Культура  ->  Литература  | Автор: Гаджимурадов Арсен | Добавлено: 2015-03-19

Развитие татарской культуры в селе Малые Чапурники

По утверждению старожилов, малочапурниковские татары – потомки выходцев из села Кикемо Пензенской губернии, которые в 16 веке бежали в упомянутую губернию от произвола Ивана Грозного, а в середине 18 века осели и на нижней Волге. 30-е годы ХХ века мечеть кряшинов разрушили комсомольцы. А мечеть мишЭров стоит до сих пор, и это самая старая мечеть на территории Волгоградской области, ей более 200 лет. Сразу надо сказать, что среди основателей были некрещеные татары – мишЭри и правнуки насильственно крещеных татар – кряшины. До сих пор село условно делится пополам: так как на одной половине жили мишЭри, на другой – кряшины. В селе было два магазина, два кладбища, две мечети. В

Ещё в 70-е годы ХХ века кряшины и мишэри женились только на единоверцах (следует уточнить, в Казани кряшинами называют православных татар). Сейчас напоминанием о пережитках прошлого остаются два кладбища и некоторые различия в языке.

До 20-х годов прошлого века село входило в состав Черноярского уезда Астраханской губернии. Население в основном занималось скотоводством и земледелием: выращивало хлеб, овощи. Успешно велась торговля с немецкой колонией «Сарепта». (Все государства Европы старались привлечь на свои земли переселенцев, и Россия не была исключением. Екатерина II издала в 1762 году манифест и определила место, условия и права переселенцев из Европы. Первыми откликнулись на этот призыв потомки Чешских и Моравских братьев – гернгутеры. И вот, осенью 1765 года первые семьи гернгутеров основали на берегах озера Сарпа колонию «Сарепта».)

В селе Малые Чапурники жили и живут замечательные, талантливые люди, которые значительно повлияли на культурный уровень односельчан. О некоторых из них мне хотелось бы рассказать. В 20-е годы ХХ века здесь родился Нэби Дэули. В детском возрасте его родители переехали в Казань. Впоследствии он стал известным татарским поэтом. В конце 90-х годов Нэби приезжал на свою малую родину, читал стихи о Чапурниках, вспоминал детство.

Шарипов Габбас Хамзиевич стал известен тем, подарил нам возможность читать стихи татарского поэта Мусы Джалиля. М.Джалиль и Г. Шарипов в годы Великой Отечественной войны находились в одном концлагере. Когда Габбаса Шарипова перевели в другой лагерь, он по просьбе М. Джалиля тайно вывез блокнот с его стихами. Затем во Франции передал эту тетрадь своему близкому другу Нигмату, а тот после войны доставил её в Казань. Сборник стихов был опубликован под названием « Моабитская тетрадь».

В нашем селе жил и работал прекраснейший человек - Масаутов Зиннур Шарафетдинович. Он был учителем сельской школы, отличался интеллигентностью и талантом. Прекрасно играл на скрипке, сам делал музыкальные инструменты: пианино и скрипки. Зиннур Шарафетдинович сочинял музыку, писал картины, которые дарил землякам на различные торжества, они есть практически в каждом доме старожила. Его сын – Масаутов Рафаиль Зиннурович – заслуженный художник Украины, автор эмблемы XII Всемирного фестиваля молодежи в Москве.

Еще об одном художнике мне хочется рассказать подробнее. Шавкет Сейфулович Абдрашитов родился 17 сентября 1920 года.

В селе окончил I ступень школы, а II ступень - в городе Сталинграде, с ним учились братья Саляевы - Алимджан и Амирхан, которые занимались живописью. Они повлияли на выбор жизненного пути.

Мальчишкой Шавкет писал плакаты, лозунги, оформлял стенгазеты. В 1936 году он поступил в Сталинградский техникум изобразительных искусств, начиная с 3-го курса становится одним из преуспевающих студентов. На конкурсах его произведения занимали первые места. Успешно заканчивает учебу. Эскиз дипломной работы пишет на тему « В.И. Ленин в селе Шушенское ». Абдрашитов Ш.С. дорог нам ещё и тем, что будучи мобилизованным в июне 1941 года на фронт, участвовал в Сталинградском сражении, служил в разведке, награжден медалью « За отвагу». В конце 1942года был ранен и контужен. После войны, в 1946 году поступил в высшее Ленинградское училище им. В.И.Мухиной, в 1951 году закончил ВУЗ с отличием. Трудился по направлению в Азербайджанской ССР. В 1953 году вернулся в родной город, где работал главным художником бытового объединения « Сталинградец». Старожилы с доброй улыбкой вспоминают Шавкета, глядя на свои портреты, созданные их известным односельчанином.

Не могу не упомянуть о своей прабабушке и бабушке. Моя прабабушка Бикмуллаева Гельди Ахметжановнаа почти 20 лет проработала директором Малочапурниковского клуб

Когда еще не было телевизоров, почти все население от мала до велика участвовало в художественной самодеятельности клуба.

Моя бабушка Бакеева Гелюся Махмутовна с детства поет и танцует. В 1968 году в доме культуры села Приволжское Светлоярского района проходил конкурс, посвященный 100- летию со дня рождения В.И.Ленина, после которого в районной газете «Восход» появилась заметка о том, что скоро в Малые Чапурники, свое родное село, приедет работать фельдшер, влюбленная в далекую Индию. Бабушка исполняла на этом конкурсе индийский танец и заняла I место. Свою любовь она пронесла через всю жизнь. В Индии, к сожалению, она ещё не побывала. Но в 2003 году ей довелось встретить у памятного знака «Перекресток Цивилизаций» делегацию из Индии. Бабушка специально сшила костюм и исполнила перед гостями ( было ей тогда 54 года) индийский танец. Оказалось, что песня, под которую она танцевала, очень популярна в Индии. Гости вызвали бабушку на «бис», чтобы танцевать вместе с ней. Вот уже 36 лет бабушка Гелюся лечит односельчан, а ее дом и семья сохраняют традиции и культуру татарского народа.

В 2003 году по настоянию Шарипова Шакира Касимовича в селе открылся культурно-этнографический центр « Туган як» («Родной край»). Это было большое событие, его ждали несколько лет. Одна из комнат центра представляет собой крестьянскую избу начала ХХ века, где можно увидеть мебель, одежду, предметы домашнего обихода, посуду, которой пользовались наши предки. Все предметы быта приносили жители села, надеясь, что потомки не забудут историю своего народа. В этом центре проходят литературные вечера, посвященные творчеству татарских поэтов: Габдулле Тукаю и Мусе Джалилю. Были организованы выставки работ Масаутова Зиннура Шарафетдиновича и Абдрашитова Шавкета Сейфуловича.

Совсем недавно в Малых Чапурниках открылось медресе. Здесь преподают детям арабскую письменность, заучивают молитвы на арабском языке.

Последние десятилетия возрождаются народные традиции. Самый яркий и веселый праздник татар – Сабантуй, получивший статус областной.

Прабабушка Гельди рассказывала, что в нашем селе Сабантуй проводили и до Октябрьской революции, но потом была гражданская война, времена НЭПа, репрессии, Великая Отечественная война, т.е. было не до игрищ. И вот в середине 50-х годов празднику дали новую жизнь, и проводили регулярно до середины 60-х годов. Прабабушка вспоминала, что он проходил за селом, в этот день дома не оставалось ни одного члена семьи, так как для всех он был самым любимым. Меня заинтересовала история появления этого праздника у татарского народа, и вот что удалось мне вычитать, узнать от односельчан, а кое-чему я и сам был свидетелем. Происхождение названия «Сабантуй» увязывается с атрибутами весеннего земледельческого праздника, в котором I часть слова «Сабан» имеет несколько значений и является символом «весны», «пробуждения природы», «пашни», «плуга», «первой борозды», «сева яровых культур», а II часть «туй» означает «празднование», «торжество».

Сабантуй – общенациональный праздник татар, проживающих в регионах Российской Федерации, странах Европы, Азии, Америки, Австралии. Там, где он проводится, сохраняется уникальная национально – культурная среда, связанная с приобщением членов татарских общин к многовековому духовному наследию народа. Это развивает единую народную культуру, передаваемую из поколения в поколение, сохраняет её идентичность. Его эволюция как традиционного ежегодного весеннего праздника татарского народа проходила в течение длительного исторического периода. Он развивался вместе с формированием татар как целостного народа на территории Волго – Уральского региона с его своеобразными природно-географическими и климатическими условиями. Сабантуй у татар является синтезом кочевой и оседлой культур. Он связан с земледельческими ритуалами финно-угорских и тюркских народов.

Праздники весенне – летнего цикла, связанные с приходом весны, культом плодородия и земледелия были присущи многим народам Европы и Азии на протяжении всей истории человеческой цивилизации. Календарные праздники приурочены к пограничным периодам смены времен года, когда, по народному мировоззрению, природа может особенно щедро поделиться своими плодородными силами и возможностями с людьми. Точно определить время возникновения обряда ученые не могут, так как ранних письменных источников сохранилось крайне мало. Традиции весеннего земледельческого праздника сложились ещё в доклассовом обществе.

Тюркские народы, поклонявшиеся богу солнца Тенгре, при исполнении ритуалов весеннего жертвоприношения включали в культовые действия борьбу, битву на мечах, конные скачки, игры и пляски. Одним из первых письменных упоминаний праздника является эпиграфический памятник, найденный в деревне Иске Салман Республики Татарстан, датируемый июнем 1292 года. В 13 веке булгарский ученый Лачин Хисами написал трактат «Подарок бойцам, соревнующимся на майдане». Первое детальное и очень ценное этнографическое описание праздника Сабантуй составил в 1834 году профессор Казанского университета Карл Фукс в книге «Казанские татары в статистическом и этнографическом отношениях», вышедшей в Казани в1844 году: «Этот древний народный татарский праздник отправляется каждую весну, и все татары принимают в нем участие. Ныне он происходит на большом лугу, окруженном с левой стороны холмами. Кои покрыты кустарниками; луг сей находится к югу от новой татарской слободы расстоянием с версту, от города же три версты. Слово Сабан означает соху или плуг, а самый праздник должен означать, что оживляющая природу весна призывает к возделыванию полей и оранию земли. В соседственных татарских деревнях праздник сей отправляется, как скоро снег сойдет с полей.

Все татары, старые и малые, собираются около полудня и делают из веревки круг, около коего сидят или стоят зрители. На середину круга выступают два борца, из молодых и здоровых татар, которые кушаками своими таким образом обвязываются, что оба обхватывают их руками и, наклонившись повертывают друг друга то в ту, то в другую сторону, стараясь один другого повалить на землю. Борьба эта продолжается довольно долго, иногда скоро оканчивается, смотря по силе борцов. Если кто кого поборет, то поднимается громкий смех зрителей, а торжествующий победитель, оставляя место сражения, получает подарок или вместо него деньги, от 10 до 20 копеек. На этот предмет деньги собираются от богатых татарских купцов.

Кроме борьбы, бывает еще скачка на лошадях и бегание. В награждение победителю дается носовой платок, который вешают на длинную палку, выставляемую при конце бега. Беговые лошади их малы, невидны и худощавы, однако же, бегают хорошо, и седоки, которыми обыкновенно бывают мальчики, умеют хорошо управлять ими.

Татарки также принимают участие в сем празднике, хотя в некотором расстоянии от главного зрелища. В соседственных кустарниках бывает много кибиток, из коих выглядывают закутавшиеся татарки. Они одеваются на этот случай в богатые материи, весьма много натирают лица свои румянами и белилами, налепливая разные фигуры, или черные тафтяные кружочки, называемые мушками. Если к ним кто приближается, то длинным рукавом своим покрывают большую часть лица, однако ж, скоро и оставляют это, когда не спускают с них глаз. В самых кустарниках повсюду видны пьющие чай татарские жены с их детьми; и если кто хотя мало знаком с семейством, то приглашается на чашку чаю».

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)