Культура  ->  Литература  | Автор: ТОПОРКОВА М.Л. | Добавлено: 2015-02-26

Произведения Н.В. Гоголя»

Не так давно на уроках литературы мы знакомились с двумя повестями из сборника Н.В.Гоголя "Вечера на х уторе близ Диканьки." Это были "Майская ночь или Утопленница" и "Ночь перед Рождеством" - кладезь неподдельного юмора, искренности и народной поэзии. Описания Гоголя настолько яркие и живые, что все прочитанные сцены невольно встают перед глазами. Но иллюстрации, которые мне встречались в учебнике, совершенно не производили точно такого же впечатления, как и сам текст. Поэтому мне стало интересно посмотреть, как другие художники - иллюстраторы передали мир гоголевских повестей.

И вот передо мной несколько изданий сбрника "Вечера на хуторе близ Диканьки." Это уже не тот "учебный" вариант, а "настоящие" книги, "с картинками", и я с нетерпением открываю их и погружаюсь в светлый, простодушный и немного фантастичный мир Гоголя.

"Майская ночь или Утопленница"

Среди иллюстраций к "Майской ночи или Утопленнице" мне больше всего понравились работы А.М.Мазанова и А.М.Каневского. Один из наиболее ярких и запоминающихся моментов в повести - рассказ Левко старинной народной легенды об Утопленнице. Необычайно точно и поэтично "передал" его А.М.Мазанов на своей иллюстрации.

На ней изображён хоровод девушек-утопл енниц. Лица их печально отливают в свете луны мертвенной бледностью. Белые тонкие фигуры едва заметно скользят по водной глади. Тела их прозрачны, воздушны, словно сотканы из тумана. Смотришь на них и думаешь: наверное, каждая из них вспоминает тот день, когда стала рабыней, заложницей морского царства. Как же они хотят возвратиться к прежней, земной жизни с людьм и, наполненной теплом и счастьем! Нет, им нелегко, в душе у них пустота. К тому же, в их танце есть нечто необычное: они пытаются заглянуть в лицо друг друга, чтобы найти ту, ведьму, повлиявшую на судьбу одной из них - бедной Панночки, теперь уже Утопленницы. Художник, изобразивший эту картину, чутко передал душевное состояние девушек, использовав холодные оттенки зелёного и голубого цветов, "воздушность" композиции, создавая ощущение призрачности происходящего.

А.М. Каневский проиллюстрировал самый напряжённый момент повести: неожиданно Левко узнаёт, что у него есть соперник! «Спит ли моя ясноокая Ганна?» - думал он , под ходя к хате , но , услышав тихий говор - остановился и спрятался за дерево . Лицо Ганны, стоявшей перед ним, блистало при свете месяца. Но кто же этот высокий человек, стоявший к нему спиной? Он явно пришёл сказать что-то важное, раз стоит в такой позе. Левко невероятно любопытно : кто это и зачем пришёл. Он с нетерпением хочет рассмотреть лицо незнакомца, но ему не видно ! Если же он пошевельнётся - его заметят. Но все же он вытягивает шею, пытаясь услышать хотя бы одно слово! В его фигуре чувствуются ноты храбрости: в любую минуту он готов выпрыгнуть из-за дерева и за щитить свою милую, любимую Ганну.

Эту иллюстрацию художник передаёт нам при помощи общей композиции. Удивительно, что , не видя выражения лиц героев, мы точно понимаем и чувствуем их состояния: гнев Левко, растерянность Ганны, решительность головы. Это помогает нам понять выбранный художником ракурс (одновременно видны все три участника сцены), расположения фигур на картине, их жесты. Почему художник так нечётко изобразил этот момент (лиц не видно, контуры предметов и очертания фигур размыты)? Но ведь действие происходит ночью. Художник знает, с какой любовью и поэтичностью Гоголь описывает украинские ночи!

Глядя на эту иллюстрацию , на нас словно веет ночной свежестью. Холодноватые тона передают только общий колорит картины, где лишь Ганна выделена светлым пятном, к которому приковано наше в нимание. Ведь именно она - главная "виновница" всего происходящего.

"Ночь перед Рождеством"

К иллюстрированию повести Н.В. Гоголя " Ночь перед Рождеством" в разное время обращались многие художники, быть может, потому, что и менно она - наиболее любима читателями из всего сборника. Их работы ориен тированы на различный "читательский" возраст.

Одна из понравившихся мне - гравюра С. Харламова. Графические иллюстраци и довольно часто используют при издании книг. Тем более удивляет и поражает, что при помощи только лишь чёрно - белой цветовой гаммы, линий и штрих ов так живо и реалистично выглядит сцена колядования. Народные праздник и и обычаи занимают особое место в произведениях Н.В. Гоголя. С большой люб овью он описывает народные гуляния, совершение обрядов, так неразрывно с вязанных с повседневной жизнью простого народа. При взгляде на иллюстрацию сразу же привлекает внимание центральная группа девушек и парней, н есущих рождественские звёзды (символ праздника) и мешки для подарков. Чё тко лиц людей мы не видим, но до нас словно доносятся их шутливые колядки и весёлый смех. Заснеженные хаты , как будто в шубы , одеты мягкими сугробами. Они тоже, как и люди , "ёжатся" от холода. Ведь ночь , явно , морозная - дым из труб поднимается высоко в небо (даже такую, казалось бы, мелкую деталь "отметил " художник).

Очень интересный момент повести «Ночь перед Рождеством»- полёт Солохи и чёрта - мне понравил ся на иллюстрациях художников Г.А.В. Трауготов и М. Соколова. На первый взгляд, кажется, что работы о чень похожи: оба художника, следуя описанию Гоголя, однотипно изображаю т героев этой сцены, выстраивают композицию, выбрав схожий ракурс. Но посмотрите, насколько реально выглядит полёт «нечистой силы » у Трауготов: поднявшийся снежный вихрь скрыл линию горизонта, деревья клонятся к земле. Словно всё вокруг становится участником стремительного движения Солохи и чёрта по небу ( и даже скачущая ло шадь, везущая сани, едва заметная внизу картины). При этом художник использует довольно «скудный» набор изобразительных средств (оттенки трёх ло кальных цветов, отсутствие чётких контуров, размытые, плавные очертания фигур, получившиеся с помощью мягкого материала , вероятно, сангины) .

Иллюстрация же М. Соколова наоборот, кажется очень статичной. Художник тщательно выписывает одежду Солохи, детально изображает хаты и их окружение, но в целом эта работа не производит такого впечатления, какое возникает у нас при чтении Гоголя.

И в заключение, хотелось бы рассмотреть работы А. Бубнова. Как мне показалось, он подошёл к иллюстрированию повести «Ночь перед Рождество м» с желанием реалистично показать всё происходящее. В отличае от предыдущих рассмотренных работ, художнику важно передать не общее настроение конкретного момента повести , а внутреннее душевное состояние каждого героя ( особенно главных действующих лиц).

Смущение Вакулы и высокомерный смех Оксаны (на первой иллюстрации), гордость и решительность парубка, и изумлённое восхищение капризной красавицы (на второй иллюстрации) – всё это легко «читается» по жестам, мимике, положениям фигур героев. Кроме того, художник хорошо представляет украинскую жизнь того времени: одежда героев, внутреннее убранство хаты изображены с большой точностью. При этом А. Бубнов использует «правдивые » цвета, правильно выстроенную композицию, многоплановость.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)