Дом  ->  Квартира и дача  | Автор: Мальсагова Хади | Добавлено: 2015-02-18

Психика аквариумных рыбок

Возникновение психики как природное явление обусловлено общими статистическими закономерностями эволюции (приспособление, борьба за выживание и т.д.), поэтому на грани ее зарождения у рыб с примитивным мозгом следует ожидать в эксперименте разделения стаи на рыб, не имеющих системных психических процессов, и рыб, способных к саморазвитию психических новообразований.Чаще всего зоопсихология исследует поведение высших животных (обезьян, собак и т.п), потому что только они обладают хорошо развитым мозгом-органом, в котором продуцируются психические процессы. Мозг гуппи (маленькой аквариумной рыбки) меньше спичечной головки, а его масса менее 0,1 грамма, да и то в ней 98% воды. Поэтому первая проблема в изучение психики аквариумных рыб - обоснование самого существования их психики, ее строение и функционирования.

Поведение рыб в аквариуме ограниченного его объемом, средой и количеством рыб. Оно детерминировано биологическими факторами и генетической наследственностью. Психическая активность, будучи врожденной, развивается в процессе жизнедеятельности как необходимая организму функция для адаптации к меняющимся условиям среды и управления движениями тела с целью удовлетворения физиологических потребностей (еда, размножение, избегание опасностей и т.д.). Она появляется, вероятно, одновременно или следом за мозгом в филогенезе животного мира.

Одним из новообразований является вновь приобретенный навык поведения, необходимый для добывания корма в существенно изменившихся условиях (например, при замене одной, привычной, плавающей кормушки на другую, донную или плавающую в толще воды). Образование новых навыков поведения не может быть объяснено только физиологическими механизмами или врожденными инстинктами, но свидетельствует о наличии психики как особом механизме адаптации организма к меняющимся условиям. При этом следует учитывать, что наряду с рыбами, обладающими задатками к развитию психических процессов адаптации и регуляции, в достаточно большой стае могут оказаться особи, чье поведение ограничено врожденными, генетически обусловленными механизмами поведения. У таких рыб не будут вырабатываться условленные рефлексы, ассоциации и новые навыки поведения.

Данное исследование посвящено проблеме становления у аквариумных рыб малого размера (до 10 сантиметров длиной) новых навыков поведения в соответствии с изменившимися условиями кормления. Эксперимент проводился в течение 1 года.

В хорошо вымытую прозрачную стеклянную банку объемом 0,25, 0,5 или 1 литр помещали чайную ложку промытого мелкого мотыля, заливали ее доверху водой из аквариума, в котором жили рыбы, обвязывали горлышко банки прозрачной полиэтиленовой тесьмой с длинной петлей и подвешивали на пластмассовой линейке, длина которой на 2 см превышала ширину аквариума. Затем медленно опускали банку в аквариум так, чтобы она была посередине и на равных расстояниях от стенок, дна аквариума и поверхности воды. Расстояния при этом должны быть не меньше длины рыбы.

Рыбы постоянно жили в обыкновенном аквариуме с грунтом и растениями, Кормили рыб мотылём из обычной плавающей кормушки два раза в неделю - по средам и воскресеньям. Банку опускали в день кормления вместо плавающей кормушки. Голодная рыба видела на дне банки извивающихся мотылей, и пытались достать корм. Но для этого ей необходимо было, повернутся хвостом, и плыть вверх, к горловине банки, удаляясь от мотылька. Однако вид свежего корма притягивало, и побуждал к другому действию - пробиться к нему напрямую, сквозь стекло.

В эксперименте использовались гуппи, барбусы, золотые, скалярия, меченосец, гурами. В некоторых сериях рыб кормили не мотылём, а другим, но обязательно живым кормом. В процессе длительного многократного кормления живым кормом у рыб вырабатывался навык заплывания в банку и всплывания из неё. Процесс становления этого навыка и изменения его при различных вариациях опыта фиксировался в протоколе наблюдений. В данной работе изложен один из проведенных опытов.

В наблюдениях были поставлены некоторые условия, никак не влияющие на результаты. Так, не влияют на структуру, этапы и характеристики образующегося навыка: размеры банки, Как у самцов, так и у самок, процесс становления навыков протекал принципе одинаково, поэтому мы будем говорить в основном о поведении одного вида - гуппи, привлекая изредка данные о других видах рыб.

Выбор гуппи обоснован их небольшим размером, хорошей переносимостью колебаний температуры, быстрым размножением, нетребовательностью к уходу. Из рыб больших размеров (акады, золотые, гурами) под наблюдением находились мальки в возрасте четырёх - восьми месяцев, достигшие 5-8 см в длину.

Все наблюдения можно объединить в три серии. В первой серии наблюдение велось над одной рыбой, одиноко существовавшей в отдельном аквариуме. Всего использовалось 4 аквариума одновременно. Каждую рыбу наблюдали в течение месяца или чуть более того. Записи велись в день кормления через 1 день, а при вариации опытов - чаще. На основании наблюдения были сформулированы положения.

Созревание навыков у аквариумных рыб

Существуют разные способы поведения рыб возле банки, не всегда описываемые классическим методом «проб и ошибок». Всех рыб можно условно (в первом приближении) объединить в три группы. При этом сами пробы, попытки достать мотыля, неоднородны. Поведение рыб различается не только, но количеству проб, но и по направленности действия и ориентировке в проблемной ситуации.

Гуппи первой группы после нескольких безуспешных попыток достать корм сквозь стекло прекращают пробы и редко «тыкаются» в стекло. Они продолжают поиск корма на дне, щиплют растения. С аналогичным поведением подопытных животных встречались все зоопсихологи. Таких собак, мышей, крыс голубей обычно выбраковывают, считая их не соответствующими условиям эксперимента. Однако делать этого нельзя, ибо при этом теряется существенно важный вид адаптационного поведения «умственно отсталого» животного, обладающего специфическими природными функциями.

Гуппи второй группы более «эмоциональны». После нескольких неудачных попыток они мечутся по аквариуму, их хвостовые плавники совершают резкие движения, при этом попытки достать корм повторяются эпизодически, когда рыбы оказываются возле банки. Часто успех зависит от случая: проплывая над банкой, рыба вдруг резко пикирует вниз и попадает в банку, сразу набрасываясь на корм. Наевшись, она пытается выплыть из банки, иногда часами ударяясь о боковое стекло, отдыхает лёжа на мотыле, потом снова бьется о стекло, пока случайно не поднимется выше края банки. Последующее кормление так же длительно, как и первое. Для образования устойчивого навыка (да и то не у всех) требуется два - три месяца.

Гуппи третьей группы, как правило, крупные, упитанные. Они видят мотыля, когда банка ещё только зависла над водой, и уже плавают под ней, пытаясь даже выпрыгнуть из воды, чтобы достать до дна банки. По мере погружения банки в аквариум они начинают долбить дно, опускаясь под ним вместе с кормушкой, затем заплывают с боков, плавают вокруг, разглядывая банку, пока не поднимутся до верхнего края, перевалившись через который, они заплывают в банку. Далее рыбы этой группы ведут себя двояко. Некоторые гуппи, а также гурами и скалярии на какое-то время застывают на месте, как бы разглядывая корм, затем, не торопясь, пробуют одного, второго, третьего и только после этого переходят к еде. Другие гуппи, а также золотые, сомики, бойцовые и лягушки, попав в банку, тотчас набрасываются на корм.

При многократном использовании банки количество проб и ошибок уменьшается, и через месяц эти рыбы начинают сразу заплывать в кормушку. Аналогично формируется навык всплывания из банки.

Метод кормления из банки хорош тем, что банку после кормления не обязательно вынимать из воды. Если мотыль хорошо вымыт и вода в аквариуме прозрачная, то банку можно не вынимать неделями. Аквариумные рыбы не едят лишнего, поэтому живой мотыль может «хранится» в аквариуме. Однако не следует закладывать в банку слишком много мотыля, иначе через некоторое время комната наполнится комарами. Опустевшую банку необходимо тщательно отмыть от слизи. Кроме того, мотыль может заснуть или даже погибнуть, если будет уменьшаться количество растворённого в воде кислорода. Когда банка долго висит в аквариуме, она становится частью среды обитания. Некоторые рыбки в перерывах между кормлениями, как бы играя, заплывают и выплывают в банку, развивают и закрепляют в игре новый способ поведения.

Так же постепенно, путём проб и ошибок созревает у рыб навык выхода из байки. Для этого после еды необходимо «встать» вертикально (или почти вертикально) и плыть вверх. Но рыба пробует пробиться сквозь стекло, бьется об него, пока случайно не выскочит из банки. По мере пользования банкой при последующих кормлениях количество проб и ошибок уменьшается, и через месяц рыба легко и безошибочно находит выход из банки. Появление этого навыка происходило двумя путями. Некоторые гуппи, гурами, бойцовые бились о стекло, иногда по несколько дней жили в банке, «не догадываясь» подняться вверх, пока случайно не заплывали выше края банки. Другие гуппи, вьюнки, золотые, сомики, лягушки, скалярии, сделав несколько неудачных попыток, застывали на месте на несколько секунд, после чего сразу становились вертикально и выплывали из банки.

Мы назовем это явление: рыбьим «озарением», или «инсайтом».

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)