Культура  ->  Литература  | Автор: Ю.Ф.Гурьева | Добавлено: 2015-02-18

Роль Шекспира в развитии человеческой культуры

Неоспорима роль Шекспира в развитии человеческой культуры. Его современник Бен Джонсон писал: “He was not of age, but for all times”.

При этом великий Шекспир остаётся предметом спора, не утихающего на протяжении полутора веков. Инициатором спора была американская писательница Делия Бекон.

Поводом для сомнений служит недостаток документальных сведений о реальном человеке Уильяме Шекспире. Известна дата его крещения (26 апреля 1564 года), год его женитьбы на Энн Хатауэй (1582), годы рождения его детей (1582, 1585). Далее следуют семь лет неизвестности вплоть до 1592 года, когда Роберт Грин, опубликовал памфлет, в котором он допустил колкие замечания (some insulting remarks) в адрес Шекспира. Из этого следует, что Шекспир в это время уже находился в Лондоне и заявил о себе как актёр и автор пьес, конкурирующий с известной группой драматургов под названием University Wits. Ему также сопутствует материальный успех (покупка дома в Стратфорде) и получение значительного вознаграждения (1000 фунтов) от графа Эссекса. Известна дата основания театра «Глобус», в котором успешно прошли спектакли по пьесам Шекспира.

Леви Фокс, английский шекспировед, автор книги “William Shakespeare. A Concise Life”, на которого ссылается К.В.Веселухина , также обратил внимание на недостаток сведений о жизни Шекспира, особенно в годы юности: “Just what he did between his fourteen and eighteen year is not known. We know nothing about these five years. We know almost nothing about the first six years he spent in London. He became known as a writer only in 1593.”

Леви Фокс упоминает о шести годах обучения Шекспира в грамматической школе, где он мог изучать древнегреческий и латинский языки, о первом знакомстве Шекспира с театром: “Stratford was often visited by traveling companies of players. Shakespeare may have also seen miracle plays in the neighborhood town of Coventry “.

Мало известно и о его отце: “Not much is known of Shakespeare’s father, John Shakespeare. He was a man of some importance in Stratford. He was one of the town officers and a dealer in corn, meat, leather and other products of the farm . В других источниках он упоминается как перчаточник (“in connection with his trade as a glover”).

Известный российский шекспировед Илья Гилилов утверждает: «Нет ни одной строки, написанной рукой Шекспира. Единственные свидетельства – это подпись под завещанием, под купчей, под закладной, на исковых показаниях в суд. В пяти случаях из шести его имя (и имя его отца в церковных книгах) написано как Shakspere. Имя Shakespeare («потрясающий копьём») появилось, когда Уильям при помощи каких-то знатных покровителей получил семейный герб, на котором изображён всадник с поднятым копьём в руке».

Для получения прибыли купцам было выгоднее объединиться вокруг единого правителя. Период первичного накопления капитала сопровождался созданием банков, расширением рынка путём захвата новых земель и основания колоний.

Новые социальные и экономические условия требовали создания новой идеологии, так как католические догмы не отвечали новому укладу жизни. Протестантизм провозглашал ценность личности, поощрял инициативу, ум, опыт и научный эксперимент. “A time which called for giants and produced giants in power and thought, passion and character, in university and learning”. Именно в эту эпоху совершили великие открытия астрономы, философы, филологи, мореплаватели. В Италии, Франции, Германии, а вскоре в Испании и Англии зародились великая литература и современный театр.

Елизавета I оказалась идеальным абсолютным монархом эпохи английского Возрождения. Она поощряла расширение торговли за счёт колоний, приобретённых в ходе географических открытий и завоеваний, изгнала крестьянство с земель ради развития мануфактур. Она наладила торговлю с некатолическим миром: лес для судов, разгромивших испанскую Армаду, поставлялся из России. В 1571 году была основана Королевская биржа, в 1600 – Ост-индская компания.

Она была протестанткой и просвещённым монархом. Годы, проведённые в Хатфильде в изоляции от страны по воле королевы Марии, она посвятила изучению древнегреческого языка. “Here Elizabeth lived quietly for four years. She spent time in learning Latin and Greek, and she became one of the best scholars in England. She also had a very clever man to advise her. This was Sir William Cecil” . В годы её правления открыты грамматические школы, a также Харроу и Регби.

Придя к власти, она возвысила Френсиса Дрейка, первого англичанина, совершившего кругосветное путешествие, произведя его в рыцари прямо на борту корабля. Френсис Дрейк внёс огромный вклад в разгром испанской Армады. Другой мореплаватель, Сэр Уолтер Рейли, основал колонию (Virginia) в Америке в честь Елизаветы I.

Её окружали поэты Эдмонд Спенсер, Сэр Филипп Сидней, Бен Джонсон.

К концу её правления Англия стала богатой, могущественной, просвещённой страной, создавшей великую литературу и театр.

Некоторые шекспироведы приписывают Елизавете I создание шекспировских произведений, что, скорее всего, маловероятно, но ей или философу Бэкону с их государственным мышлением могла придти мысль о просвещении английского народа с помощью такого зрелищного искусства как театр. Многие аристократы той поры оказывали финансовую поддержку театрам. Актёров приглашали выступать в королевском дворце, а драматургов – писать пьесы, называемые “masques” для приближённых королевы.

Наследие Шекспира: 39 пьес, 2 поэмы, 154 сонета. Словарь Шекспира насчитывает 20000 слов, то есть он в 2-3 раза больше, чем у самых одарённых писателей и философов XVI-XVII веков. Шекспир ввёл в английский язык 3200 новых слов.

Его произведения свидетельствуют о том, что он знал французский, латинский, итальянский, греческий языки, был знаком с греко-римской мифологией, сочинениями Гомера, Овидия, Сенеки, разбирался в Библии, следил за литературой о путешествиях и географических открытиях. Специальные исследования, проведённые за последние полтора столетия, показывают основательность познаний Шекспира в английской истории, юриспруденции, риторике, музыке, ботанике, медицине, военном и морском деле . Подавляющая часть таких знаний могла быть получена только в университете. Многое говорит об очень близком знакомстве Шекспира с придворным этикетом, языком самой высокородной знати.

Сторонник страдфордской версии Шекспира Леви Фокс утверждает: “As an actor he was learning the best possible school – the stage; as an author he probably tried his hard by writing bits for the plays of older playwrights” .

Первой в личности великого поэта усомнилась американка Делия Бэкон. В 1857 году вышла её книга «Раскрытие философии пьес Шекспира», она приписала авторство пьес Шекспира философу Френсису Бэкону.

Творчество Шекспира делят на два периода: 1592-1602 (хроники и комедии) и 1603-1612 (трагедии). Бэкону приписывают создание хроник как неотъемлемую часть грандиозного литературно-исторического замысла. Бэкон знал поэзию и древнее искусство Италии и Франции, изучал в Кембридже драмы, трагедии, писал эссе.

Бэкон пришел к мысли создать историю Англии в виде исторических пьес. Отводя большую роль исторической драматургии, он видел в ней мощное средство воспитания национального чувства.

Авторство второго периода приписывают графу Ратленду (1577-1612). Роджер Мэннерс, 5й граф Ратленд прибыл в Кембридж из северной части графства Йорк в одиннадцатилетнем возрасте. Он был прямым потомком Плантагенетов. В архиве графа Ратленда – письма королей и титулованной знати. Интерес к истории связал Ратленда с Бэконом.

Англичанин Джон Митчелл (“Who Wrote Shakespeare?”, 1996) писал: «В центре всех этих тайн и сговоров был Френсис Бэкон. Он был деятельным опекуном в ранней юности Ратленда. Только он мог запустить в действие механизм всеохватывающего просвещения, частично и через шекспировскую драму. Только он мог обеспечить столь прочную засекреченность».

Исследователь М.Литвинова считает, что за псевдонимом ‘Shakespeare” стоят два и только два автора: великий мыслитель Бэкон и великий поэт Ратленд . Она проводит исследование двух портретов Шекспира, с единственно достоверной подписью «Шекспир». Это портрет с обложки первого Фолио (1623) и гравюры Уильяма Маршала от 1640 года. М Литвинова выдвигает гипотезу, что портреты Шекспира содержат зашифрованное послание человечеству о подлинных авторах шекспировского наследия, и автором мистификации является Бэкон. К такому же выводу она приходит, исследуя аллегорическую гравюру к тому сочинений Френсиса Бэкона. Исследуя жизненный путь Ратленда, она замечает, что в 1596 и 1601 годах не написано никаких произведений: это годы путешествия Ратленда по Италии и время, которое он провёл в заточении в Тауэре. После 1597 года начинаются самые продуктивные годы его творчества. Пьесы, написанные в этот период («Два веронца», «Как вам это нравится», «Укрощение строптивой») отражают личную жизнь Ратленда, его отношения с Елизаветой Ратленд. Доказано, что при финансовом участии Ратленда строился театр «Глобус». Упоминается факт существования студенческого прозвища Shake-spear у Ратленда. Роджер Мэннерс учился в Падуе, Кембриджском и Оксфордском университетах. Он был отправлен с дипломатической миссией в Датское королевство в 1596 году. В замке Ратленда – Бельвуаре, постоянно собирались самые известные аристократы и лучшие поэты эпохи.

М Литвинова отмечает, что конец творчества Шекспира из Стратфорда совпадает с 1612 годом, годом смерти Ратленда.

Данная версия кажется наиболее доказательной.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)