глупость.

Так же, русская народная сказка «Мужик, медведь и лиса», а якутская сказка «Лиса и медведь». В них Медведь показан добродушным, могучим, но глупым.

Сказки о животных на протяжении веков преображались и дошли до нас в виде этилогических сказок, то есть объясняющих те или иные особенности внешнего вида или поведения животных ( «Лебедь и Ворон»-русская сказка, «Почему у горностая хвост чёрный»- якутская сказка.)

Социально-бытовые сказки

Давайте рассмотрим теперь сказки социально-бытовые: русская сказка «Иван – крестьянский сын», а якутская сказка – «Никита – крестьянский сын».В обеих сказках герои показаны умными, мудрыми, честными, добрыми. Их отличает такие качества, как скромность, верность и доброта. Богачи показаны глупыми. В русских сказках героем является простой человек: крестьянин, кузнец, солдат или плотник. В якутских сказках героем является, в основном, крестьянин, старик. И в русских , и в якутских бытовых сказках народ мстит угнетателям, помещикам, купцам.

Волшебные сказки

А теперь рассмотрим волшебные сказки. Например, якутская сказка «Славный богатырь и злая Нэгэй Тугут» и русская сказка «Иван Быкович». Сюжеты этих сказок похожи, герои бескорыстны, готовы прийти на помощь в любую минуту. Волшебные сказки утверждают: «тот выйдет победителем в борьбе с врагом, кто любит свой народ, почитает родителей, уважает старших, хранит верность любимому человеку, кто добр и справедлив, скромен и честен».

Герой волшебной сказки всегда добр, великодушен. Он не только спасает животных, которые потом помогают ему победить злую силу, он даже способен расположить злую силу к себе, как это делает Иван- царевич при встрече с Бабой –Ягой ( «Василиса Премудрая и морской царь»)

Героем волшебной сказки выступает бедняк, человек, притесняемый другими: парень- сирота, падчерица, младший брат, который у старших слывёт дураком.

Герой волшебной сказки всегда добр, великодушен. Он не только спасает животных, которые потом помогают ему победить злую силу, он даже способен расположить злую силу к себе, как это делает Иван- царевич при встрече с Бабой –Ягой ( «Василиса Премудрая и морской царь»)

Героем волшебной сказки выступает бедняк, человек, притесняемый другими: парень- сирота, падчерица, младший брат, который у старших слывёт дураком.

Зачастую герои становятся победителями в борьбе. Так народ воплощает мечту о справедливости. В сказках кони имеют волшебные свойства. Они одарены чуткостью к переживаниям, умеют говорить. Богатыри скрывают в ухе коней своих жён или сестёр. Конь богатырю – товарищ.

В русских и якутских народных сказках существовала вера в загробную жизнь, в бессмертие души. Мир делился на верхний, в котором живут боги, небожители, средний мир – землю, где живут люди, и нижний мир, подземный (подводный). Все эти миры существенно друг от друга не отличались.

Опускаемся в нижний мир

Иван-царевич, попав в подводный мир, должен выполнить крестьянскую работу: выкорчевать пни, поднять целину, вырастить хлеб…

Герои попадают в нижний мир, в страну «Бедового сильного старца Арсан Дуолай». И там идет борьба с драконом.

Злые духи существуют и в русских, и в якутских сказках. Они обычно очень страшны на вид, человекоподобны, но человеческий облик их искажен.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)