Развлечения  ->  Игры  | Автор: Былеева Л.В. | Добавлено: 2015-02-04

Развивающие игры для детей

Огромно их разнообразие. Они отражают все области материального и духовного творчества людей. Естественно, что изучением игр занимались и занимаются многие отрасли знаний: история, этнография, антропология, педагогика, теория и методика физического воспитания и др.

В игровой деятельности детей объективно сочетаются два очень важных фактора: с одной стороны, дети включаются в практическую деятельность, развиваются физически, привыкают самостоятельно действовать; с другой стороны получают моральное и эстетическое удовлетворение от этой деятельности, углубляют познания окружающей их среды. Все это в конечном итоге способствует воспитанию личности в целом. Таким образом, игра - одно из комплексных средств воспитания: она направлена на всестороннюю физическую подготовленность (через непосредственное овладение основами движения и сложных действий в изменяющихся условиях коллективной деятельности), совершенствование функций организма, черт характера играющих.

Главным признаком, отличающим большинство игр, является их сознательный характер. Перед играющим всегда ставится цель - выполнение какой–либо конечной задачи игры, т.е. получение результата, хотя и в рамках определенных способов его достижения, но таких, которые позволяют самим играющим выбирать пути, находить сообразно своим возможностям новые решения в зависимости от постоянно меняющейся ситуации.

Понятие ИГРА включает в себя множество различных форм игрового фольклора, каждая из которых в конечном счете способствует всестороннему развитию детей: физическому, психическому, умственному. Подвижная народная игра является той разновидностью игрового фольклора, преимущественная ориентация которой заключается в активизации двигательной деятельности.

Первоначально игра отображала только трудовые или бытовые действия.

Позже это понятие расширилось и в него вкладывалось уже более широкое содержание.

Начальный этап становления подвижных игр характеризуется подражательными действиями, имитирующими собирательство и охоту (как наиболее древние формы человеческой деятельности).

Подражательные трудовым действиям игры, по-видимому, очень рано стали представлять собой объективно существовавшие средства физического воспитания. С развитием общества появилась потребность осуществлять эти действия в более эмоциональной форме – в форме игр и плясок, доставлявших одновременно и эстетическое удовлетворение.

По мнению профессора В.К. Никольского, уже на самой ранней ступени развития человеческой культуры «игра приобретает характер зародышевой физкультуры, подготовляющей человека к его функциям как члена коллектива».

В культурно-историческом развитии любого народа игра являлась важным фактором воспитания в процессе первоначальной подготовки людей к жизни. В основе этой подготовки лежали особенности взаимоотношения человека с окружающей средой.

Игра вводит ребенка в жизнь, в общение с окружающими, с природой, способствует приобретению знаний, трудовых навыков, совершенствованию двигательной деятельности.

В условиях современной цивилизации в связи с резким снижением двигательной активности человека возрастает роль систематических занятий физическими упражнениями, подвижными играми.

Особое значение народных игр заключается в том, что они широко доступны людям самого разного возраста.

Для большинства русских игр характерны простота, общедоступность, широкая распространенность среди других народов.

Наиболее элементарные из игр зародились еще в глубокой древности и внешне напоминают игры животных. Это простейшие игры с бегом и ловлей друг друга (например, «Догонялки», «Ловишки», «Салки»), игры с прыганием и лазанием по деревьям (например, «Подпрыгивание», «Качание на суку», «Салки по деревьям», детская борьба – возня и др.).

Помимо физического развития, эти игры служат и установлению и развитию человеческих взаимоотношений.

Большое количество игр является прямым отображением семейно – бытовых и социальных отношений на разных этапах исторического развития («Ящур», «Невеста», «Война», «Городок», «Казаки – разбойники» и др.). Многочисленны игры, воспроизводящие в условной игровой форме различные трудовые процессы, включая земледелие – главное занятие славян («Уж мы просо сеяли…», «Лен», «Мак», «Капуста» и др.).

Игры способствовали не только физическому развитию, но и духовному совершенствованию играющих.

«Сколько было веселья и азарта! Сколько радости от побед и сколько огорчения при неудачах, когда чуть не со слезами говоришь себе: в следующий раз уж обязательно не проиграю!.. А сколько ловкости и умения надо было проявить, чтобы хоть иногда побеждать в таких играх, как чижик или лапта! Поэтому, когда я вспоминаю свое детство, то одно из самых прекрасных и живых впечатлений тех лет – это наши игры.

Большинство из этих игр сейчас позабыты, и вы в них уже не играете.

Правда, как и сто лет назад, девочки все еще скачут через скакалку или играют в классики, прыгая на одной ножке. Но мальчики сегодня играют уже в новые игры - летом в футбол, а зимой - в хоккей.

Вам сейчас очень трудно представить, но в мое время хоккея вообще не было, а в футбол мы играли редко, потому что не в каждом дворе у кого-то был футбольный мяч, да и играть особенно было негде - на улице нельзя, а во дворах – кругом окна.

Но зато других игр у нас был такой выбор, что вам и не приснится!» - вспоминал профессор С.К.Якуб.

В большинство русских народных игр играют на свежем воздухе.

Игры эти очень разнообразны, требуют много движения, находчивости, смекалки, дают массу всяких физических навыков и умений! Поэтому они отлично закаляют тело и душу. Приучают гордо и незаметно для чужих глаз переносить боль и не только от рискованных падений и ушибов, но даже от воткнувшихся в босую пятку стекол или гвоздей. Во время игры всё заживает быстро. Здесь дети на практике учатся некоторым приёмам оказания первой медицинской помощи: листок подорожника, прилепленный на царапину останавливает кровь; похромаешь день-два – и снова можно бегать; лист лопуха помогает от головной боли.

Такие игры не только полезны для здоровья, но и необходимы для воспитания смелости, ловкости, упорства в достижении цели, то есть для становления характера человека. И конечно, та беззаветная отвага и способность преодолевать огромные трудности и опасности, которые проявили бывшие мальчишки в боях ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ войны, во многом результат крепкой физической и душевной закалки, полученной в детстве.

Правила игр складывались и проверялись многими десятилетиями, даже веками, в их создании принимали участие многие поколения ребят, жившие на нашей земле. И это очень мудрые правила. Поэтому изменять их, усложнять, а тем более облегчать, не следует, чтобы не потерять какого – то секрета увлекательности этих игр.

Хорошие игры есть у многих народов, а некоторые вообще очень похожи, например жмурки. Я пишу о русских только потому, что знаю их, но, конечно, играть в эти игры могут ребята всех национальностей.

В книжках вы найдете игры самые разные. В одни можно играть даже в детском саду, а другие под силу только ребятам лет с двенадцати. Большинство игр – общие и для мальчиков, и для девочек, а некоторые годятся только для мальчишек. Так что для каждого найдутся игры и по возрасту, и по «интересности».

Вот игра, может быть, одна из самых древних и самых распространённых в России.

«Веревочка»

Подвижная игра русских поморов, жителей Архангельской области, развивающая ловкость, быстроту реакции, скоростно-силовые качества, тренирующая вестибулярный аппарат.

В старину в качестве инвентаря использовалось корабельная оснастка, а в наши дни можно обойтись крепкой бельевой веревкой. Количество играющих 20 – 40 человек.

Игроки располагаются по кругу, концы которой связываются. Размеры круга колеблются в зависимости от количества играющих, но должны быть достаточными для свободных движений игроков. В центре круга находится водящий, которого определяет жребий. По сигналу водящий пытается осалить игроков, держащихся за веревку, которые имеют право бросить веревку и отскочить в сторону. В случае если несколько игроков бросают веревку, и она коснется земли, то виновный в этом становится водящим.

Водящим становится также любой осаленный игрок.

Более острой и динамичной становится игра, если в кругу размещаются двое или трое водящих. Последнее целесообразно использовать при большом количестве игроков (30 – 40). (Смотреть приложение 1)

«Лунки»

Старинная русская народная игра, развивающая глазомер, точность броска, скоростно-силовые качества и ловкость.

Количество игроков 8 – 12 человек. Место для игры – четырехугольная площадка, примыкающая одной стороной к стене; каждая сторона равняется 3 м. Каждый из игроков выкапывает на этой площадке в параллельных к стене линиях по ямке и остается на площадке. Ямки отстоят одна от другой на 15 – 20 см. и образуют несколько параллельных рядов. Вместо лунок игроки могут положить на землю свои фуражки. Назначенный водящим, становится на черте, проведенной в метрах 10 от вырытых ямок. Его задача – бросить мяч, стараясь попасть в одну из ямок (или фуражку); он имеет право на три броска. Если ему не удалось попасть мячом в ямку, он кладет мяч следующему игроку. Если же он попал, все, игроки, которые в это время должны стоять хотя бы одной ногой на поверхности площадки, разбегаются, куда закатился мяч. Последний хватает мяч и старается попасть им в одного из игроков, не удаляясь при этом больше чем на три шага от площадки. Если он промахнулся, то становится водящим. Если он в кого – нибудь попал, то водящим становится осаленный игрок. (Смотреть приложение 2)

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)