Культура  ->  Литература  | Автор: Лебедь Юлия Александровна | Добавлено: 2015-03-17

Проблема народного восстания в повестях А.С.Пушкина

Великий современник А.С. Пушкина Н.В. Гоголь однажды сказал о призвании писателя: «Нужно, чтобы в созданьи его жизнь сделала какой-нибудь шаг вперед и чтобы он, постигнувши современность, ставши в уровень с веком, умел обратно воздать ему за наученье себя - наученьем его»

Пушкин в наибольшей для своей эпохи степени отвечал своим творчеством этим высоким требованиям. В его произведениях воплощен исторический опыт русской нации, обогащенный опытом всего человечества. Пушкин был сыном своего века, он отразил его противоречия, его разум и его предрассудки.

Вместе с тем в пушкинском творчестве зрели тенденции, которые опережали время и положили начало дальнейшему развитию передовой русской литературной и общественной мысли.

Пушкин не был историком по профессии. И, тем не менее, его историографические знания огромны. Историзм - основная черта пушкинского творчества, основная стихия его гения. Пушкин словно чувствовал рождение и поступь событий, значительность незаметных явлений, из которых вырастают огромные следствия. Прошлое давало особенно обильную пищу пушкинскому историзму. Именно поэтому у Пушкина так много творений на «исторические сюжеты». Сюда относятся и повести «Дубровский» и «Капитанская дочка».

Ценность творений Пушкина бесспорна и общепризнанна. Но недостаточно уяснено до сих пор серьёзное значение научных разысканий А. Пушкина. Исторические же исследования были для Пушкина одним из необходимых путей к духовным достижениям. На данном пути Пушкин трудился серьезно и упорно. Это отмечают многие исследователи его творчества. В частности Г.В. Вернадский отмечал, что «...Пушкин - в противоположность Онегину - имел охоту рыться в хронологической пыли архивов и старых документов». Задумывая работы, касающиеся исторических российских событий, Пушкин тщательно изучал архивные данные. Это относится и к истории пугачевского бунта, нашедшего отражение в повести «Капитанская дочка».

ФОРМИРОВАНИЕ ИСТОРИЧЕСКИХ ВОЗЗРЕНИЙ А.С.ПУШКИНА В 20-30-Е ГОДЫ 19 ВЕКА

Трудно назвать другого писателя 19 века, который обладал бы столь разительным историческим чутьем, столь сильным и глубоким историческим сознанием, как Пушкин.

Начало 19 столетия ознаменовалось бурным ростом национально-исторического самосознания народов. Исторические события, происшедшие на рубеже 18 и 19 веков, связанные с ломкой феодального порядка и развитием капитализма, повлекли за собой большие социальные и политические сдвиги в жизни народов Европы, втянули в водоворот истории миллионы людей - участников и свидетелей больших общественных потрясений. История ощутимо вторгалась в частную жизнь человека. Стремясь понять причины и особенности событий того времени, общественная мысль обратилась к истории, отыскивая в ней ключ к пониманию проблем современности. Развитие национально-исторического самосознания характеризовало и русскую общественную жизнь эпохи, начавшейся 1812 годом. Как известно, историзм был характерной чертой революционно-патриотической идеологии декабристов. В духе декабристских идей развивалась историческая тема в мировоззрении и творчестве молодого Пушкина. Национально-историческое самосознание великого русского поэта было разбужено героическими подвигами русского народа в 1812 году. И до конца жизни его интересовали проблемы исторического значения тех событий, которые начались на Западе французской революцией 1789 года, а в России национально-патриотическим подъемом 1812-1815 годов, в обстановке которых зародилось движение декабристов. В 1818 году вышли первые тома «Истории Государства Российского» Карамзина, Пушкин с жадностью и вниманием прочитал их. Но «История» Карамзина доходила только до смутного времени. Между тем Пушкина интересовало не столько отдаленное прошлое, сколько русская история ближайшего к его времени столетия, начиная с эпохи Петра I. В начале 20-х годов у поэта складывается довольно стройная историческая концепция. В историческом и прошлом Пушкин, как Рылеев, и Пестель, находит борьбу двух начал: народа и самовластия.

Но вскоре в истолковании исторического процесса Пушкин оказался прозорливее многих своих друзей - декабристов. Уже в Михайловском он, размышляя над объективными закономерностями исторического процесса, вступает на путь преодоления просветительного понимания хода событий только как воплощения сил «добра» и «зла». Сам же характер исторических тем, которые интересуют Пушкина, всегда остается только декабристским. Это темы мятежей, восстаний, героических эпох и крупных потрясений, темы, выдвинутыми декабристами и обоснованные в декабристской журналистике как единственное заслуживающее внимания и раскрывающее «истинный характер» народа. Сущность своего историзма поэт впоследствии определил в следующих словах: «Одна только история народа может объяснить истинные требования оного»(2,с.304). Как Пушкина, так и декабристов интересовала непосредственная связь исторических традиций народа со становлением национального сознания и национальной культуры. Эта проблема волновала еще деятелей «Зеленой лампы».

Для декабристов и Пушкина характерен широкий подход к вопросам развития самобытной русской культуры мировой. Типично для этих сторон так же и то, что они рассматривали события в России как звено в общей цепи мировых событий. Революционные восстания в Испании, Неаполе, Пьемонте вызывают у Пушкина и его современников большой интерес, каждое крупное событие находит реакцию, а самых разнообразных формах. С сочувствием отнесся Пушкин и люди его круга к борьбе греков за независимость.

Это движение он рассматривал в исторической перспективе, в связи с судьбами России, с современной политической обстановкой. После переезда в Михайловское, когда непосредственное общение Пушкина с декабристами было прервано, первостепенное значение для изучения влияния декабристов на Пушкина имеет его переписка с Рылеевым и А. Бестужевым. Последующие события развили и углубили философско-историческое мировоззрение поэта.

После 14 декабря 1825 года интерес к вопросам истории, к проблемам исторического развития России еще более возрастает. Поражение декабристов с большой остротой поставило перед русской общественной мыслью конца 20-х - начала 30-х годов проблему исторических судеб России в прошлом перспективе ее дальнейшего исторического пути.

Проблема историзма мировоззрения Пушкина чрезвычайно существенна. Философия истории Пушкина неразрывно связана с его стремлением, подсказанным опытом русской жизни и, одновременно, внутреннего разграничения истории и литературы. Он выступает и как художник, и как историк. Но, решая проблемы истории, он остается, прежде всего, художником.

Именно в 1830-у годы наступает полоса необычного интенсивного изучения Пушкиным теоретических проблем истории. Основной массив многочисленных пушкинских заметок, статей, планов исторического содержания относится к этому времени. Художник становится исследователем, проводит самостоятельные исторические разыскания. Он приступает к осуществлению целого рода историографических замыслов («История Пугачева», «История Петра», история французской революции), принимает активное участие в исторических дискуссиях (статья об «Истории» Н. Полевого).

Вся эта напряженная работа, разумеется, не могла пройти и прошла бесследно для литературного творчества Пушкина, определив не только целый ряд тем, но и некоторые особенности метода и стиля поэта. Следует подчеркнуть, что история для него была не только арсеналом фактических сведений или источником общих представителей о мире, но и элементом художественного сознания.

Мировоззрение и творчество зрелого Пушкина проникнуты сознанием закономерности исторического развития. Пушкин в 1831 году говорил о том, что устойчивость - первое условие общественного благополучия.

В 1830-е годы внимание Пушкина привлекают обострившиеся сословные и классовые противоречия современности. Рассматривая общественную жизнь под углом социальных конфликтов, он приходит к новому взгляду на действительность. Теперь в его мировоззрении на первый план выдвигается социальный фактор: сама идея развития в применении к общественной жизни тесно связывается с пониманием сословных и классовых различий и столкновений. В характеристике человека доминируют уже не общие национально-исторические черты, а именно социальные, в соответствии с местом и положением, занимаемым человеком в обществе. Очень важно понимание Пушкиным роли народа в историческом развитии и его способности к историческому творчеству. Ему был чужд взгляд, согласно которому двигателями истории являются лишь, отмеченные печалью судьбы, масса же - простые смертные - лишена способности к историческому творчеству, находится вне истории. Хотя с точки зрения П.Я.Чаадаева, «подлинные двигатели истории-духовные вожди, наставники, а масса слепа и инертна»(10,с.11).

Тридцатые годы проходят у Пушкина под знаком усиленной работы над прозой. Именно в 30-е годы он переходит на позиции реализма, пишет (или завершает) такие произведения, как «Евгений Онегин», «Медный всадник», «Дубровский», «Капитанская дочка», знаменуя высшую ступень его творчества. В это последнее десятилетие жизни писателя формируется историзм его мировоззрения, преодолевается романтическое восприятие истории.

Сформировавшись к 1830-м годам исторические воззрения поэта, отразились в написанных им повестях «Дубровский» и «Капитанская дочка», где проблема народного восстания и его руководителей стала основной.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)