Культура  ->  Литература  | Автор: Юрий Уюрченко | Добавлено: 2014-11-18

Краткое описание романа Гарри Потер

Страна Фантастики – придуманная страна, страна мечты, позволяет выключить читателя из реальной ситуации и включить в фантастическую, где читатель испытывает особое чувство защищённости. Каждое время накладывает свой отпечаток на читательские предпочтения. Во второй половине XX века в литературе всего мира сформировалась ориентация писателей на создание собственной целостной специфической идеальной картины волшебного мира, объединённой типом мирочувствования и миропонимания писателя, воплотившей его нравственные и эстетические ориентиры. Это явление в западной литературной критике получило название «fantasy» .

Жанр фэнтези в его современной форме с его интересом к индивидуальности, с его пониманием уникальности каждой вещи первоначально возник в Великобритании и Америке – в странах, где культ индивидуальности сложился исторически. Основоположниками «литературы меча и колдовства» принято считать Р.Говарда, создавшего образ Конана Варвара из Киммерии «Властелин колец» и англичанина Дж. Р. Р. Толкиена, творца волшебного мира Средиземья. Затем неожиданно появились «странные сказки» американки У. Ле Гуин, произведения А. Нортон, Р. Желязны, «Волшебник Изумрудного города» А. Волкова и т. д. .

В фэнтези мир реален только для действующих в нём героев. Фэнтези аккумулирует в себе ирреальное, то, что присутствует в жизни, но не поддаётся анализу с позиции существующих физических законов.

«Фэнтези – это своеобразное сращение сказки, фантастики и приключенческого романа в единую художественную реальность» .

Фэнтези – жанр литературы и искусства, примыкающий к научной фантастике, но в более свободной, «сказочной» манере использующий мотивы дальних перемещений в пространстве и времени, инопланетных миров, искусственных организмов, мифологию древних цивилизаций. Фэнтези, или литература о необычном, основана на сюжетном допущении иррационального характера. Это допущение не имеет «логической» мотивации в тексте, предполагая существование фактов и явлений, не поддающихся в отличие от научной фантастики рациональному объяснению. В особом мире фэнтези возможно всё – злые и добрые волшебники, боги и демоны говорящие животные волшебные существа, иные миры и т.д. Мифы фэнтези лишены временной и географической конкретности – события происходят в условной реальности чаще всего в параллельном мире, похожем отчасти на наш. Время в фэнтези похоже на время мифологическое, развивающееся циклично – как и сам мир, последовательно проходящий этапы гармоничного и хаотического существования, перетекающие один в другой, образуя модель повторяющегося бытия. Герой фэнтези обязательно должен совершать квест , представляющий собой не столько перемещение в пространстве с определённой целью, сколько путь в пространство души в поисках себя и обретение внутренней гармонии.

Исследования читательских предпочтений, проводимые в библиотеках, показали, что большинство подростков читает, чтобы узнать что-то новое и интересное, а также для отдыха и развлечения. .

В художественной системе «фэнтези» ирреальность образует целый мир, созданный по законам условности, иносказания и взаимопроникновения форм, а также обогащения этикой и эстетикой сказки, мифа, эпоса, аллегории, легенды, утопии, гротеска… «Фэнтези» вселяет в подростка уверенность, что если поступить правильно, и почаще шевелить мозгами, то всё в жизни у него сложится так, как он того пожелает. Персонифицируя себя с идеальным героем фантастического произведения, подросток чувствует и себя идеальным, во всяком случае лучшим, чем выглядит в действительности. Отождествляя себя с героем фантастического произведения., совершая его подвиги, делая выбор, подросток удовлетворяет свою потребность в самореализации. Магия жанра такова, что и взрослые люди готовы всерьёз «играть» в небывалое.

Библиотекари школьных библиотек могут облегчить подросткам адаптацию в реальном мире, предлагая к прочтению лучшие книги в жанре фэнтези – произведения высокой эстетической ценности и позитивной направленности, несущие положительныq эмоциональный заряд, дающие вдохновение жить и самостоятельно строить свою жизнь. Читатель получает возможность проникновения в сознание героя, он знает больше героя, и поэтому способен оценивать поступки, примеряя их к себе. А это даст возможность задуматься о своих собственных возможностях, физических и духовных, заняться глубоким самоанализом и, возможно, самосовершенствованием.

Сущность фэнтези не в изображении фактов, а в идеализации возможностей человека, в восхищении им, несмотря на все его недостатки, проблемы, метания.

Интерес к подобного рода произведениям и идентификация себя с идеальным героем выполняют, с одной стороны, функцию психологической защиты, то есть, как отмечал Л. В. Ривлин, подросток таким образом компенсирует собственную социальную беспомощность . Но в тоже время идеализация вымышленного мира заставляет читателя по-новому взглянуть на окружающие его вещи, более глубоко и верно оценить поступки окружающих людей. Фэнтези описывает духовное становление героя, одновременно восхищаясь его постоянством мира, к которому он принадлежит. Часто прославляется в фэнтези не столько мир сам по себе или его составляющие, сколько процесс творения. Творчество воспринимается авторами и героями фэнтези как борьба. Все герои фэнтези борются за жизнь в любом его проявлении. Они «делают чудеса своими руками».

Одним из основных мотивов современной подростковой культуры стала и жажда подвига, тяга к героическому . Так выражается естественная потребность человека в чистоте чувств, в мужестве, смелости и доблести, не отягощённых бытовой корыстью. Идеальный, романтический героизм чаще всего проявляется в борьбе со злом вообще и с конкретным врагом в частности. В «волшебном» мире фэнтези, имеющем мало общего с реальностью, человек может свободно путешествовать из конца в конец мира, может быть самим собой , не оглядываясь на физические и «бюрократические» законы, которые запрещают куда чаще, чем разрешают.

«Однако, на наш взгляд, литература, пусть и развлекательная, может через эмоциональные переживания пробудить стремление к самосовершенствованию, потребность в самоанализе, развить чувство прекрасного и способность задумываться не только над сиюминутными, но и вечными, сущностными вопросами. Читающий подросток ищет острых ощущений, необычных ситуаций, героических поступков, небывалых героев. Поэтому он выбирает фантастику.» – так, статистические данные исследования, проведенного краевой детской библиотекой Алтайского края в 1998 году, показывают, что каждая пятая прочитанная подростками книга, написана в жанре «фэнтези. .

Заметно, что у ряда детей сформировался устойчивый интерес к литературе жанра фэнтези. И это ярко видно на примере поттерианы. Но, можно ли отнести книги Дж. Роулинг к фэнтези? Это я рассмотрю в следующей главе.

Поттериана. Фэнтези, или антифэнтези?

Жанр книг о Гарри Поттере – фэнтези, в котором «одним из трёх источников и составных частей» является обязательное разрешение почти всех конфликтов с помощью магии. Это закон литературного жанра. И героям никак не обойтись без практики. Так, травология в Хогвартсе – одна из основных дисциплин, что далеко не случайно. Умение разбираться в травах всегда приписывалось ведьмам и колдунам, и любой уважающий себя волшебник просто обязан прекрасно разбираться в данной дисциплине.

Особо хочется остановиться на ещё одной дисциплине – алхимии – наука о превращении одного вещества в другое, в духовном смысле – несовершенного в совершенное. К ней и относиться пресловутый термин – Философский Камень. Первая книга поттерианы называется: «Гарри Поттер и Философский Камень»). Роулинг говорит об алхимии словами книги, взятой в библиотеке Хогвартса Гермионой Грейнджер:. «Древняя наука алхимия занималась созданием Философского Камня, легендарного вещества, наделённого удивительными силами…» Интересно отметить, что Гарри, будучи, безусловно, на стороне Светлых сил, постоянно мучается тем, что Волан-де-Морт случайно вложил в него частицу могущества Тёмных сил. Ощущая эту двойственность своей натуры и проходя через очищение путём невероятных испытаний , Гарри в духовном смысле как бы «добывает» свой Философский Камень. А ведь «камень» – это ещё и символ крепости духа и силы.

Можно сделать вывод, что практически ко всем магическим традициям Роулинг подходит в первую очередь, с юмором. Она использует то, что лежит на поверхности, что может быть понято любым мало-мальски образованным человеком. .

Практически в каждой литературоведческой статье авторы упоминают о жанровой специфике книг поттерианы. В книгах Роулинг тесно переплетены самые разные жанровые разновидности. Так И. Ратке, характеризуя книги Роулинг, как «школьную повесть» утверждает, что тогда она должна по идее связывать нас с «большой традицией романа воспитания». Но эти ожидания оказываются напрасными: главный герой по сути ничему не учится . Да, центральное место действия – школа Хогвартса – школа колдовства и чародейства. Безусловно, в волшебном мире изучают волшебные дисциплины. Но сама структура преподавания, так сказать «учебный план», фактически та же, что и у нас. Итак, мы можем сделать вывод, что «образ» школы волшебников, является в общем и целом проекцией любой английской школы «с традициями». Всё касающееся государственного управления в мире волшебников подчинено строгой «магловской» логике; их государственные учреждения сродни нашим, только задачи решаются в них более» «волшебные», подчинённые реалиям своего мира. Как и в любом цивилизованном обществе, в мире волшебников существует своя пресса, свои газеты и журналы.

Обвинения в пропаганде магии, воспитании у подрастающего поколения нездорового интереса к оккультным наукам и отвращении от религии. Это, якобы, противопоставление обычных людей и волшебников. Маглы показаны в книгах глупыми, жестокими, да и попросту ущербными. Да, согласно описанию Роулинг, маглы действительно являются в первую очередь обычными людьми, неволшебниками, лишёнными каких-либо магических способностей. Однако в более широком смысле этот термин автор использует для обозначения обывателей, не способных поверить в чудесное, живущих лишь одной материальной стороной жизни., лишённых фантазии стремления к самоусовершенствованию. Именно такими обывателями показаны Дурсли, родственники Гарри Поттера, весьма необаятельные персонажи. Просто Роулинг хочет показать своим читателям, что человек, наделённый фантазией и воображением, уже как бы является волшебником , а приземлённые обыватели во все времена не пользовались уважением творческих людей.

Роулинг с успехом удаётся эксплуатировать ту разновидность фантастического триллера, которая строится на разоблачении скрытого и обладающего сверхъестественными способностями врага. Враги эти то и дело пробираются в ряды соучеников и учителей – всё ближе и ближе к Гарри. Это: профессор Квиррелл, старшекурсник Том Реддл, оборотень Питер Петтигрю, Барти Крауч и т.д. Атмосфера всеобщей подозрительности настолько сильна, что её жертвой не раз становится сам главный герой.

Всевозможные фобии составляют основательный психологический фундамент поттерианы. Мир волшебников обнесён незримыми, но очень ощутимыми стенами. Прежде всего это стены, отделяющие его от мира маглов, то есть не волшебников. Закрытая школа превращается в изолированную от мира крепость. Можно сказать, что маглы терпимы до тех пор, пока знают свой шесток и не суются в дела волшебников: донельзя жалок Аргус Филч, завхоз Хогвартса, чародей, не умеющий колдовать и словно бы зависший между двумя мирами. Но барьеры фобии рассекают и сам волшебный мир. В «Кубке огня впервые появляется национальное измерение поттерианы: В Турнире Трёх Волшебников принимают участие ученики французской школы волшебства «Шармбатон» и некой условно-«славянской» с экзотическим и зловещим названием «Дурмстранг».

Создавая «вторичный» мир писатель неизбежно должен познакомить читателя хотя бы с основными особенностями его устройства. Но можно ли назвать поттериану фэнтэзи?

Три ключевых признака, которые Толкиен назвал в числе определяющих в мире «фэнтези» можно считать жанрообразующими характеристиками фэнтези. Из этих признаков: фантазия, бегство от действительности и счастливый конец – ключевым, видимо, является именно «бегство от действительности».

Главный признак фэнтези – ценностная альтернатива тому миру, который окружает читателя. «Вторичный» мир становится действенной альтернативой окружающему миру; как формулировала Ле Гуин, «люди, в сущности, стремятся в царство фантазии именно в поисках стабильности, в поисках неизменных древних истин, ясности и простоты». У Роулинг Хогвартс представляет собой простое удвоение «первичного» мира, его ценностную копию. Мир магии производит все не самые приятные черты современного мира. В нём царит социальное и имущественное неравенство: семья Малфей богата и влиятельна, а семья Уизли еле сводит концы с концами, поэтому единственный шанс для их детей продолжать учёбу – это отличные отметки. Деньги в волшебном мире играют огромную роль. Волшебным миром управляет могущественная бюрократия в лице никому как будто не подчиняющегося Министерства магии. Миром Роулинг правит техника: волшебники не только пользуются поездами, фотоаппаратами, мотоциклами, но и ничего не могут сделать без волшебных палочек. И, наконец, это мир рекламы, жёлтой прессы и лживых корреспондентов, являющихся поистине вездесущими. Охотницу за сенсациями Риту Скитер герои презирают и наказывают за ложь. Мир Роулинг не становится выходом из «первичного» мира: напротив, он продлевает основы этого мира за пределы реальности. В Хогвартсе празднуют Рождество, и Хэллоуин, а один из героев является крёстным отцом Гарри – в это нельзя не увидеть кровное родство поттерианы с современным миром)

Почти мистическое значение героя для судеб мира, жесточайшие и бескомпромиссные ситуации нравственного выбора, составляющие основу сюжета, – всё это характерные признаки эпоса. Сирота Гарри открывает параллельный мир волшебников и своё истинное место в этом мире как главного соперника вселенского архизлодея, сражается с Вольдемортом, являющимся сперва в идее теней или в иных воплощениях, а затем в своём истинном облике. Романы Роулинг и идейно, и стилистически стали провозвестниками литературы нового времени, где на смену побегу от реальности придёт желание встревать её грудью, а тёмный и вялый слог сменит живая и звучная речь. Писательница смогла перешагнуть через уже развёрнутую ею жанровую схему. И неясно, понравится ли этот поворот читателям. В пятой книге меняются практически все образы и характеры: чёрно-белый мир заиграл всеми оттенками серого. Гарри скандалит и вечно лезет на рожон, умница Гермиона становится хитрой интриганкой, недотёпа Невилл вырастает в мастера волшебно-боевых искусств, повернулись к нам не самыми прятными сторонами нечеловеческие расы: кентавры, гиганты, домовые-эльфы; даже Дамблдор, воплощённое добро, в конце признаётся в невероятных просчётах и ошибках. Эпос оказался трагедией. Основное отличие эпоса от трагедии в то, что в эпосе герой творит свою судьбу, а в трагедии он борется с судьбой. Борьба Поттера с Вольдемортом из самоцели превратилась в борьбу Поттера с самим собой. Лейтмотивом, проходящим через всю пятую книгу, является повторяющееся видение Гарри, в котором он бежит по коридору к заветной двери, приближаясь к ней всё ближе и ближе. Сюжет книги ведёт к познанию истины о самом себе – к «узнаванию» по Аристотелю, ключевому элементу трагедии.

Как намекает Роулинг, волшебникам, единственным из смертных, после смерти предлагается последний выбор: умереть или жить вечно. «Нет ничего хуже смерти», – кричит Том Вольдеморт Дамблдору. «Воистину твоя неспособность постичь, что есть вещи много хуже смерти, всегда была твоей величайшей слабостью», – отвечает ему Дамблдор. Это ключ к пониманию всего цикла романов. . Не случайно проходящим через всю книгу символом является феникс – птица, умеющая умирать.

В седьмой, финальной книге, Дж. К. Роулинг раскрывает все магические тайны.

Я думаю, что учитывая вышеизложенное, книги поттерианы, несмотря на смешение жанров, имеют непосредственное отношение к фэнтези, что подтверждают и характеристики персонажей книг Дж. Роулинг.

Герои и антигерои поттерианы

Правда о «Поттере» заключается в том, что это на самом деле одна история в семи книгах, посвящённая одной теме – выбора между добром и злом. «Нет ни добра, ни зла, есть только сила!» – эта фраза Вольдеморта как абсолютного антагониста Гарри. В отличие от Вольдеморта, для Гарри нравственные ценности – это основа существования, за них он ведёт борьбу.

Войдя в повествование магическим вундеркиндом, ещё в колыбели победившим величайшего из тёмных магов, «тем самым Гарри Поттером», изначально отмеченным особыми волшебными способностями, он остаётся таким и в дальнейшем. Гарри либо шутя овладевает сложнейшими умениями , либо так и не в силах научиться, скажем, зелеьварению.

Судьба Гарри и Тёмного Лорда связаны воедино этой фразой пророчества: «И ни один не будет жить, если умрёт другой». Этот поворот заставляет по-другому посмотреть на периодически появлявшуюся ранее тему смерти. Упоминания мимоходом о том, что смерть не самое страшное, что может приключиться с человеком, оказываются ключевыми для духовного воспитания главного героя. Призрак отвечает на вопрос Гарри о погибшем Сириусе: «Я испугался смерти…Я решил вернуться назад…Я не знаю секретов смерти, Гарри, ибо я избрал своё жалкое подобие жизни вместо неё». Это предупреждение Гарри о том, что может ждать его впереди. Отвечая на вопрос анкеты: «Пугает ли тебя тема смерти в поттериане?» – из 45 респондентов «да» ответило 6 человек. Вот как они мотивировали свой ответ: «Все герои теряют своих близких и родных им людей; я переживаю за главных героев», «нет» – 38. Дети считают в большинстве своём, что: «Это ход, призванный вызвать интерес читателей». В анкетах взрослые из 21 анкеты 12 респондентов ответили – нет, 7 –да, затрудняюсь – 2. И почему «да»: страшно жутко; способствует восприятию, развивает жестокость.

«Нет» –12: если это должно случиться, значит случиться; тема смерти развита не так сильно; рядом с темой смерти звучит тема жизни; это естественно и дети должны об этом знать; я не обращаю внимания на это; все сталкиваются со смертью ежедневно;

В анкетах, проведенных в Псковской областной детской библиотекой им. В. А. Каверина в 2006 году, Гарри Поттер характеризуется как умный, находчивый, смелый, решительный, верный друг. Читателей привлекает то, что он не боится трудностей, но нуждается в помощи друзей. Привлекает «командный» характер действий положительных героев. В Гермионе Грейнджер читателей привлекает то, что она девочка умная, находчивая, изобретательная, красивая, храбрая, ответственная. В Роне Уизли понравилось то, что он смешной, весёлый, смышленый, непосредственный. Главной чертой Дамблдора названа мудрость, Хагрида – доброта, Чжоу Чанг– красота, Виктора Крама – ловкость, честность. Среди персонажей, которых читатели не любят, на первом месте – Драко Малфей и его подручные Крэбб т Гойл. Читатели характеризуют Драко Малфея как «злого, вредного, гордого, эгоистичного, самолюбивого, хитрого, завистливого». Его подручные Крэбб и Гойл заслужили характеристику «тупых и грубых подручных». Ещё один нелюбимый персонаж – профессор Снег. Самая его отрицательная черта – несправедливость и недоброжелательность. Волан-де-Морт характеризуется как «злой, безжалостный, бессердечный убийца». Если собрать все отрицательные черты, которые не нравятся детям, то на первом месте будет злобность, на втором – самовлюблённость. Интересно, что отрицательных черт характера названо больше, чем положительных. Это – тщеславие, насмешливость, лживость, трусость, наглость, жадность, подлость, несправедливость, бессердечность, себялюбие, коварство, ненависть и другие . В анкете читателей нашей школьной библиотеки среди героев, которым дети сопережевают, были названы: Гарри Поттер – 30, Гермиона – 25, Уизли – 18, Дамблдор – 2, Сириус Блэк – 1, Северус Снегг – 1, Малфой – 1, Полумна – 1, Хагрид – 2.

На вопрос: «Есть ли в твоем окружении люди, похожие на героев книг о Гарри Поттере?»: да ответили –18, нет – 27. Думается, что при чтении поттерианы, дети сравнивали героев со своими друзьями, так как чётко ответили на поставленный вопрос.

Соответственно, следующий вопрос звучал так: «Если да, то на кого конкретно»: Гарри Поттер – 5, Гермиона – 7, Рон – 2, Кароста – 1,Малфой – 3.

Чтобы самоопределиться в оценке сравнения самого себя, был предложен вопрос: «На кого из героев похож ты: Гарри Поттер – 2, Гермиона –40, профессор Люпин – 1, Дементор – 1, собирательный образ – 1. Так как большинство респондентов – это девочки, поэтому предпочтение отдано Гермионе. Вероятно, в умной Гермионе они узнают свои черты характера.

Дурсли – персонажи схематичные. Они «скроены» по принципу злых персонажей народных сказок и злодеев классической английской литературы. Но свою роль – вызвать симпатию к Гарри – они выполняют. К тому же у читателей рождается стремление наказать Дурслей и защитить Гарри. Учителя –читатели школьной библиотеки, в ответе на вопрс: «Какие поступки героев поттерианы вы осуждаете?», отметили следующее: предательство профессора Снега; лицемерие, высокомерие, вранье не на благо другим, а лишь себе; злые шутки, злорадство, драки; поведение семьи Дурслей по отношению к Гарри Поттеру.

Гарри предстоит выполнить опасное, тяжелое и, кажется, невыполнимое задание: найти и уничтожить оставшихся крестражей Волан- де- Морта. Никогда Гарри Поттер не чувствовал себя так одиноко. Будущее затянуто мрачными тучами. Но любыми способами он должен найти в себе силы и завершить миссию, которая на него возложена. Ему предстоит покинуть уютное, теплое и безопасное убежище в Норе и, минуя сомнение и страх, отправиться по неизведанному пути, лежащему перед ним.

В последней, седьмой книге "Гарри Поттер и Дары Смерти" из серии книг о Гарри Поттере, Джоан Роулинг с потрясающим мастерством дает долгожданные ответы на то огромное количество вопросов, которое накопилось за это время. Захватывающий, искусно сплетенный сюжет, полный разнообразных и неожиданных поворотов, от которых захватывает дыхание, в очередной раз доказывает мастерство автора, чьи книги будут читать и перечитывать вновь и вновь .Друзья и враги Гарри предстают в совершенно неожиданном свете. Граница между Добром и Злом становится все прозрачнее… .

В книгах Роулинг обитают магические существа, представители волшебного животного мира. Так, птица феникс – мифологическая птица, символ Солнца, бессмертия, воскресения, посвящения, чистоты, победы Жизни над Смертью. Птица директора Хогвартса профессора Дамблдора – феникс по имени Фоукс, величиной с лебедя. По словам Дамблдора, «когда приходит время умирать, фениксы сгорают, чтобы возродиться из пепла… Большую часть жизни – очень хорош – в удивительном красном и золотом оперении. Восхитительные создания эти фениксы. Они могут нести колоссальный груз, их слёзы обладают целительной силой, и ещё – они самые преданные друзья» . Но не только представители фауны населяют волшебный мир роулинговских книг. Его непосредственными обитателями являются и знакомые нам по другим произведениям жанра сказки, фэнтэзи, мифологической и мистической прозы тролли, эльфы, вампиры, оборотни, великаны, гномы, привидения. В книгах Роулинг привидения составляют «обычную» часть населения мира волшебников – их не боятся, с ними нормально общаются, их присутствие привычно и не вызывает ни у кого удивления. Замок Хогвартс густо заселён различного рода призраками. У каждого факультета есть свои призраки – Почти Безголовый Ник , Кровавый Барон и т. д. Вселенну. Роулинг населяют типичные не только для мифологии, но и для жанра фэнтези, «народности» – тролли, гоблины и эльфы

Герой взрослеет от книги книге. Гарри побеждает врагов не в одиночку, а в команде друзей. Дети действуют наравне со взрослыми и в чём-то их даже превосходят.

Осуждаете ли вы какие-нибудь поступки героев книги:: «да» ответили – 14, «нет» – 30, затруднился ответить – 1. Ответ на этот вопрос позволяет сделать вывод, что несмотря на то, что в книгах есть моменты, которые мы называем плохими поступками, 30 читателей их не хотят замечать, видимо считая незначительными, или же не придав сколько - нибудь серьёзного значения. Из 14 - ти ответивших, что осуждают некоторые поступки героев, выделили конкретно: вспыльчивость; недоверие людям; когда Гарри направился на помощь Сириусу, он не проверил, нужно ли ему было идти на помощь или он находиться в безопасности; иногда Гарри, не подумав, начинает делать так, как он хочет; бывает, не думают логически; поступки окружающих людей, например, Малфоя; недоверчивость, грубость, зависть; эгоистичность Малфея; я не думаю, что если был люди, герои, не совершали поступки, не о чем бы было писать; в основном неправильные, плохие поступки, содержащие ложь, неправду, вранье; поступки пожирателей смерти и Волан-де-Морта.

Так как в центре всего повествования находится главный герой, который совершал самые различные поступки, то на вопрос: «Какие поступки Гарри Поттера ты осуждаещь?», интересно было узнать мнение читателей-детей. Ответы были самыми полярными: если что-то с его друзьями, он не думая ищет виновного, хочет его наказать; излишнюю любопытность; иногда он совершает глупые поступки; желание сражаться с Волан-де-Мортом, переоценивание своих сил; нетерпеливость, чрезмерная активность; сильное любопытство, неумение сдержать свои эмоции.

Некоторые читатели не допускают такой постановки вопроса, и отвечают: обычно хорошие; это положительный герой во всем; он все делает правильно; он все делает верно.

Автор создала яркие запоминающиеся образы наряду с традиционными архетипами .

Секреты успеха

Появление первой книги Джоан Роулинг на российском рынке в декабре 2000 года на российском книжном рынке сопровождалось спланированной рекламной кампанией издательства «Росмэн», что породило у части читательской общественности мнение, что успех книги у детей определён исключительно рекламой. «Раскрутили книгу вот её и читают» – такие отзывы преобладали у взрослых.

Дети же просто читали. И то, что читали, им просто нравилось. До сих пор книги Дж. Роулинг остаются фаворитом читательского спроса. .

Что способствует успеху книг о Гарри Поттере? Только ли рекламная компания или писательское мастерство автора?

Сравнение начальных глав двух книг показывает, что Дж. Роулинг старается сразу добиться активного эмоционального отклика у читателей. Гарри Поттер вызывает жалость, стремление его защитить. В то же время читатель заинтригован необычностью его происхождения, его способностями.

В книге Дж. Роулинг привлекает динамичное развитие сюжета, умение создать живые образы детей с их детскими страхами, мечтами и ошибками. Текст книги как бы «нарезан» на кусочки-эпизоды, легок для восприятия, действие развивается динамично. Нет длинных авторских отступлений, длинных описаний. Основную часть текста занимают диалоги.

Дж. Роулинг не пытается никого учить, не философствует и не выглядит сторонним наблюдателем. На как бы внутри волшебного мира, а не вне его. Нет длинных авторских комментариев, диалоги живые и интересные. Акценты расставлены очень чётко. С одной стороны – Зло, с другой – Добро. Читателю есть кого любить и кого ненавидеть. По прочтении книги остаётся твёрдое убеждение– добро сильнее зла. Так что однозначно назвать причиной популярности книг Дж. Роулинг только рекламную кампанию нельзя. Это подтверждают и ответы анкет: на вопрос: «Что тебя привлекает при чтении в книгах о Гарри Поттере?», подростки ответили так: 24 опрошенных ответили, что привлекает сюжет: его новизна, запутанность, при чтении полностью захватывает, и оторваться невозможно, необычная сюжетная линия, завлекательная история о мальчике, увлекательность повествования, очень увлекательный сюжет. начал читать – не остановишься, интересные события, передряги в которые попадают герои., чередующиеся события, которые быстро меняются., детальность, смешные сюжеты.; 9 анкетируемых привлекает жанр фэнтези: отрыв о реальности, фантастические приключения, магия, приключения, много фантастических событий, магия; стиль фэнтези,. интерес, волшебство. 6 респондентов привлекают герои: запоминающиеся герои;. Рон, Гермиона и Гарри готовы помочь друг другу в любую минуту; его возможности, его доброта, стремление к чему-то большему; поведение героев, отношение между ними; приключения главного героя. Школьная тема близка 4 учащимся: то, что это история о жизни подростков; Гарри Поттер и школа; интересно почитать о подростках своего возраста; это история нашего сверстника, он имеет похожие проблемы на мои. Понравилось всё без исключения 2: всё, эти книги очень интересные.; красивая обложка, симпатичные герои, страшные гоблины; а также: сами герои, пейзаж, который описывает Дж. Роулинг. Взрослые ответили практически также, добавив: реклама, серийность, популярность, бред сумасшедшего, возраст героя, реалистичность.

Вероятно, дело в сочетании нескольких факторов. Это и соответствие читательскому возрасту, и талант писательницы, и смешение нескольких жанров в одном тексте и присутствующие в книге идеи толерантности, победы добра над злом, верности в дружбе. Дж. Роулинг сумела раскрыть тему детских страхов – страха одиночества, страха быть покинутым, страха унижения, боязнь не оправдать надежды родителей и, более того, рассказала, как преодолеть эти страхи.

Волшебный мир сочетает в себе черты современности и традиционной сказочной реальности. Сказки детям нужны по-прежнему, как определённый этап познания действительности. Нельзя отлучить детей от сказочного мира. Он всё равно вернётся к ним в виде таких произведений, как книги Дж. Роулинг. И взрослым останется недоумевать над обыкновенной их популярностью.

Роулинг продолжает вводить реалии нашего мира в свой параллельный мир. И мир, придуманный автором, уже реальность. Чего стоит её паб «Три метлы» в деревне волшебников Хогсмид! Волшебники – те же британцы. И, в частности, любовью к традициям. Ведь они не забывают и старинные «магловские» игры и на досуге с удовольствием играют в шахматы, правда, несколько усовершенствованные с помощью магии.

Надо отдать должное автору – все книги читаются на одном дыхании, как захватывающее детективное произведение. Дети не могут оторваться от книги, пока не дойдут до последней страницы. Детскую аудиторию обмануть невозможно, равно как невозможно заставить читать что-либо только под влиянием рекламы. Да и вообще – заставить читать в наш век компьютеров и телевизоров. Но не только на детскую аудиторию оказали влияние книги о маленьком волшебнике, этими книгами зачитываются и взрослые. Недаром в Великобритании «Гарри Поттер» издаётся в двух вариантах обложки: для детей и для взрослых. Тем не менее Гарри Поттер – в первую очередь книга, написанная для детей и юношества.

Да, в рекламу «ГП» вложены огромные средства. Но несмотря на это, почему-то хочется приехать в Лондон, найти на нём платформу 9 и 3/4 и окунуться в атмосферу волшебства и тайны, присущей книг Дж. К. Роулинг. А не в том ли секрет успеха? Когда автор заставляет читателя захотеть почувствовать себя действующим лицом художественного произведения? .

Скрытый пласт в книгах Роулинг восходит непосредственно к волшебным, мифологическим корням её творчества и опирается на традиции мифологий сразу нескольких народов. Ведь в именах персонажей, в названиях мест, в описании различных реалий, окружающих героев, можно найти аллюзии на греческую и древнеиндийскую, кельтскую и древнеегипетскую, славянскую, германо-скандинавскую и т.д. мифологии .

Книги о Гарри Поттере – это своеобразный словарь «мифов народов мира». . Эпос не знает полутонов, его герои одномерны: «умная Гермиона», «премудрый Дамблдор», «зловредный Малфей», « целеустремлённый Блэк», «самовлюблённый Локхарт». Именно в эпичности «Поттера» секрет его бешеной популярности. Роулинг удалось подобрать ключик к сердцам совершенно разных категорий людей, от подростка-школьника до министра. Она оперирует самыми распространёнными и узнаваемыми психотипами, встречающимися в любой среде. Соответственно, каждый читатель находит свой литературный «портрет» среди героев Роулинг.

Исследования, проведённые в Псковской областной библиотеке для детей и юношества им. В. А Каверина, показали, что лидером в оценке читателями являются все книги серии о Гарри Потере Дж. Роулинг. . Эмоциональное воздействие книг на ребёнка при чтении подтверждают ответы на вопрос анкеты, что при чтении книг о Гарри Поттере, можешь: смеяться – ответили 34 респондента; фантазировать – 29; мечтать – 19; забыть о сложной ситуации – 14.; плакать – 11; другое: придумывать конец – 2, переживать – 1, отдыхать – 1. Большинство респондентов отметили несколько позиций, что позволяет утверждать, что одна и та же книга может вызывать различные эмоции.

В анкетах дети отметили, что многому хорошему их научили книги поттерианы : чаще задумываться о других, оценивать свои поступки; ценить дружбу и ;искать хороших друзей; верить в мечту, фантазировать; уважать друзей; не бояться ничего; и другое. В анкетах взрослых отмечено больше достоинств книг поттерианы, чем недостатков.

Радует, что воспитанию хороших качеств, прежде всего, способствует чтение поттерианы и вернуться к прочтению книг детям хочется, значит поттериана привлекательна в чтении.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)