Культура  ->  Литература  | Автор: Ольга Конотоп | Добавлено: 2014-11-10

Жизнь и творчество Рэя Брэдбери

Фантастика как жанр литературы

Для начала выясним, что значит определение «фантастика». В Толковом словаре В. И. Даля читаем: «Фантастический — несбыточный, мечтательный; или затейливый, причудливый, особенный и отличный по своей выдумке». Иначе говоря, подразумеваются два значения: 1) нечто нереальное, невозможное и невообразимое; 2) нечто редкое, преувеличенное, необычное. Еще в мифологии Древней Греции и восточнославянских сказках мы находим признаки фантастики: силы природы, олицетворенные в антропоморфных образах богов; живые существа противоестественной гибридной формы. Спустя столетия в XIX веке появился писатель Жюль Верн, положивший начало научно-технической фантастике.

Научно-техническая фантастика – это вид фантастики, возникший в эпоху становления современной науки и окончательно сформировавшийся к XX веку. Он основан подобно другим ее видам на «реализации несуществующего» в фантастических образах. Но, в отличие от них, этот вид опирается на психологические и социально-духовные нравы людей, а также на эволюцию научно-технического прогресса и события, связанные с развитием человечества в будущем, используя для этого соответствующую терминологию. В научно-технической фантастике все логично и последовательно. Авторы обращаются к воображению, при этом, подчиняя свои образы логическим приемам, и одновременно дают читателю недоступное науке чувственно-наглядное воплощение будущего и всего, что с ним связано.

Таким образом, читая произведения представителей научно-технической фантастики, люди задумываются не только о прогрессе в технике и медицине, но и о нравственных качествах людей и о поведении общества в целом. В героях они узнают себя, осознают ошибки и стремятся их предотвратить или исправить. Можно сделать вывод о пользе научно-технической фантастики в развитии человечества.

Сюжеты жанра различны. Место действия: российский город, горы Южной Америки, неизвестная планета. Время действия: через сто лет; через несколько тысяч; полвека тому назад; наши дни. Действующие лица: колдуны; инопланетяне различных рас; мудрецы, герои, медиумы, убийцы. Образ действия: внезапность применения сверхвозможностей. Иначе говоря — полная непредсказуемость. Мотивы действия: любовь, ненависть, страх, отчаяние, злая воля, добрая воля. Интонация повествования: шутливая; бесстрастная; трагическая; гневная.

Теперь обратимся к истории развития научно-технической фантастики. Как приводилось выше, этот вид литературы образовался во время становления науки. К этой эпохе можно отнести, например, произведения Т. Мора, И. Кеплера, Дж. Свифта. А сформировалась научная фантастика в произведениях Г. Уэльса, соединившего научно-техническую и социальную утопию с приемами реалистического романа. В дореволюционной России к представителям этого жанра можно отнести К. Циолковского, А. Богданова, А. Куприна. В конце 20-х гг. значительную роль в советской научной фантастике сыграл А. Беляев, в лучших романах которого воплощение в жизнь биологической гипотезы перерастает в социальный конфликт. В середине XX столетия появление цикла рассказов Айзека Азимова «Я, робот» ознаменовало собой начало коренных изменений в литературе об искусственном интеллекте. Фантаст сформулировал ТЗР , на много лет опередившие направление развития этой ветви литературы.

Эпизоды биографии рэя брэдбери

Рэй Дуглас Брэдбери родился 22 августа 1920 года в городе Уокигане, штат Иллинойс. С детства он рос в атмосфере большой семьи, окруженный любящими и заботливыми родственниками. Отец Леонард Сполдинг Брэдбери работал электромонтером, мать — Мари Эстер Моберг была шведкой по происхождению. Дед и прадед Рэя, потомки первопоселенцев — англичан, приплывших в Америку в 1630 году, в конце XIX века издавали две иллинойские газеты. К моменту рождения Рэя, в семье жил четырехлетний Леонард-младший. У него был брат-близнец Сэм, но он умер двух лет отроду. В 1926 году у Рэя Брэдбери появляется сестренка Элизабет, но она также умерла, будучи ребенком. Смерть впервые потрясла писателя в четырехлетнем возрасте, когда умер его дедушка. Впоследствии это серьезно отразилось на творчестве писателя. "Смерть, - признается Рэй Брэдбери, - это мой постоянный бой. Я вступаю с ней в схватку в каждом новом рассказе, повести, пьесе... Смерть! Я буду бороться с ней моими произведениями, моими книгами, моими детьми, которые останутся после меня"...

Рэй редко вспоминал отца, чаще — мать, и только в третьей его книге можно найти следующее посвящение: «Отцу с любовью, проснувшейся так поздно и даже удивившей его сына». Впрочем, Леонард-старший прочесть этого уже не мог, он умер за два года до этого, в возрасте 66 лет. Яркое отражение эта невыраженная любовь нашла в рассказе «Желание». В книге «Вино из одуванчиков», являющейся по сути дела книгой детских воспоминаний, главный взрослый персонаж носит имя Леонард Сполдинг. Сборник стихов «Когда слоны последний раз во дворике цвели» он снабдил следующим посвящением: «Эта книга — в память о моей бабушке Минни Дэвис Брэдбери, и моём деде Сэмюэле Хинкстоне Брэдбери, и моём брате Сэмюэле, и сестре Элизабет. Все они давно умерли, но я по сей день их помню». Часто он вставляет их имена в свои рассказы.

В четыре года он посмотрел кинофильм "Собор Парижской богоматери". Малыш испытал сильное потрясение и с тех пор спал только при включенном свете - боялся тьмы. Магия книги захватила Рэя в три года, когда тетушка подарила ему на Рождество фантастический комикс "Жил-был однажды". Детские воспоминания серьезно отразились на будущем писателя.

В городке Уокиган прошли первые 12 лет жизни писателя. Задушевные беседы на крыльце летними вечерами, теплота общения с родными и друзьями, торжественные выходы в кино – милый его сердцу быт… Который, как выяснилось позже, нуждается в защите от угрозы ядерной войны и наступления бесчеловечной техники: автомобилей, самолетов, телевидения. Впечатления детских лет оказались такими сильными и яркими, что отразились во многих произведениях писателя. Верный идеалам детства, Брэдбери из принципа ни разу в жизни не летал на самолетах и никогда не сидел за рулем автомобиля. Американец, не умеющий водить машину, – это вызывающе.

В Лос-Анджелес семейство Брэдбери перебралось в 30-х годах, в разгар Великой депрессии. Семья не отличалась большим достатком. Родители не могли позволить купить мальчику книгу Эдгара Бэрроуза «Марсианский воин». Поэтому Рэй решил написать свою версию. В двенадцать лет он попросил родителей купить ему детскую пишущую машинку, на которой напечатал свои первые сочинения. Но первая публикация юного фантаста появилась в уокиганской газете в августе 1936 года. А в 1937 году он становится членом лос-анджелесской «Лиги научных фантастов».

Литературой Рэй Брэдбери занялся еще в школе. Рей Брэдбери так и не поступил в колледж, формально он закончил свое образование на школьном уровне. В 1971 году вышла его статья под названием «Как вместо колледжа я закончил библиотеки. или Мысли подростка, побывавшего на луне в 1932-м». С 9 до 22 лет он все свободное время проводил в библиотеках, где его и посещало вдохновение. Именно там он написал большинство своих рассказов. Вот что говорил Рэй Брэдбери о своем произведении «451 по Фаренгейту»: «Не фашизм, свидетелем которого я был, подвиг меня на написание этой книги. А сожжение библиотек в Александрии 3000 лет тому назад. Библиотека для меня святое место. Я сам никогда не учился в колледже. Я вырос в библиотеке, которая, по сути, стала для меня университетом, и когда в глубоком детстве прочитал про сожжение библиотек в Александрии, меня это глубоко тронуло…»

Всю свою жизнь Брэдбери жил с одной женщиной — Маргарет МакКлур. Вместе они нажили четырех дочерей: Тина, Рамона, Сюзанна и Александра. Они поженились 27 сентября 1947 года. С этого дня в течение нескольких лет она работала целыми днями, чтобы Рэй мог оставаться дома и работать над книгами. Её руками был набран первый экземпляр «Марсианских хроник». Ей же и была посвящена эта книга. Вместе они прожили всю жизнь. Маргарет умерла 24 ноября 2003 года.

Сам Брэдбери считал себя «преемником» фантастики, так как на его полках всегда красовались представители этого жанра: «Жюль Верн был моим отцом. Уэллс — мудрым дядюшкой. Эдгар Аллан По — приходился мне двоюродным братом; он как летучая мышь — вечно обитал у нас на тёмном чердаке. Флэш Гордон и Бак Роджерс — мои братья и товарищи. Вот вам и вся моя родня. Ещё добавлю, что моей матерью, по всей вероятности, была Мэри Уоллстонкрафт Шелли, создательница «Франкенштейна». Ну кем я ещё мог стать, как не писателем-фантастом при такой семейке.»

Читая произведения Рэя Брэдбери, мы невольно начинаем задумываться о роли машин и механизмов, окружающих нас. В большинстве рассказов и повестей действия разворачиваются в будущем, которое можно назвать утопическим. . Проще говоря, в будущем Брэдбери описан «идеальный» социальный строй с присутствием научных технологий. Но техника в его произведениях отнюдь не друг человечества. Конечно, она создана для удобств, но зачастую приносит и вред.

В пример этому можно поставить произведение «451 градус по Фаренгейту». На первый взгляд кажется, что у человека есть все для счастья. Наушники-«ракушки», позволяющие быть в курсе всех событий; плазменные телестены, делающие просмотр кинофильмов еще приятнее; «родственники» из телешоу, вечно веселящие своего хозяина. Есть и механические псы, отлавливающие дичь, а когда надо, преступников. Брэдбери точно подмечает: «Механический пес спал, и в то же время бодрствовал; жил и в то же время был мертв..». В этом и есть особенность Брэдбери: он не сообщает о том, как плоха и убийственна техника, он говорит об этом отвлеченно, затавляя читателя задуматься. Механический пес заменил живого друга, вместо звуков природы появились наушники-«ракушки»; вместо горизонта – телестены; вместо друзей – «родственники» из телепрограммы. Люди пытаются сделать жизнь более гладкой и комфортной, а по сути дела вообще перестает жить. Теряет нечто, что делает человеческую жизнь действительно ценной.

А это «нечто» – это всего лишь солнце, которому перестали радоваться, это зеленые луга и домашний очаг. Именно такую атмосферу создал писатель в своем культовом произведении «Вино из одуванчиков». Беготня по улицам, общение с «Машиной времени», поиски Счастья, прощание с друзьями, торжественные походы в кино, сбор одуванчиков – милый сердцу быт. Разве это не счастье… В произведении нет ни одного намека на технику. Это и придает ему простоту и выделяет среди всего творчества писателя. Автор восхваляет жизнь без техники, и читателю становится ясна основная мысль, которую пытался передать автор. Если углубиться в биографию Рэя Брэдбери, можно понять, откуда он взял идею произведения и сюжет – из своего детства. В образе главного героя Дугласе Сполдинге писатель изобразил себя. И его устами он призывает людей задуматься о пользе и вреде техники.

Можно привести еще много отрывков из произведений, например, из «Марсианских хроник. Эшер II». «Роботы ждали – взрослые, без воспоминаний детства. Роботы лежали, смазанные, с трубчатыми костями из бронзы в желатине. В гробах для неживых и немертвых. Роботы – обоего пола, но бесполые. С лицами, но безликие, заимствовавшие у человека все, кроме человечности, роботы смотрели в упор на крышки ящиков, пребывая в небытии, которое смертью не назовешь, потому что ему не предшествовала жизнь.»

Рэй Брэдбери не настраивает людей против роботов, не предлагает их истребить, он говорит нам о том, что это всего лишь машины, которые будут выполнять людские приказы, но не заменят им друзей; из-за роботов, из-за всей техники люди потеряют смысл жизни, забудут, что такое счастье, перестанут жить, а начнут лишь существовать…

Отдельные факты из биографии Рэя Брэдбери нашли свое отражение в идеях его произведений. Мы помним, какое впечатление произвела на него смерть дедушки, когда Рэю было 4 года. "Смерть, – признается Рэй Брэдбери, – это мой постоянный бой. Я вступаю с ней в схватку в каждом новом рассказе, повести, пьесе... Смерть! Я буду бороться с ней моими произведениями, моими книгами, моими детьми, которые останутся после меня"...

И в самом деле, идеи смерти рассматриваются во многих его рассказах. К примеру, в рассказе «Электрическое тело пою!», где у главного героя Тома умерла мать. Вот как об этом пишет Брэдбери: «Случилось это в ту неделю, когда всему пришел конец… Умерла мама». Одной фразой писатель дает читателю почувствовать всю горечь потери самого родного человека. В произведении «Смерть и дева» рассказывается жизнь старушки, которая заперлась в своем доме от смерти, но на самом деле – от всей жизни. «Я вижу тебя, Смерть! У тебя такой вид, будто ты и вправду точильщик! Но на двери три замка и два засова. Я залепила клейкой бумагой все щели, тесками заткнула замочные скважины, пыль не даст тебе проникнуть в печную трубу, ставни заросли паутиной, а электрические провода перерезаны, чтобы ты не проскользнула сюда вместе с током! Говори не говори – я тебя все равно не услышу. Вот так-то, Смерть. Убирайся!» Но Старушка поддалась искушению Смерти – она выбрала «один день и одну ночь после ее восемнадцатилетия». И автор объясняет нам, что не нужно бояться смерти и что порой вместо будущих невиданных минут нужно выбрать один день из приятного, изведанного прошлого.

Герой рассказа «Уснувший в Армагеддоне» рассказывает о человеке, пугающемся смерти. Он попал в безвыходную ситуацию, когда понимаешь, что смерть настигнет тебя в любую секунду. В его голове развивалась самая настоящая война между народами, враждующими тысячелетиями. И он делал все, чтобы выжить. Он не спал, чтоб его мозг не завоевали и не уничтожили, он измучил себя полностью. Но в итоге он не по своей воле уснул. И умер. Проанализировав этот рассказ, можно сделать следующий вывод: порой смерть может быть освобождением, и в подобных ситуациях, когда выхода нет, следует принять ее именно в таком значении. Эта идея отражена в рассказе «Завтра конец света». «— Я всегда думала, что будет страшно, а оказывается, не боюсь. — А нам вечно твердят про чувство самосохранения – что же оно молчит? — Не знаю. Когда понимаешь, что все правильно, не станешь выходить из себя. А тут все правильно. Если подумать, как мы жили, этим должно было кончиться». То есть, задавая вопрос в одном произведении, он отвечает на него в другом. Рэй Брэдбери, описывая в своих произведениях смерть с таким ликом. А значит, он сам перестал бояться смерти, но пытается разными способами продлить свою жизнь. Например, фокусироваться на положительных эмоциях и чаще смеяться.

Мы также помним, что когда Рэй Брэдбери посмотрел фильм «Собор Парижской Богоматери» в юном возрасте, это тоже оставило глубокий след в сознании писателя. Большинство его рассказов имеет в основе нереальные, чудовищные сюжеты. Примером тому может послужить рассказ «Нечисть на лестнице».

Для Рэя Брэдбери самой важной ценностью в жизни была семья. И эта идея стала центральной в некоторых его произведениях. Например, в рассказе «Лекарство от меланхолии» повествуется о том, как семья хлопотала над больной девушкой. В «Вине из одуванчиков» также развивается эта мысль. Но особенно мне запомнился рассказ «И все-таки наш…». В нем описывается любовь родителей к своему чаду. Идея такова: любовь матери и отца безгранична, и они способны отвернуться от всего мира ради того, чтобы быть с ребенком, каким бы он ни был.

Как упоминалось раньше, Рэю Брэдбери удается с точностью донести до читателя все переживания ребенка. Детей он описывает не только в повести «Вино из одуванчиков», но и в других своих рассказах. К примеру, в произведении «Все лето в один день». Но в этом рассказе описывается жестокость детей и поступки, которыми движут негативные эмоции. В рассказе «Урочный час» также рассказывается о маленьких детях. Но они наивны, и это делает их еще более милыми. Вот какие мысли мелькали в голове матери одного такого ребенка: «Дети, дети… У них и любовь, и ненависть – все перемешано. Сейчас ребенок тебя любит, а через минуту ненавидит. Странный народ дети. Забывают ли они, прощают ли в конце концов шлепки, и подзатыльники, и резкие слова, когда им велишь – делай то, не делай это? Как знать… А если ничего нельзя забыть, ни простить тем, у кого над тобой власть, – большим, непонятливым и непреклонным?» Читаешь эти строки и задумываешься: «А ведь все это правда. Мы тоже были маленькими и размышляли точно также, и не прощали обид, а на самом деле забывали все через час». Удивительный народ – дети. Все мы были ими, но не каждый может это вспомнить и понять, что движет их поступками и словами. Именно поэтому кто-то любит детей, кого-то они просто раздражают. Но для того, чтобы раскрыть характер ребенка, нужно лишь вспомнить и стать им.

Когда я читала повесть «451 градус по Фаренгейту», меня поразили описания огня. «Огонь блеснул на секунду, исчез, снова появился – он мигал вдали, словно чей-то глаз. Монтэг замер на месте: казалось, стоит дохнуть на этот слабый огонек – и он погаснет. Но огонек горел, и Монтэг начал подкрадываться к нему. Прошло добрых пятнадцать минут, прежде чем ему удалось подойти поближе; он остановился и, укрывшись за деревом, стал глядеть на огонь. Тихо колеблющееся пламя, белое и алое; странным показался Монтэгу этот огонь, ибо он теперь означал для него совсем не то, что раньше. Этот огонь ничего не сжигал – он согревал. Он и не знал, что огонь может быть таким. Он даже не подозревал, что огонь может не только отнимать, но и давать. Даже запах этого огня был совсем другой». Рэй Брэдбери словно показывает нам, что огонь может не только разрушать, но и согревать. Я думаю, что примером огня писатель показывал нам любое явление или предмет: всё может как приносить пользу, так и причинять вред. Это зависит от того, какие руки управляют этим предметом и с какими намерениями.

Сделав анализ идейного содержания произведений, можно составить обобщающую таблицу:

В далеком 1953 году человек по имени Рэй Брэдбери, тогда еще неизвестный писатель, опубликовал рассказ «451 градус по Фаренгейту». Странное название объяснил эпиграф: «451 градус по Фаренгейту – это температура, при которой воспламеняется бумага». Что за бумага? – Книги, которые сжигают… Но с какой целью сжигать книги? А разве иной раз они не задевают наше самолюбие? Разве в антигероях мы не видим себя? Разве одна книга не провозглашает того, что отрицает другая, тем самым запутывая нас?

Причина проста: мы хотим быть счастливыми и мы готовы убежать от проблем, от того, что заставляет нас грустить. «Нужна безмятежность, Монтэг, спокойствие. Прочь все, что рождает тревогу. В печку! Похороны нагоняют уныние – это языческий обряд… Не будем оплакивать умерших. Забудем их. Жгите, жгите все подряд» — такие наставления дает главному герою брандмейстер Битти.

Убегая от уныния и блуждая по миру в поисках счастья, люди забыли суть жизни. Как странно! Они пытаются сделать жизнь более сладкой и комфортной, а в результате совсем перестают жить и начинают лишь существовать. Как звери, существующие по инстинктам и по законам природы, никогда не испытывавшие любви и других светлых чувств. «Человек — как бумажная салфетка: в нее сморкаются, комкают, выбрасывают, берут новую, сморкаются, комкают, бросают… Люди не имеют своего лица…» В такие времена сообщение о том, что горожане все чаще стали кончать жизнь самоубийством, внушает оптимизм. Это значит, что в людях еще осталось что-то человечное. Значит, в глубине души находится протестующая частичка, которая предвидит гибель человечества. Именно это Брэдбери отразил на примере брандмейстера Битти и мисс Фелпс. Последняя разрыдалась, услышав строки о любви. Брандмейстер, осознавая, что ничего уже не изменить, принял смерть от рук Монтэга.

Что же предлагает нам Брэдбери устами профессора Фабера? Тесно соприкоснуться с жизнью, чтобы увидеть «поры на лице жизни». И затем жить, делая свой выбор. А книги? Книги — это память и мудрость, которой так не хватает Монтэгу и миру, в котором он живет. Неслучайно книга, которую он спасает, — это Библия, одна из самых древних книг, несущая мудрость и светлые чувства.

Но важная мысль, которую Рэй Брэдбери передал в «451 градусе по Фаренгейту», — это не пренебрежение книгами, а инертность людей. Мы шаг за шагом приходим, не замечая того или замечая, но не особо протестуя, к описанному автором очень печальному будущему. Возможно, именно сейчас нужно уделить этому внимание, иначе потом будет слишком поздно.

«Не ждите спасение от чего-то одного — от человека, или машины, или библиотеки. Сами создавайте то, что может спасти мир, — а если утонете по дороге, так хоть будете знать, что плыли к берегу».

О чем должен знать автор детских произведений, который собирается раскрыть в своей работе характер ребенка и угодить этому ребенку?

Самуил Яковлевич Маршак считает, что «для того чтобы довести книгу до воображения ребенка, а не только до его сознания, человек, пишущий книгу, должен владеть конкретным образным словом. Детский писатель должен знать, какова та книга, которую дети читают, перечитывают и зачитывают до дыр, а не только лениво перелистывают. Он находит к самым ответственным темам ту дорогу, по которым идет к ним и ребенок. Это очень важно для детского писателя. Он всегда должен чувствовать ребенка своим спутником. Он должен гордиться своим правом показать ребенку в первый раз город или целую страну, звезды, леса, людей и зверей».

А как должен действовать писатель-гуманист, чьи произведения посвящены взрослым, но при этом в них он собирается рассказывать о жизни ребенка?

Этот вопрос затронул Рэй Брэдбери в своей повести «Вино из одуванчиков». И мастерски ответил на него образами. В этом произведении не просто описывается характер ребенка Дугласа Сполдинга, в нем описывается мир глазами этого ребенка. Много историй приключилось с главным героем и с жителями городка Гринтауэна. И чтобы передать все переживания героев, Рэй Брэдбери сам стал этим мальчиком, вселился в него и стал разделять все чувства, которые испытывает Дуглас. Только так можно создать правдивое произведение, которым будет зачитываться и взрослый, удивляясь детской наивности и непосредственности, и ребенок, поражающийся точно переданным его образом мыслей.

Из биографии Рэя Брэдбери мы знаем, что он, будучи ребенком, невзлюбил технику, и до сих пор принципиально не ездит на машинах и не летает на самолетах. Я считаю, что повесть «Вино из одуванчиков» отражает идею о бесполезности техники. Автор словно говорит нам: «Зачем нужна техника? Ведь жизнь и без нее хороша и полноценна». В произведении приведен один случай, когда Лео Ауфман решил изобрести Машину счастья. Ему удалось создать лишь корпус в виде куба, который показывает изображения разных стран мира. На первый взгляд, она и вправду вызывает у человека радость, но когда задумываешься, понимаешь, что никогда в этих странах не побываешь. И тогда от этого хочется плакать. Такой аргумент привела миссис Ауфман: «Ты забыл главное – рано или поздно всем придется вылезать из этой штуки и опять мыть грязную посуду и стелить постели. Конечно, пока сидишь там внутри, закат длится чуть не целую вечность и воздух такой душистый, так тепло и хорошо. И все, что хотелось бы продлить, в самом деле длится и длится. А дома дети ждут обеда, и у них оборваны пуговицы. И потом, давай говорить честно: сколько времени нужно смотреть на закат? И кому нужно, чтоб закат длился целую вечность? И кому нужно вечное тепло? Кому нужен вечный аромат? Ведь ко всему этому привыкаешь и уже просто перестаешь замечать. Закатом хорошо любоваться минуту, ну две. А потом хочется чего-нибудь другого. Уж так устроен человек».

В конце XX века человечество стало осваивать космос. Сначала ракета «Восток» вышла из атмосферы и облетела вокруг Земного шара; затем стали устраивать экспедиции на спутник Земли Луну; затем на Марс; в настоящее время на приведенных выше объектах стали продавать земли. А что будет дальше? Это излюбленная тема многих научных фантастов, и каждый раскрыл ее по-разному. Кир Булычев, например, описывал приключения Алисы Селезневой вместе с отцом и с кружковцами в произведениях «Девочка с Земли» и «Миллион приключений». Иван Ефремов рассказывал в «Туманности Андромеды» о группе космонавтов, прибывших в эту туманность. Рэй Брэдбери описывает в хронологическом порядке исследования Марса, его заселение и эвакуацию .

У всех этих писателей одна тема – космос, но идеи различны. Если Кир Булычев описывает веселую жизнь в космосе, а Иван Ефремов лишь повествует о случившемся с экспедицией, то Рэй Брэдбери противится освоению Марса и всего космоса в целом. Описывая жизнь марсиан, описывая чувства участников всех трех экспедиций, он развивает эту мысль. Все произведение построено на пессимистичных нотах и переживаниях. Ни одного радостного происшествия, ни одного веселого мгновения. Благодаря этому читатель начинает задумываться о правоте этой мысли, осознает, что пользы это ни принесет.

Рэй Брэдбери – мастер слова. Он развивает свою мысль несколькими точными фразами и настроением, пронизывающим повесть, благодаря чему добивается согласия читателя с его мнением.

Читая рассказ «О скитаниях вечных и о Земле», я еще более убедилась в том, что Брэдбери – мастер слова. Он способен описать одно явление с чувством, которое передается читателю. Например, описывая космос, Брэдбери восхищается им и описывает в самых радужных красках, находя для этого удивительные, оригинальные метафоры. «Космос – как осень»,— писал Томас Вульф. И говорил о пустынном мраке, об одиночестве, о том, как мал затерянный в космосе человек. Говорил о вечной, неприходившей осени. И еще – о межпланетном корабле, о том, как пахнет металл и какой он на ощупь, и о чувстве высокой судьбы, о неистовом восторге, с которым наконец-то отрываешься от Земли, оставляешь позади все земные задачи и печали и стремишься к задаче куда более трудной, к печали куда более горькой. Да, это были прекрасные страницы, и они говорили то, что непременно надо было сказать о вселенной и человеке и о его крохотных ракетах, затерянных в космосе». Большое количество рассказов Рэя Брэдбери посвящены космосу и восхваляют его перед читателем. Например, рассказы «Уснувший в Армагеддоне», где действие разворачивается на метеорите, или рассказ «Все лето в один день», в котором описывают жизнь на Венере. Но я обратила внимание, что цикл рассказов Рэя Брэдбери посвящен Марсу, марсианам и землянам, осваивающим эту планету. В качестве примера можно назвать «Марсианские хроники» или «Были они смуглые и золотоглазые». Помимо космоса, у Рэя Брэдбери есть рассказы, в которых действие происходит на Земле. Их в свою очередь можно разделить на рассказы, посвященные будущему, к примеру «451 градус по Фаренгейту», и рассказы, которые повествуют о недавнем прошлом и настоящем, например повесть «Вино из одуванчиков». Наблюдая такую закономерность, все произведения Рэя Брэдбери можно разделить по хронотопу на четыре категории: хроники известной Земли; хроники будущего; хроники Марса; хроники Вселенной. Хронотоп - существенная взаимосвязь временных и пространственных взаимоотношений.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)