Культура  ->  Литература  | Автор: Ирина Иванченко | Добавлено: 2014-11-10

Краткое содержание Ромео и Джульетта

В «Ромео и Джульетте» сплелись в единый узел проблемы, составляющие содержание всего раннего творчества Шекспира. Вражда Монтекки и Капулетти, от которой страдает Верона, подобна феодальным междоусобьям, изображенным в хрониках Шекспира. Ромео и Джульетта, Меркуцио, Бенволио, кормилица напоминают нам о мире любви, дружбы и веселья, предстающем перед нами в комедиях Шекспира. Здесь эти два мира столкнулись, и жертвами конфликта стали те, в ком было больше всего стремления избавить жизнь от феодальной вражды, - Меркуцио, Ромео и Джульетта. И это происходит тогда, когда, казалось бы, уже должна была иссякнуть кровавая вражда двух знатных семейств.

Вражда Монтекки и Капулетти, вероятно, когда-нибудь имела реальное основание, но теперь даже память о нем исчезла. Осталась только фикция родовой семейной чести, которую якобы защищают оба лагеря. Монтекки и Капулетти долее не являются господами положения, от исхода борьбы которых зависят судьбы государства. Верона уже управляется не на феодальный манер. Государство возглавляет герцог, объединяющий всех под своей властью, и новому порядку покорились все, кроме Монтекки и Капулетти. Их вражда – пережиток старого, но это старое еще достаточно сильно, чтобы мешать полному утверждению нового порядка. Для того, чтобы увидеть соотношение реальных общественных сил в Вероне, нужно принять в соображение, что только Монтекки и Капулетти еще следуют традициям кровавой мести. Но даже в их собственной среде уже нет абсолютной убежденности в необходимости продолжать эту борьбу. Об этом говорит то благодушие, с каким синьор Капулетти относится к приходу Ромео Монтекки на бал в его доме. Тибальт тут же хочет броситься на него с мечом в руках. Капулетти останавливает его. Собственно, Тибальт и является наиболее убежденным сторонником традиций кровавой мести. А для Ромео и Джульетты старая вражда потеряла всякий смысл.

Хотя борьба между Монтекки и Капулетти занимает значительное место в сюжете, не она составляет основу конфликта. В традиции сталкиваются не два семейства, а две общественно-нравственные силы – дух феодальной жестокости,злобы и мести и ренессанский принцип любви, дружбы, гармонии.

Тема любви предстает в трагедии многообразно, о ней говорят много и по-разному. Сначала мы слышим грубые речи слуг из дома Капулетти, для которых все сводится к тому, чтобы прижать девок к стене. Мало чем отличаются от этого речи кормилицы и ее воспоминания о том, как пошутил ее покойный супруг по поводу девочки Джульетты, когда она упала. Мы слышим также насмешливые речи Бенволио и Меркуцио, потешающихся над влюбленностью Ромео. Их остроты тоньше. Если слуги с грубой простотой говорят о чувственных радостях, то молодые дворяне презирают их, считают чем-то низменным. Ромео сначала мечтает об идеальной платонической любви, и предметом его обожания становится далекая Розалина, близости которой он не ищет, ибо погружен в сладостно меланхолическое переживание своего томления о неземном счастии. Но это еще не настоящая любовь.

Истинная поэзия любви возникает в тот миг, когда встречаются Ромео и Джульетта, и в их юных сердцах зарождается великая страсть, одновременно чувственная и идеальная, прекрасная в своей гармоничности. Для выражения чувств Ромео и Джульетты Шекспир воспользовался всем арсеналом поэтических средств, выработанных любовной лирикой многих веков. Ромео и Джульетта выражают свои чувства в стихах дивной красоты, и чуть не все их реплики – это маленькие поэтические шедевры.

Ночная сцена в саду, когда Джульетта, сидя у окна, мечтает о Ромео, а он, стоя внизу, слышит ее признания, и их последующая беседа, в которой они состязаются друг с другом в выражении своей любви, - это цепь маленьких поэм, наподобие провансальских поэм, называвшихся тенсонами. Монолог Джульетты, ожидающей Ромео на ночное свидание – «Неситесь шибче, огненные кони…» – представляет собой образец другого лирического жанра – эпитоламу, брачный гимн. Знаменитая сцена расставания Ромео и Джульетты от начала до конца пронизана мотивами Альбы – песни утренней зари:

В последних сценах трагедии поэтические речи Ромео и Джульетты принимают элегическую окраску. Они становятся все печальнее и мрачнее, достигая подлинно трагического звучания.

Имея в виду не только действие, но и поэтическую ткань трагедии, Белинский писал: «Пафос шекспировской драмы «Ромео и Джульетта» составляет идея любви, - и потому пламенными волнами, сверкающими ярким цветом звезд, льются из уст любовников восторженные патетические речи… Это пафос любви, потому что в лирических монологах «Ромео и Джульетты» видно не одно только любование друг другом, но и торжественное, гордое, исполненное упоения признание любви как божественного чувства».

В «Ромео и Джульетте» любовь не трагична, конфликт возникает не на почве самих чувств героев. Они от начала до конца гармоничны. Между Ромео и Джульеттой нет никакого разлада. Они преданы друг другу безмерно. Трагедия возникает от столкновения прекрасного чувства героев с миром злобы и вражды. Борьба между ними и составляет сердцевину трагедии, основу ее конфликта. Глубина реализма Шекспира здесь проявляется в том, что самое интимное из человеческих чувств взято им в его соотношении со всем строем жизни. Трагедия «Ромео и Джульетта» возникла на почве столкновения двух жизненных укладов и двух разных систем морали. Сами участники конфликта могут не сознавать этого. Но в этом существо борьбы между ними. Ромео и Джульетта борются за право свободы выбора в любви против насилия родителей Джульетты. Для них это не вопрос принципа, а дело страсти. Но мы ошиблись бы, решив, что их погубила страсть. На самом деле они являются жертвами жизненного уклада, отрицающего за ними право на свободу любви.

Силы нового строя жизни в трагедии более многочисленны. Этот новый уклад действительно уже одержал победу во всем, что касается общественных и государственных отношений. Но он еще не утвердился в сфере частной жизни и личных семейно-бытовых отношений. Здесь не государство, не власть, а сами люди должны устанавливать новые отношения между собой. Борьбою за эти новые нормы и является поведение Ромео и Джульетты. Хотя Ромео и Джульетта погибают в этой борьбе, моральная победа остается за ними. Своим примером они показали, что человек не может жить, отказываясь от своих чувств, подавляя в себе естественное стремление к счастью. Такой жалкой жизни они предпочли смерть.

Их победа, однако, является не только моральной, но в известной мере и реальной. Жестокая бессмысленность их гибели открывает глаза Монтекки и Капулетти. Горе утраты заставляет их понять, что своей враждой они сами уничтожили собственное будущее. Над трупами Ромео и Джульетты происходит примирение глав враждующих семейств. Они заключают вечный мир. Гибель Ромео и Джульетты, таким образом, не является бесплодной. Своей смертью они покупают победу нового жизненного принципа – принципа мира, дружбы и любви.

«Ромео и Джульетта» - трагедия в подлинном смысле слова оптимистическая. Она выражает надежду на победу новых жизненных начал. Пожалуй, ни в одном другом произведении оптимизм Шекспира не проявляется с такой силой, как в этой трагедии.

«Ромео и Джульетта» во многих отношениях отличается от других трагедий Шекспира. Здесь нет той гнетущей атмосферы, которая присуща кровавым драмам интриги и мести в раннем творчестве Шекспира. Хотя тема мести играет в трагедии немалую роль, ее вытесняют лирические мотивы, связанные с образами героя и героини. Ее затесняют и комические эпизоды, очень важные в общей композиции пьесы. Это одновременно и лирическая драма и комедия.

Трагедия Шекспира в самом прямом смысле наполнена поэзией. Это заметил еще Пушкин. В «Ромео и Джульетте», писал он, «отразилась Италия, современная поэту, с ее климатом, страстями, праздниками, негой, сонетами, с ее роскошным языком, исполненным блеска». Трагедия написана великолепными стихами.

«Ромео и Джульетта» - не просто красивая история любви трагической. Произведение Шекспира утверждает передовые для того времени жизненные принципы гуманизма в общественной и личной жизни. Прекращение феодальных раздоров, мир и порядок в государстве, возглавляемом мудрым и справедливым правителем, - такова социальная основа трагедии. Утверждение любви как основы семейной жизни – такова нравственная идея, утверждаемая Шекспиром.

Художественная сила трагедии определяется мастерством, которое Шекспир проявил в обрисовке характеров. Как бы мала не была роль того или иного персонажа, Шекспир хотя бы беглыми чертами отличает его от других. Так, в характере старшего Монтекки несколько неожиданно звучат поэтические слова о том, как проводит время его тоскующий сын. Совсем ли случайна эта особенность? Скорее можно допустить, что у отца Ромео были задатки, получившие большее развитие в поэтической личности молодого Монтекки. Но конечно, не второстепенные, а главные характеры трагедии привлекают к себе внимание благодаря выразительной обрисовке их Шекспиром.

Сколько жизненной правды и сколько подлинной поэтичности в образе юной Джульетты! Несмотря на ее юность, а ей всего тринадцать лет, - Джульетта обладает богатейшим духовным миром. Она умна не по летам, ее сердце открыто для большого чувства. Она непосредственна, как это естественно для девочки. Конечно, она испытывает смущение, когда узнает, что Ромео услышал ее речи о любви к нему. Но, убедившись в том, что он отвечает ей таким же чувством, она первая спрашивает, когда они сочетаются браком. Джульетта смела и решительна. Из них двоих она более активна, чем Ромео. Да и обстоятельства складываются так, что ей нужно найти выход из положения, в каком она оказалась, когда отец категорически потребовал ее согласия на брак с Парисом.

Шекспир удивительно тонко показал, что Джульетте отнюдь не безразличны вопросы семейной чести. Когда она из бестолкового рассказа кормилицы узнает, что ее кузен Тибальт убит Ромео, ее первое чувство – гнев на молодого Монтекки. Но потом она сама же корит себя за то, что почти сразу же после венчания уже способна упрекать своего мужа.

Мужество Джульетты особенно проявляется в той роковой сцене, когда она, по совету монаха, выпивает снотворный напиток. Как естественен страх юной героини, когда она размышляет о страшном зрелище, которой ей предстоит увидеть, когда она проснется в фамильном склепе среди трупов. Тем не менее, преодолев страх, она выпивает напиток, ибо, только пройдя через это испытание, она сможет соединиться с любимым.

Решимость, присущая Джульетте, проявляется и тогда, когда она, проснувшись в склепе, видит мертвого Ромео. Недолго раздумывая, она кончает с собой, ибо жить без Ромео она не может. Как просто, без ложной патетики ведет себя Джульетта в час последнего выбора.

Поразительно цельный героический образ Джульетты – живое воплощение юной любви, не знающей компромиссов, любви, побеждающей опасности и страхи. Ее любовь действительно сильнее смерти.

Достойным такой любви является Ромео. Ему лет семнадцать, но, хотя он старше Джульетты, душа его так же чиста. Любовь неожиданно овладела Джульеттой. Ромео был чуть опытнее ее. Он уже знал, что есть на свете такое прекрасное чувство, еще до того, как встретил Джульетту. Его душа уже жаждала любви, была открыта для восприятия ее. До встречи с Джульеттой Ромео уже избрал предмет для обожания. То была, кстати сказать, девушка тоже из клана Капулетти – Розалина. Ромео вздыхает о ней, но эта любовь умозрительна. К тому же Розалина вовсе не жаждет любви. Мы узнаем о ней, что она холодна, как Диана, богиня-покровительница девственниц.

Но вот Ромео увидел Джульетту, и от его пассивной мечтательности не осталось следа. Он смело подступает к Джульетте, срывает с ее губ поцелуй. Хотя их встреча на балу кратка, оба сразу проникаются страстью друг к другу. Отныне Ромео желает в жизни только одного – счастливого соединения с Джульеттой. Препятствия приводят его в нормальное состояние.

Любовь Ромео к Джульетте так сильна, что он ее мертвую не уступает Парису. В жизни и смерти она должна принадлежать ему одному. Подобно тому, как Джульетта не может жить без него, так известие о ее смерти сразу вызывает у Ромео желание уйти из жизни вместе с нею.

Смерть Ромео и Джульетты производит такое впечатление на их родителей, что они примиряются и кладут конец вражде. Так любовь двух юных героев оказывает реальное воздействие. То, чего не мог добиться герцог своими угрозами и карами, происходит под влиянием страшного конца юных героев, чья смерть – трагический урок, заставляющий родителей понять всю жестокую бессмысленность их вражды. Любовь Ромео и Джульетты одержала победу над бесчеловечным обычаем кровавой мести. Но цена, уплаченная за это, велика. Трагедия и состоит в том, что только жертвенность юных героев могла остановить мечи, готовые без конца проливать кровь.

Ромео и Джульетта – идеальные поэтические образы. Их окружает ряд других персонажей не менее жизненно ярких. Таков, в первую очередь, друг Ромео Меркуцио. Его отличает большая зрелость ума, большой жизненный опыт. Меркуцио – скептик. Он не способен на любовь-страсть, какая владеет Ромео. Шутник и весельчак, он, однако обладает высоким чувством чести. Меркуцио понимает бессмысленность вражды Монтекки и Капулетти, смеется над задирами, готовыми в любой миг ввязаться в драку. Но когда, как ему представляется, задета честь друга, он не раздумывая, бросает вызов Тибальту. Если Ромео весь предан власти своего чувства к Джульетте, то Меркуцио и Бенволио – воплощенная преданность в дружбе.

Необычна фигура монаха Лоренцо. Сам отказавшийся от радостей мирской жизни, он отнюдь не принадлежит к числу тех святош, которые готовы были бы запретить всем людям любовь и наслаждение. Лоренцо любит и тонко понимает природу. Но он не только собирает растения, ему также доступно глубокое понимание человеческого сердца. Недаром и Ромео и Джульетта в трудные минуты идут именно к нему за помощью и советом, ибо знают его доброту и желание облегчить людям жизнь. Лоренцо придумывает сложный план спасения любви Ромео и Джульетты. Однако всех превратностей судьбы он не мог заранее предвидеть. Неожиданное обстоятельство – эпидемия чумы – помешало ему предупредить Ромео, что смерть Джульетты является мнимой, и с этого события начинается трагический оборот.

Необыкновенно колоритна фигура кормилицы Джульетты. Шекспир мастерски умел создавать такие типы, выхваченные из самой гущи народной жизни. Добрая, бесконечно преданная Джульетте, она, однако, не в состоянии понять исключительную природу страсти своей воспитанницы. Она хочет счастья Джульетте, но ей кажется безразличным, кто именно будет спутником жизни ее любимицы. На ее взгляд, Парис не хуже Ромео. Важно, чтобы был муж, а остальное, на ее взгляд, приложится. Как можно догадаться, мать Джульетты согласилась на брак с Капулетти без всякой любви. Он женился на ней уже в зрелые годы, успев пожить в свое удовольствие. Брак родителей Джульетты – пример традиционного супружества, не основанного на любви.

Шекспир создал в трагедии много образов и ситуаций, подчеркивающих смелость юных героев, стремящихся устроить свою жизнь по-новому, не так, как жили их родители.

Мало похож на юных героев молодой претендент на руку Джульетты Парис. Нет оснований считать его неискренним. Он, по-видимому, полюбил Джульетту настолько сильно, что во имя своего чувства готов пойти на смерть. Однако от Ромео его отличает то, что ответного чувства девушки он не добивается, всецело полагаясь на то, что воля отца отдаст ее под его супружескую власть.

Вдумчивое рассмотрение трагедии открывает читателю то, что Шекспир показал несколько разных понятий о любви и браке, начиная с примитивно пошлого понимания отношений между мужчиной и женщиной у кормилицы и вплоть до идеального отношения к любви и браку у Ромео и Джульетты.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)