Дом  ->  Здоровье  | Автор: Юрий Михалик | Добавлено: 2014-11-20

Причины искривление позвоночника

«Школьная болезнь»

Что это за термин и откуда он взялся? Официально такого понятия, как «школьная болезнь», по словам представителей Минобразования, Минздрава и Роспотребнадзора, не существует. И все же этот термин все чаще появляется при обсуждении здоровья учащихся. Некоторые болезни становятся сопутствующим фактором учебы.

В первый класс поступают дети, среди которых около 25% практически здоровых. После окончания начального этапа обучения, т.е. через три-четыре года, их число сокращается до 20%. В подростковом возрасте таких еще меньше – 15-17%. Самые распространенные школьные болезни – заболевания органов пищеварения, костно-мышечной системы и органов зрения. Причиной в абсолютном большинстве случаев является неумение школьников, начиная с первого класса, ни правильно питаться, ни правильно сидеть за партой, ни правильно читать, писать, работать с компьютером. К примеру, в первом классе сколиоз наблюдается у 6% детей, в старших классах – 17%. «Главное, на что указывают начальники отдела Роспотребнадзора- это соблюдать имеющиеся санитарные нормативы и правила».

Нарушения осанки являются одним из наиболее встречающихся заболеваний опорно-двигательного аппарата школьников- это и неправильное положение туловища во время сидения, стояния, ходьбы, и неравномерная нагрузка на позвоночник и др. причины. Как известно, под осанкой понимают привычное положение тела человека во время ходьбы, стояния, сидения и работы. Правильная физиологическая осанка характеризуется нормальным положением позвоночника с его умеренными естественными изгибами, симметричным расположением плеч и лопаток, прямым держанием головы, прямыми ногами без уплощения стоп. Правильная осанка не возникает сама по себе. Её нужно формировать с раннего детства. Нарушения осанки в виде увеличения естественных изгибов позвоночника, появление боковых искривлений, крыловидных лопаток, асимметрии плечевого пояса – не только обезображивает фигуру, но и затрудняют работу внутренних органов , ухудшают обмен веществ и снижают работоспособность. Правильная осанка имеет не только эстетическое значение, но и является одним из показателей состояния здоровья людей.

Факторы, оказывающие влияние на осанку учащегося

По медицинским сведениям за пять лет школьной жизни осанка нарушается у 30 - 40% школьников. К факторам, оказывающим влияние на осанку учащегося, медики относят: школьную мебель, обувь, размер и распределение тяжестей школьных сумок, правильная поза за партой, информированность учащихся об осанке.

Школьная мебель

Я посмотрела мебель в учебных кабинетах, в которых у нас ведутся уроки. Вот что я заметила. В кабинетах учебная мебель не соответствует росту детей. За партой одного размера должны сидеть и крупные дети и маленькие. Это несоответствие может являться одной из причин развития у учащихся неправильной осанки и может быть даже сколиоза.

Школьная обувь

Так же мне пришлось обратить внимание на то, в какой школьной обуви ходят наши ученики. В младшем звене ребята все переобуваются в обувь с низким каблуком, что соответствует нормам СЭС. В среднем звене я так же увидела, что только немногие носят высокий каблук, в основном и девочки и мальчики носят низкий каблук. А вот в старших классах большинство девочек носят обувь, которая не соответствует гигиеническим требованиям возраста: либо это обувь на негнущейся подошве, либо слишком высокий каблук.

Школьные сумки

Идеальным вариантом школьной сумки, по мнению медицинских работников, являются портфели на двух широких ремнях для того, чтобы не оставлять красных следов на плечах. Материал спинной части должен быть жестким и не должен прогибаться. Нежелательно, в целях экономии, покупать портфель, по размерам больше самого ребенка. Лучше каждый год покупать соответствующий портфель во избежание возможных проблем со здоровьем, портфель не должен быть выше плечей ребенка, а его нижняя часть не должна спускаться ниже поясницы. Ширина портфеля должна быть по ширине плеч ребенка. Школьный портфель нужно обязательно носить на обоих плечах. Правильно укладывать в портфель школьные принадлежности: книги с жестким переплетом кладутся со стороны спины, затем кладутся тетради, в боковые карманы не нужно класть тяжелые предметы.

В 6-7 лет у детей начинается второй период быстрого роста, поэтому особенно в этом возрасте тяжелые сумки и их неправильное применение может привести к проблемам осанки. Они способствуют нарушениям осанки и возникновению других заболеваний позвоночника. В этом возрасте нормальное формирование позвоночника позволит избежать в будущем проблем со здоровьем.

При подготовке данной работы, я узнала, что и сами рюкзаки большинства школьников далеки от идеала. Сумки на длинных широких ремнях, которые распространены среди моих одноклассников и старшеклассников, оказываются вредны для организма. При их ношении идёт перераспределение тяжести на одно плечо, что способствует нарушению осанки.

Нарушения осанки, по мнению врачей, широко распространены у детей во всем мире. Однако нет статистики, указывающей на то, какой процент случаев происходит из-за школьных портфелей.

Правильная поза за партой

Во избежание нарушений осанки специалисты рекомендуют, чтобы ученик обязательно сидел на стуле со спинкой, и его высота должна соответствовать высоте стола. Ребенок должен сидеть прямо. Расстояние между глазами и столом должно равняться 25 см. А вот, что я вижу на уроках в своем классе. В основном все сидят ссутулившись, некоторые полулежат на парте. А мне нравится сидеть, навалившись на парту, опираясь на кулак. Я знаю, что это неправильная осанка. Теперь мне приходится сидеть на уроках в жестком ортопедическом корсете.

Информированность учащихся об осанке

При разговоре со сверстниками, о правильной позе при сидении за партой, я выяснила, что они знают о ней и пытались её воспроизвести. Но правильно сидели всего 2 – 3 минуты. Им не нравилось держать тело в таком положении, так как было непривычно, поэтому они меняли правильную позу на неправильную. При этом объясняли это тем, что сидеть неудобно, быстро устают. Кроме этого, я заметила, что в классах, где у нас проходят уроки, нет рисунков с правильной посадкой. А вот в младших классах эти плакаты висели.

Физическое развитие учеников

В каком физическом состоянии дети приходят в школу и отслеживается ли оно ежегодно? Отвечая на эти вопросы, мне пришлось обратиться к школьному медицинскому работнику- Дрыге Любови Николаевне. При разговоре с ней я узнала, что за период времени с 2009 по 2010гг. картина физического развития учеников нашей школы выглядит следующим образом:

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)