Культура  ->  Литература  | Автор: Алина Шутова | Добавлено: 2015-03-04

Психологизм романа М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»

Во время разговора она сидит на лежанке, «повесив голову на грудь», а он стоит перед нею. Автор расположил так героев не случайно. Этим он показывает, что Печорин имеет власть над Бэлой. Дальше Печорин говорит: «Ведь ты знаешь, что рано или поздно ты должна быть моею». Печорин уверен в этом, потому что ему еще никогда ни в чем не отказывали, и он использует все психологические средства воздействия для достижения цели. В конце концов, это дело его чести.

Камнем преткновения для Бэлы была ее вера. Печорин понимал это и подводил разговор к больной теме постепенно. Автор использует для этого прием градации – усиление мотивации отказа Бэлы.

Очень умело и психологически тонко Печорин построил свой диалог. Он начинает с того, в чем абсолютно уверен. И его вопрос для него содержит отрицательный ответ. И, наконец, подходит к самому сильному, основному мотиву.

Вторую часть разговора Печорин начинает с прилагательных милая и добрая, чтобы растопить немного дрогнувшее сердце девушки, потому что он уже почувствовал свою власть над Бэлой, почувствовал, что она уже стала тянуться к нему, она ему стала верить, настороженность сменилась надеждой.

В разговоре с Бэлой он часто использует местоимение «я», что характеризует его как эгоиста, единоличника, которого волнует только он сам, ему безразличны интересы, чувства и состояние других. Местоимения в своей речи Печорин связывает так: «я хочу», «если ты». По этим мелким деталям общения с Бэлой, по особенности речи Печорина можно судить опять – таки о его эгоизме.

Печорин воздействует на нее психологическим шантажом («если ты …, то я …»). На это она «призадумалась, не спуская с него черных глаз своих», опять пытается искать в нем ответ, и, видимо, найдя его, «улыбнулась ласково». Печорин чувствует, что победа уже близка, и, чтобы закрепить ее, требует поцелуя Бэлы, но ее реакция для Печорина неожиданна.

Лермонтов – мастер жестов, через которые передает психологическое состояние героя. Жесты Печорина в финале этой сцены говорят о том, что он осознал, что его поспешность неправильна. «Ударил себя в лоб», то есть понял, что «дурак», «осел», «не нужно было так настаивать». Автор показывает стремительность его действий: «выскочил в другую комнату», «как ошпаренный». Печорин понял, что чуть было все не испортил, потому что чеченские и русские обычаи отличаются. Он рассержен на себя за свою не -сдержанность, и в то же время в нем говорит задетое самолюбие, ведь он получил отказ. Тщеславие героя задето, поэтому чтобы все-таки добиться своей цели, он заключает пари на то, что «через неделю она будет» его. Это еще раз доказывает, что Бэла была для Печорина вещью, игрушкой, ведь пари можно заключить на вещь, но никак не на живого человека. И теперь для него дело чести – не проиграть.

Заключив пари, Печорин теперь должен был приложить все усилия, чтобы его выиграть. А что это будет нелегко, мы видим.

Печорин добивался расположения Бэлы в основном с помощью подарков. Сцену прощания Печорина с Бэлой можно назвать психологической кульминацией, так как Печорин в этот раз сильно воздействовал на нее, от этого разговора зависела дальнейшая жизнь героев, это самый напряженный момент в главе. Она его полюбила, «стала ласковее, доверчивее», не более. Григорий Александрович ей сказал: «Ты свободна». Дать свободу Бэле автор называет «последним средством» в плане психологического давления на героиню. Она не хочет свободы, ведь Бэла уже нарушила законы своего народа, к тому же уже полюбила Печорина, привыкла к нему. Свобода для нее равносильна смерти: от руки ли своих сородичей, от равнодушия ли Печорина. Свобода для Бэлы – значит жизнь, не связанная чувствами с Печориным, разлука с ним, а на это она уже не сможет пойти.

Упоминает Печорин о своей смерти не случайно: он затронул самые нежные струны сердца Бэлы и играет на них. Герой строит свой монолог на градации: «прощай» ( «ты свободна» ( «я должен наказать себя» ( упоминание о возможной смерти ( просит прощение. И он сумел на Бэлу подействовать: ее лицо покрыла «смертельная бледность». Она испугалась разлуки с ним.

Но его слова были несерьезны. Максим Максимович говорил: «Я думаю, он в состоянии был исполнить то, о чем говорил шутя». Он шутит над святыми чувствами любви, которые для него всего лишь «пари», «шутка». Чтобы выиграть пари, все средства хороши.

Реакция Бэлы на слова Печорина была бурной. Она «вскочила, зарыдала и бросилась ему на шею». Глаголы передают решительность ее действий, она полностью раскрыла ему душу, потому что не хотела его потерять. Она признала его победу, власть над собой. Печорин полностью «приучил» Бэлу, сделал ее своей собственностью, значит, может распоряжаться ею по своему усмотрению.

Цель Печорина достигнута – пари выиграно. Мы можем предположить, что Григорий Александрович порвет с Бэлой, зная особенности его характера и мотивы поведения.

Почему же герой так эгоистичен, в чем причина его жестокости? Что дает ему право так поступать? Ответ – в исповеди Печорина: «Послушайте, Максим Максимович».

Мы понимаем, что основная черта характера Печорина – эгоизм, крайний индивидуализм. Но что сделало его таким? Исповедь Печорина дает нам возможность разобраться в истоках его эгоизма. Его признание условно можно разделить на несколько частей.

Ключевое слово в первой части его исповеди – «несчастлив» - выдает состояние Печорина. Он осознает, что является причиной несчастья других, в данном случае – Бэлы. Свой монолог он строит на сопоставлении того, что «было» и что «стало». Были положительные задатки, которые выродились в свою противоположность, в пороки.

Закономерный итог своих поисков Печорин располагает по градации: «опротивели» ( «надоело» ( «сердце пусто» ( «стало скучно».

Григорий Александрович пытался развеять скуку службой на Кавказе, «под чеченскими пулями», но «привык к их жужжанию и к близости смерти». Ему стало «скучнее прежнего».

У него остается «последняя надежда» - надежда на любовь. Любовь – способ реанимировать себя к жизни. Но эта любовь закончилась для него разочарованием. Он самооценивает себя как «глупца». Печорин ошибся. Наступает окончательное разочарование: «любовь дикарки немногим лучше любви знатной барыни; невежество и простосердечие одной так же надоедают, как и кокетство другой».

В последней части монолога ключевым является слово «скучно». Автор использует инверсии при самооценке характера Печорина: «воображение беспокойное», «сердце ненасытное», «к печали легко привыкаю». Его душа не успокоилась, он чего-то ищет.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)