Культура  ->  Музыка  | Автор: Денис Петров | Добавлено: 2014-11-18

Как появился рок в России

Известно, что русский рок складывался под влиянием рока англоязычного и потому воспринял и западную и восточную традиции. Их и принято считать основополагающими. Отечественная молодежная рок-субкультура, которая начинала формироваться, отличалась крайне низким уровнем вербализации. Лишь к середине 70-х гг. в рок-музыке появляется русский текст, но он еще не «свой» - ни по форме, ни по содержанию. Еще нет своего особого круга тем, словаря, поэтической формы. Несмотря на то, что для отечественного рока важны традиции русской культуры, именно отношение к собственной культуре пока остается за пределами внимания.

Формирование же новой культуры происходит в Ленинграде. В первую очередь это появление Майка Науменко и «Аквариума» Бориса Гребенщикова. Ленинградский рок долгие годы оставался единственным оплотом рок-культуры в нашей стране и воспринимался как протест против традиций. Рок действительно протестовал, но при этом прочно оставался в русле русской литературы. В жизни каждой субкультуры наступает момент, когда она должна либо зачахнуть от недостатка «свежей крови», либо переродиться в новую, более открытую культурную модель.

По мнению многих исследователей, развиваясь, рок-поэзия осуществляет эволюцию к национальному двумя путями: с ориентацией на фольклор либо без нее. Фольклорные традиции в своем творчестве успешно продолжал Борис Гребенщиков. . Второй же путь предполагает соотнесение русской истории и русской культуры с проблемами нашего времени. Примером такого развития может служить творчество Юрия Шевчука. . Наиболее универсальным в своей «русскости», а кроме того, и наиболее цельным с поэтической точки зрения, представляется творчество Александра Башлачева. . Этот поэт активно использует «чужое слово», вплетая в тексты явные или скрытые цитаты из русского фольклора. В предельно сжатые сроки Башлачев сумел создать собственную оригинальную поэтическую систему. Его песни и манера их исполнения ассоциируются с «настоящей Русью». Хотя именно в то время стиль, основанный на русском фольклоре, воспринимался в среде андеграунда как нечто негативное или казенное. Башлачев же был исключением, в каждом городе страны его ждали и любили.

Отечественная рок-поэзия в конце 80-х обретает новый облик, превращаясь из субкультуры в контркультуру. Фигурой, символизирующей этот переход, стал Виктор Цой. «Поэзия Цоя - это точный слепок с определенного слоя подростковой психологии. В его текстах - максимализм, агрессия, он делает акцент на теме войны, причем войны всех против всех, битвы без цели и смысла - это то состояние войны, вечной оппозиции, в котором подросток находится по отношению к миру».

Контркультурный период длился недолго и носил скорее деструктивный, нежели созидательный характер. «Режим, с которым воевал «рок на баррикадах», оказался колоссом на глиняных ногах, пугающим призраком, который, как сказочное чудовище, испустил дух, едва на него упал первый солнечный луч. К тому моменту, когда сложилась воинствующая рок-контркультура, воевать, по сути, было уже не с кем». Но колоссальная волна деструктивной энергии, которой была заряжена поэзия этого периода, не найдя себе должного применения, всю свою разрушительную силу обратила против самих поэтов. На рубеже 80 - 90-х годов происходит серия самоубийств и странных смертей, то ли нелепо случайных, то ли закономерных .

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)