Культура  ->  Литература  | Автор: А. Н. Николюкин | Добавлено: 2015-02-26

Ремарки в произведениях

Для написания работы была выбрана мелодрама Д. Балыко «Белый ангел с черными крыльями», которая поставлена на сцене Драматического театра города Северодвинска в 2008 году. Выбор произведения обусловлен интересом северодвинских зрителей, указавших, что нравственные проблемы пьесы произвели наибольшее впечатление - 29 респондентов (31,9%).

Классификация ремарок по месту и времени действия показала: в произведении используются 15 ремарок места и только 1 указывает на время развертываемых событий. Данная особенность обусловлена тем, что временной промежуток, представленный в пьесе, охватывает события, связанные только с настоящим героини. Прошлое находит отражение в монологах и диалогах персонажей, а о будущем Нина говорит со злой иронией.

Из ремарки времени узнаем, что события разворачиваются зимой: «Огромное окно приоткрыто, за окном завывает метель, падает снег» (эп.2). Эта ремарка представляет не только время действия, но и отражает внутреннее состояние героини – дискомфорт, одиночество, тоску.

В ходе анализа ремарок места было выявлено несколько особенностей употребления данного средства в пьесе. Во-первых, место действия постоянно меняется. Это обусловлено тем, что Нина, совершив много ошибок (распутная жизнь; нежелание учиться и работать; избавление от ребенка), ищет помощи повсюду, но не находит поддержки.

Во-вторых, из 24 эпизодов пьесы 22 происходят в замкнутом пространстве (в квартире родителей – 12, в Центре профилактики СПИДа – 8, в квартире бабушки – 2), и только 2 эпизода представлены на открытом пространстве (приложение 2). Это объясняется тем, что герои пьесы живут по жестоким законам и заняты лишь собственными проблемами.

В роскошной квартире Нининых родителей царит внешнее благополучие: «Бросающаяся в глаза роскошь – шикарный дубовый обеденный стол, гнутые венские стулья, бар, диван, пальмы в кадках, огромные фикусы… Стерильность, как в аптеке. Просто душераздирающий порядок – все на своих местах, ни пылинки» (эп.2). Мать Нины заботится о собственной жизни, у нее не возникает желания и потребности не только материально помогать бабушке, одиноко живущей в обветшалой однокомнатной квартире, но и просто навещать пожилую женщину. О дочерях Ольга вспоминает вскользь, когда те начинают явно доставлять неприятности. Аркадия, дочь от второго брака, избалованна и эгоистична. Отчим Вадим, готовый любыми средствами обеспечить свою любимую дочь, не считается с Ниной. Она безумно одинока в комфортабельной квартире. За внешним спокойствием и стабильностью скрывается цинизм, с одной стороны, и безнадежность, желание быть понятым, с другой. Замкнутое пространство, в котором живут герои, символизирует одиночество, боль, безысходность.

Лишь 2 эпизода пьесы происходят на открытом пространстве. Здесь герои не скованы никакими рамками. Так, в 19 эпизоде описана случайная встреча врача Самойлова и Нины на улице. Во время беседы доктор пытается подарить Нине надежду на счастливое будущее, убедить ее в том, что все наладится. Важно отметить, что и попытка Павла защитить Нину от домогательств отчима происходит морозным вечером у дома, где живет молодая женщина. Лучшие стороны человеческой натуры показаны не в квартире равнодушных родственников, не в Центре профилактики СПИДа, где работают уставшие от повседневных проблем люди, не в старенькой квартире одинокой бабушки, а на улицах большого города, где стихия жизни не ограничена людскими ссорами.

В-третьих, в основе использования ремарок места лежит прием контраста, позволяющий автору лаконично представить не только материальный достаток героев (роскошь – нищету), но и духовные ценности или их отсутствие (надежду – безысходность, любовь – ненависть, сочувствие – жестокость).

Итак, ремарки места и времени не только несут дополнительную информацию о социальном статусе героев, их времяпрепровождении, но и помогают глубже понять внутренний мир персонажей.

РЕМАРКИ, ХАРАКТЕРИЗУЮЩИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ ГЕРОЕВ

В ходе анализа психологического состояния героев было определено 6 основных типов эмоций (злость – 31; растерянность, нерешительность – 6; отчаяние (слезы) – 8; смех, улыбка, воодушевление – 17; нежность, ласка – 5; беспокойство, волнение – 2 )(приложение 4).

Злость – ведущее эмоциональное состояние героев. Нина ощущает бессмысленность существования и озлобленно реагирует на всё, что её окружает.

Другие персонажи также язвительны и нервозны. Аркадия (6 раз) недовольна обстановкой в семье. Павел (3 раза) и Вадим (3 раза) выясняют отношения. Анжелика (4 раза) уязвлена тем, что между ней и доктором отношения лишь дружеские. Она устала быть невольной вестницей горя для пациентов. Бабушка (2 раза) недовольна тем, что родственники вспоминают о ней только по необходимости. Ольгу (3 раза) раздражают семейные проблемы. Только Самойлов не выражает агрессии.

Отчаяние – это второе отрицательное по значимости чувство, испытываемое героями. В тексте используется 8 ремарок, характеризующих данное состояние. Отчаяние овладевает Ниной (5 раз) и Аркадией (3 раза). Нина страшится приближающегося конца, она не хочет умирать. Аркадия же понимает, что теряет сестру, и родственные чувства оказываются сильнее эгоистического желания быть первой и любимой.

Беспокойство испытывает лишь врач Самойлов (2 раза), переживающий за судьбу Нины. Другие герои не волнуются, так как собственная судьба для них намного важнее.

Необходимо отметить, что ремарки, характеризующие положительные эмоции, довольно часто встречаются в тексте (17 раз и 5 раз), однако их использование не подтверждает мысли о всеобщем благополучии. Анжелика, медсестра врача Самойлова, чаще других улыбается. Она находится в приподнятом состоянии, так как влюблена в доктора. Анжелика видит в этом смысл своей жизни. Самойлов также способен испытывать радость и улыбаться, поскольку человек он светлый и добрый.

Важно, что из 8 действующих лиц 3 персонажа – Аркадия, Павел, Вадим – не способны проявлять радость, они никогда не улыбаются. Аркадия находится в постоянном напряжении. Павел стоит перед принятием важного решения в своей жизни (быть с Ниной и поддержать ее или расстаться и пойти своей дорогой). Вадим занят упорным достижением собственных целей. Нина искренне улыбается только один раз во время случайной встречи с Самойловым.

Из 8 героев только 2 персонажа проявляют нежность и ласку: Вадим (2 раза) по отношению к любимой дочери и Анжелика (3 раза), страстно влюбленная в Самойлова.

Итак, герои чаще испытывают отрицательные эмоции. Ими овладевают такие чувства, как отчаяние, растерянность, озлобленность. Если герои и проявляют нежные чувства, то эти случаи единичны, а эмоции направлены на одного конкретного человека (Вадим – Аркадия; Анжелика – Самойлов).

В системе образов пьесы только один персонаж – Самойлов – не испытывает отрицательных эмоций. Это обусловлено тем, что он замечательный специалист и чуткий человек. Именно этот персонаж становится воплощением добра в жестоком мире и «ангелом», оберегающим судьбы падших людей.

Следовательно, ремарки, характеризующие эмоции, позволяют глубже понять внутренний мир персонажей.

РЕМАРКИ, СОДЕРЖАЩИЕ ПОДТЕКСТ

Авторские ремарки не только отражают место, время действия, психологическое состояние героев, но и являются образами-символами. Л.А. Новиков в работе «Искусство слова» пишет: «Символ представляет собой многозначный и глубокий по смыслу образ, который соотносит разные планы изображаемой действительности» (4, с.69). В пьесе Д.Балыко встречаются ремарки, которые содержат подтекст. Образы темноты, окна, совместного ужина, телефона и пистолета, связанные с героями, с построением текста, становятся необыкновенно емкими.

Ремарка, указывающая на действия, происходящие в темноте, и структурообразующая ремарка «Затемнение» являются ведущими в тексте. Уже в 1 эпизоде автор конкретизирует место действия: «В синем свете телевизора сидит хрупкий девичий силуэт. <…> Силуэт резко поднимается, нажимает на кнопку телевизионного пульта. Полная темнота…» Данная ремарка, поставленная в начало текста, показывает, что молодая женщина совершенно одинока, ее мысли так же мрачны, как и обстановка, которая ее окружает.

Особое внимание необходимо обратить на образ окна, встречающийся во 2 эпизоде: «Огромное окно приоткрыто, за окном завывает метель, падает снег». «Окно в литературных произведениях традиционный символ «просвета», выхода в мир и одновременно дистанцирования от него. Кроме того, это и устойчивый символ сознания»(3, с.220-221). За окном бушует метель, также холодно и уныло у Нины на душе. Окно как символ «просвета» означает, что героиня может найти выход из сложившейся ситуации, только необходимо переоценить свои поступки.

В пьесе неоднократно встречаются ремарки, рассказывающие о сервировке стола и совместных ужинах (эпизоды 2, 21, 24). Действия происходят в начале и в конце мелодрамы. Эти ремарки служат сигналами, подтверждающими иллюзию общения.

Образ телефона в тексте символичен. Он регулярно повторяется в ремарках, фиксирующих настоящее Нины. Телефон как средство коммуникации иллюзорно соединяет героиню с людьми. Нина звонит 7 раз, но в ответ лишь молчание или гудки. Молодая женщина никому не нужна.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)