Дом  ->  Мода и красота  | Автор: Неустроев Б. Ф. | Добавлено: 2015-01-27

Ручные стежки и строчки

Шов – один из могучих корней древа материальных культуры народа, бесценное его богатство. Прискорбно, что мы, не понимая всего величия завещанного нам богатейшего наследства, уходящей в седую глубь веков родной культуры, не придавая им должного значения, многое теряем, зачастую проходим мимо великих творений, считая их ненужным хламом.

Декоративные стежки в основном применяются для распространенного приема отделки материалов и одежды – вышивки, одного из самых древнейших видов художественного творчества. Ручная вышивка использовалась для отделки предметов культового назначения, истоки его восходят к далекой эпохе, когда вышитые изображение связывались, и имели магическое значение своего рода «оберега», хранителя от злых духов. С течением времени их магическое значение уступило эстетическому: старые языческие символы в настоящее время воспринимаются как красивое узорочье. Однако само понятие красивое, становилось равнозначным к доброму, благожелательному, оберегающему. Работа не требовала специальных приспособлений, достаточно было иглы и нити, поэтому вышивкой и шитьем занимались почти все якутские женщины.При вышивании чепрака применяются:

  • Декоративный шов – «уктаалы анньыы» – тамбурный или петельный. Этот шов самостоятельно почти не применяется, применяется в качестве окантовки с 2-х сторон узора, вышитой «таналайдыы анньыы». В зависимости от толщины ниток имеет две разновидности: первый – долее утонченный и удлиненный формы, а второй вышивается толстой нитью и форма получается округленной.
  • Шов типа «козлик – елочка» – «таналайдыы анньыы» ( от слова «таналай» – что в переводе на русский, означает «нёбо») – самый древний, характерный вид традиционной якутской вышивки. Магическое значение орнамента «таналай» (нёбо) связано с древним пониманием человека о том, что этот орнамент является соединяющим звеном – «лестницей» между миром земным и верхним миром Высших Божеств. В земном мире судьба и счастье человека зависит от их благосклонности.
  • И другие варианты «таналай»– «атаралыы» или «ураhалыы», похожими по внешнему виду и смысловому значению к шву «таналай», в якутском шитье отводится довольно значительная роль.
  • Характерной чертой якутской вышивки является сочетание 2-х, а иногда и нескольких стежков в одном орнаменте. Такая вышивка встречается в вышитых чепраках.

Якутские мастерицы виртуозно владели всеми приемами шитья: меховой и тканевой мозаики, вышивки бисером, серебряными и цветными нитками. Мастерицы стараются не показывать линию шва в изделиях: закрывают металлическими бляшками, несколькими рядами прямой бисерной отделки, вышивкой нитками и подшейным волосом оленя или пропускают кант между швами – «кыбытыы». С точки зрения верований народа это можно объяснить тем, что стежки является для человека защитой от влияний и воздействий, злых духов, которые могут проникнуть сквозь некачественно прошитые линии шва в душу человека и «поранить» его. А с технологической точки эти приемы являются показателями качественной отделки – ведь раньше одежда шилась на века, передавалась от поколения к поколению, как семейная драгоценность, по наследству.

Якутские мастерицы использовали в шитье очень много разновидностей стежков и строчек. Многие из них давно забыты.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)