Учеба  ->  Среднее образование  | Автор: Виноградов В.В. | Добавлено: 2015-03-12

Прилагательные со значением цвета в творчестве А.О. Адарова

Важнейшим средством эстетического освоения действительности является язык. Русский лингвист М.Б. Храпченко отмечал, что язык в литературном произведении <<активно создаёт художественные обобщения>>. Раскрытие существенных свойств героев, окружающего их мира (в том числе живой природы) требует целеустремлённого, действенного экономного отбора языковых средств. Только точно найденное слово, выразительно сконструированная фраза способны запечатлеть характерное в действительности. <<Очевидно, дело не в одних образных выражениях. А в неизбежной образности к а ж д о г о слова, поскольку оно преподносится в художественных целях в плане общей образности>>, - писал лингвист А.М. Пешковский. Обладающее качеством известной всеобщности слово приобретает в художественном произведении яркую индивидуальную окраску, воплощая то сочетание особенного и неповторимого, которое содержит в себе значительный художественный образ.

Во вступительной статье к сборнику <<Стихи>>, выпущенному алтайским книжным издательством в 1972 году, К. Иванова пишет:

<<Джайлау -- колыбель поэта и в прямом и в переносном смысле. Здесь он родился, вырос и заработал <<чабанский труд - ный первый>> свой диплом.

Здесь одаренный мальчик сумел расслышать, как в потря - сенных громовыми раскатами кедрах гор, будто от мощного хохота, <<древний трясется базальт>> и почувствовал <<дрожь летящей струи водопада>>, а облака, что неустанно мчатся и мчатся над Каярлыком, уже тогда представлялись ему табу - нами стремительных <<алтайских гривастых коней>>.

Здесь научился он понимать спокойное достоинство трудо - вых людей -- героев его будущих стихотворений. Храбрые мужчины гор, нежные и мужественные женщины-алтайки во - шли потом хозяевами на страницы его книг.

Здесь подросток Аржан в рассказах старших узнавал ду - ховную историю своего народа. А старшие, удивляясь миру и еще больше самим себе, любили вспоминать, как в глухие, забытые, казалось, и небом и людьми селения горцев пришла новая жизнь. Как в жестоких схватках ломалось старое и по - беждало новое>>.

В этом, видимо, суть адаровской поэзии, которую один из его талантливых переводчиков Илья Олегович Фоняков определил так: <<Аржан Адаров по складу своему ярко выраженный публицист, о чем бы ни писал, он, даже о природе, о любви, -- в основе его стихов всегда четко развивающаяся мысль>>.

Ему же принадлежат слова: <<...Сама поэзия Алтая стала иной. Если прежде в ней отчётливо преобладали мотивы прославления новой жизни в противовес прежней, где хозяевами были баи и шаманы, то сегодня поэтов всё больше беспокоит судьба родного края, его природы, его народа, языка и традиций предков. И я по-прежнему стараюсь бережно всё это передать русскими стихами. Потому, что мне небезразлично, что думают, о чём тревожатся мои друзья. И верится, что не только мне, но и многим русским читателям. Потому что Большая Родина у нас остаётся общей>>.

Чтобы полнее раскрыть тему современного Горного Алтая, Аржан Адаров использует все жанры алтайской поэзии, начиная от лирических миниатюр пейзажного характера (<<Я люблю тебя, Родина, каждой слезой...>>) и кончая поэмами, полными раздумий о времени и о народе. Родной край всегда был и остаётся для алтайских поэтов опорой номер один; с него начинают они постижение своего высокого времени, к нему приросли они сердцами. Родная природа, чувство родного края - эта основа всегда присутствует в их стихах, в том числе, в произведениях А. Адарова.

В предисловии к сборнику <<Судьба родной земли>> (1969 год) А. Адаров написал: <<Главное в моих стихах - раздумья о судьбе моей земли, народа>>. Эта же мысль удачно выражена в стихотворении <<На плечах моих горы>>: <<Точно горы, безмолвно лежат на плечах/ Те слова, что ещё не сказал я в стихах/ О тебе, мой Алтай, о тебе, мой народ,/ Удержу ли его созревающий плод?>>

Произведения поэта радуют читателей напевностью, яркой образностью и глубоким смысловым содержанием.

В стихотворениях А.О. Адарова проявляется необыкновенное пейзажное мастерство поэта, вырастающее из великолепного знания им родной алтайской природы. Его пейзаж почти всегда согласован с душевным состоянием человека. То удивительное видение мира, которое он дарит читателю, порождает ощущение вечности, незыблемости, покоя, чувство сопричастности первозданной красоте и гармонии бытия, чувство ответственности за сохранность этой красоты.

Давайте посмотрим, как автор достигает совершенства в выражении мысли словами, обратимся к примерам художественной речи из его произведения и выясним, в чем источники ее выразительности. Несомненно, сила писателя -- в его умении находить такие слова, которые заставляют наше воображение живо рисовать картины природы, мир чувств героев, их поведение. Кого равнодушным оставят, например, такие строки: <<Гибнут столетние наши кедры,/ Гибнут алтайские богатыри./ Падают воины с сердцем пронзённым./ Вон еще рухнул один, смотри!/ Разве смола это?/ Нет, это слёзы/ Наземь сочатся струйкой живой... >> или <<...Голубое стекло озёр/ В дорогой оправе лугов...>>.

С целью создания художественной выразительности автор использует эпитеты, метафоры и сравнения, с помощью которых выражает своё отношение к родине, к изображаемым событиям: <<...как сердце алтайца, чистые/ Вечные наши горы>>, <<...как вода ключевая, роса холодна>>, <<...юрты/ Белые в степи, / Словно лебеди присели/ Стаей отдохнуть>>.

Для А. Адарова чрезвычайно характерна метафоризация природы, описание ее <<человеческими категориями>>: <<...глядят глаза озёр/ Сквозь тростники ресниц>>, <<...небом плечи прикрыв,/ Мои горы молчат>>, <<речка бормочет>>, <<ветры в кедрах поют>>, <<сосна шепчется с небом>>, <<...и на галечник донный луна улеглась, улыбаясь, и слушает трели>>. Луна, солнце, ветер, деревья, горы в художественном изображении писателя сродни живым существам.

Итак, источником выразительности речи могут быть различные языковые средства -- от самых простых слов до знаков препинания. Однако профессиональное использование, стилистических ресурсов языка требует и хорошего знания всех его богатств, и упорного труда.

Проследим, как <<цветовая>> лексика, используемая А. Адаровым, связана с образом природы Горного Алтая.

Прилагательные со значением цвета, в первую очередь, у Адарова прямо передают определённый цвет: белый, серый, синий, зелёный, золотой, чёрный и т.д. К этой группе примыкают слова, которые прямо не обозначают какой - либо цвет, но так или иначе косвенно связаны с его передачей: ясно, мерцая, искрится, седина, блеск, свет, цвет и т.д.: <<И горы, молчаливы и ясны,/Глядят свои серебряные сны>>, <<...алмазный искрится снег>>, <<...вот журчащий в лесу родничок,/ Весь студёный, прозрачный и чистый...>>, <<И блестит на вершине нетающий лёд>>. Однако ведущая роль в стихотворениях А. Адарова принадлежит цве - товым прилагательным. При этом самыми распространенными яв - ляются те, которые обозначают цвета: белый, зеленый, голубой, синий. Образность цветописи поэта достигается введением при - лагательных, передающих оттенки основных цветов. Среди них встречаются обозначения оттенков красного: червонный, огневой, медный, зарозовеет, пламенеет и др. Это разнообра - зие оттенков, а также их избирательная сочетаемость с различны - ми существительными говорят об очень тонком чувстве колорита у писателя.

Среди цветообозначений есть примеры сложных прилагательных: синеоконный, синеглазый, дымно - голубой, вечнозелёный.

В текст, как мы видим, вовлекаются и слова в переносно - метафорическом употреблении или слова, употреблённые в составе сравнений и сравнительных оборотов, например: <<...как вода ключевая, роса холодна/ И искрится в лугах голубая трава,/ Будто звёздная в небе ночном седина...>>, <<огонь зари вечерней...>>, <<Полыхает в груди моей летний жар,/ Осенние краски в глазах моих./ Только майских цветов разливанный пожар/ Под снегом пушистым стих>>, <<...луч вечерний, как кровь горя...>>, <<...пламенеет на всех хребтах/ Незакатного солнца шар>>, <<...Синий - синий, как небеса,/ Колокольчик звенит в груди,/ Будто утренняя роса...>>, <<...Ах, как манит порой небес синева...>>

Распространение <<цветовой>> экспрессии захватывает также слова и словосочетания, сохраняющие при этом своё основное значение: заря, солнце, тучка, туман, лучи, светило, облака, небосклон.

Адаров нередко конкретизирует цвет с помощью сравнений. они могут присоединяться к основной части предложений союзами как, словно: <<...луч вечерний, как кровь горя...>>, <<...юрты, словно лебеди...>>, >>, <<...синий - синий, как небеса,/ Колокольчик звенит в груди,/ Будто утренняя роса...>>.

Известно, что в художественном произведении средствами цветообозначения могут выступать различные части речи: существительные, прилагательные, наречия, глаголы (причастия и деепричастия). Каждая из них выражая цвет, сохраняет свою специфику. Так, глаголы передают цвет в развитии, как результат процесса.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)