Культура  ->  Литература  | Автор: Денис Петров | Добавлено: 2014-11-19

Краткое описание повести "Пастух и пастушка"

В 1972 г. в издательстве «Молодая гвардия» вышел однотомник Астафьева под названием «Повести о моем современнике», в который вошли уже знакомые нам произведения «Стародуб», «Последний поклон», «Кража», «Пастух и пастушка» и др. Он представляет собой не сборник произведений разных лет, а единую книгу, писавшуюся автором на протяжении полутора десятилетий. Несколько прозаическое своей обыденностью название однотомника раскрывает не только его идею и обозначает тему общего разговора, но, главное, оно точно и полно определяет ту нравственную задачу, которую поставил перед собой вчерашний солдат Виктор Астафьев, на всю жизнь оставшийся верным высокому нравственному закону своего сложного и противоречивого времени. Все произведения, входящие в этот однотомник, необычайно интересны и увлекательны. История создания каждой повести различна, но одна из них, «Пастух и пастушка», отличается своей индивидуальностью и таинственностью, так как это произведение до сих пор остается для всех читателей и литераторов загадкой.

В 1967 г. В. П. Астафьев принимается за новое произведение «Пастух и пастушка». В этой повести автор представляется во всей своей зрелости писательского мастерства; удивительная емкость письма, отчетливость каждого образа и композиционное совершенство позволяют ему на страницах небольшой повести уложить материал романа, раскрыть через правду характеров философию сложного времени - переломного периода войны.

Почему произведение названо именно «Пастух и пастушка», хотя главными героями повести являются участники Великой Отечественной войны? Автору не сразу пришло такое название повести. «По-разному было... И «Легкое ранение», и «Комета»... И «Не пришел с войны» называлась»,- вспоминает автор, добавляя : «Я пишу о людях, которых видел и которых знал. Но, как говорил Моэм, если даже собственное сердце пропустить через наковальню воображения, то его нельзя будет узнать. Почему главного героя зовут Борис Костяев? Мне встречался шофер полуторки с такой фамилией. Взял только фамилию. Больше ничего. А образ этот обобщенный. Жизнь все равно не скопируешь. Собственную родословную и то не проследишь...»

О полноте выражения личности художника можно говорить лишь условно, так как каждое новое произведение раскрывает что-то новое и в личности самого художника, фиксирует этапы его творческого пути. Если во многих прежних произведениях Астафьева война в судьбе героев предполагалась как более или менее близкое событие, то в повести «Пастух и пастушка» главный ее герой -лейтенант Борис Костяев- находился в самой гуще этого события. Когда война, перевалив свою срединную часть, стала суровым бытом народа, отлившего свое философское осмысление переломного периода войны в лаконичное выражение - «не тот немец стал», она сфокусировала духовные резервы человека.

Повесть «Пастух и пастушка»- это органическое продолжение творческих поисков Астафьева в изображении Великой Отечественной войны. В ней, как и в прежних произведениях, автора волнует народный характер, находящийся едва ли не на пределе напряжения сил; в ней, как и всюду, у Астафьева жажда правды, той, что наполняет гневом, тоской, горечью; в ней форма, внешне не похожая на то, что ранее у писателя было, внутренне, однако, она связана с его прежними композиционно- стилевыми исканиями, с концентрацией выразительных средств для обобщений широчайшего плана, где реальные образы вырастают до символов или обретают таинственность как бы еще не до конца познанных явлений жизни.

Таким не до конца познанным по своей значимости явлением является и та земля, которую защищают советские солдаты. В мирное время они не говорили о своем чувстве патриотизма, любовь к жизни включала в себя и любовь к своей земле, стране, а сидя в политых кровью окопах, они осознавали себя единственными, на ком лежит ответственность за будущее земли, детей, страны.

Зажмурив глаза, Борис Костяев думает:» Зачем пришли сюда? Это наша земля! Это наша родина! Где ваша?»

В метельные февральские дни сорок четвертого года войска южных фронтов, преодолевая жестокое сопротивление врага, в предельном напряжении всех моральных и физических сил завершают блестящую операцию по окружению и уничтожению немецкой группировки, вошедшую в летопись под наименованием Корсунь - Шевченковской

Операция завершена. Подсчитано количество убитых и пленных, учтены собственные потери, легли в сводки данные о трофеях и об уничтоженной технике, военные специалисты проанализировали ошибки врага и собственные промахи, допущенные в ходе операции. В Москве в честь героев прогремел победный салют. Конечно, и официальные сведения могут дать какое-то представление о стойкости и героизме солдат и офицеров, но они больше могут сказать о войске, нежели о войне- человеке индивидуальной судьбы слитой с общей судьбой. И только художник, чья собственная судьба слилась в тот грозный для России час с народом, участник, а не свидетель событий, сможет потом рассказать о тех сверхнагрузках, что легли на душу каждого.

Судя по некоторым приметам, в повести как раз показаны эпизоды Корсунь - Шевченковской битвы, но писатель умышленно снимает документальность, он как бы продолжает жить в том времени, когда ни его герои, ни он сам не знали, как потом назовут битву, в которой им довелось участвовать, как фамилия застрелившегося немецкого генерала, да и не осознавали значения и масштабов своей победы. Они знали одно - надо выдержать. И они выдержали.

Действие повести начинается с эпизодов напряженного боя, когда противник делает отчаянные попытки прорвать кольцо окружения и избежать неминуемой гибели. И каждый наш солдат чувствует свою личную ответственность за исход операции - не выдержит батальон, рота, взвод... и разомкнется кольцо окружения. В этом кровавом единоборстве трудно выделить особых героев - героизм стал нормой, а война - работой. Взвод лейтенанта Костяева выдержал, каждый боец сделал все, что - бы обеспечить общую победу.

Окончен бой. Эвакуированы раненые, погребены павшие. Остатки взвода лейтенанта Костяева расположились на отдых в уцелевшей избе, в которой усилиями молодой ее хозяйки Люси повеяло вдруг далеким домом и чем-то схожим с прежней, мирной жизнью. Солдаты пили и ели... Каждый засыпал по-своему: Ланцов качался за столом, клевал носом и, будто не слыша Бориса, философствовал Корней Аркадьевич; Пафнутьев пел песню; «Шкалик взнялся на корточки, передохнул и с трудом проделал следующую операцию: сел на соломе, севши, он поморгал, покачался и, высмотрев, чего ему надо, потянулся к банке»... Люся поставила корыто и скомандовала: «Сейчас же снимайте с себя все!».

«Современная пастораль»- так определяет жанр повести писатель. Он сталкивает сентиментальное мироощущение главного героя с жестоким миром войны, однако любовь не спасает героя, остро чувствующего как нежность к любимой, так и трагедию страны.

Одну короткую ночь отвела жизнь лейтенанта Бориса Костяева на единственную в его судьбе любовь. Наступивший день принес будничные заботы и прощание - вперед на запад вели военные

Война разрушила крестьянский быт, погубила результаты тяжкого труда на кормилице - земле, сделала жизнь ужасной в своей бесперспективности, нищете, бессмысленности существования, но тем и силен русский народ, что даже в самые страшные минуты, когда жить не хочется, люди действуют согласно народной мудрости «болей, а жито сей», и любовь к земле, людей друг к другу помогает пережить страшное горе.

«За давно не топленной, но все же угарно пахнущей баней, при виде которой сразу зачесалось тело, возле картофельной ямы, покрытой шалашиком из будылья, лежали старик и старуха. Они лежали, прикрывая друг друга. Старуха прятала лицо под мышку старику…

Хведор Хвомич пробовал разнять руки пастуха и пастушки, да не смог и сказал, что так тому и быть, так даже лучше – вместе на веки вечные».

Пастух и пастушка... отсюда и «современная пастораль».

Сюжет повести, связанный с исследованием «простой», «доверчивой» любви в грозные эпохи социальных потрясений, не нов в истории мировой литературы. В конце XXI – начала XX века его появление было обусловлено расцветом неоромантизма в западных литературах. В романе шведской писательницы С. Лагерлеф «Сага о Йесте Берлинге», к примеру, рассказывается история, напоминающая события повести Астафьева. Идея, заложенная в рассказе С.Лагерлеф, близко соприкасается с основными мотивами Пастуха и пастушки». Вот эта история: « Пастушок и пастушка решили, что когда вырастут, они поженятся и будут жить на хуторе, добывая пропитание трудом своих рук. Но они не успели пожениться: в стране разразилась война, и пастушка взяли в солдаты. Он возвратился домой цел и невредим, но война оставила неизгладимый след на всю его жизнь. Слишком уж много зла и жестокости пришлось увидеть ему; и он потерял способность видеть добро». Из этого текста можно выделить три элемента, соотносимых непосредственно с повестью В. Астафьева. Один из них связан с образованием главных героев – пастуха и пастушки. Пересекается с астафьевской и мысль о жестокости, бесчеловечности войны, способной убить в человеке добро. И, наконец, третьим сближающим моментом является та простота, естественность, доверительность, с которой рассказаны обе истории.

Образ пастуха и пастушки олицетворяет хранителей вечных творческих сил природы, основу народной жизни. ивой"ти, связанный с исследованием "ка"ей баней, при виде которой сразу зачесалось тело, возле картофельной ямы, покрытой

Да «немец стал не тот», но война оставалась прежней. Один за другим гибнут герои повести, и гнетущее одиночество охватывает взводного.

«Снайпер угодил Карышеву под правый висок, искорежив угол гвардейского значка. Карышев был жив, когда его доставили в траншею, но нести себя в санбат не разрешил».

По- разному умирали люди, впрочем, как и жили. Пафнутьев жил без достоинств; не обрел он его и на краю гибели. Пафнутьев - бывший начальник пожарной команды сибирского зерносовхоза, а ныне рядовой взвода, стрелок. Солдат не доволен тем, что он с «хорошей службы» в самое пекло попал. А из-за чего? Из-за жалости. И клянет Пафнутьев эту жалость, и лезет из кожи вон, чтобы притереться к какому-нибудь штабному начальству, выбраться с опасной передовой. Ни о какой жалости он теперь и не думает, исчезла она у него навечно, весь он теперь в себе и для себя. Его индивидуализм родился не на фронте, но война подняла наверх всю муть, накопившуюся на дне его души.

Старшина Мохнаков - фигура иная, нежели Пафнутьев. Сибирский кряж Мохнаков - человек сильный, храбрый, сметливый. В бою спокоен, расчетлив, собран. Неопытному юноше комвзвода Костяеву он не только помогал, но заслонял его собою в опасные минуты, охранял, оберегал: «На пути ко взводному все время оказывался Мохнаков. И оборонял его, оборонял себя и взвод.

Мохнаков бросился с миной под танк, который подпускать было нельзя через окопы: за десяток он там работает. Мохнаков, безусловно, героически шел на смерть, чтобы уничтожить этот опаснейший для взвода танк.

В финале повести на глазах лейтенанта Бориса Костяева подрывается на мине сопровождавший его в санбат солдат Шкалик. «Шкалик был всегда беспечен. Но он- то, взводный, с собачьим уже чутьем, почему позволил себе расслабиться и не почувствовал опасности?»... Вот это «расслабление» будет потом стоить жизни и самому лейтенанту, когда он, оказавшись в санитарном поезде, не найдет в себе силы бороться за собственную жизнь и умрет от раны в общем- то не смертельной.

Смерть для Бориса является избавлением от безмерных душевных страданий, поэтому совсем в духе фольклорных представлений она желанна ему, воспринимается как «невеста».

Как личную утрату воспринимали мы гибель каждого героя повести. Погиб Борис Костяев, погибли Карышев, Мохнаков, Шкалик... Однако не все остались там, на поле боя, иных война и пощадила. Вернулся домой и Сергей Митрофаныч, хотя война и «поменяла» ему ногу на «бесчувственную деревяшку».

За что воюют лейтенант, его взвод и весь советский народ? За родную землю, в которой для крестьянина все-будни и праздники. Не разбирается он во всех тонкостях политики, но это знает твердо, потому и воюет, как работает,- основательно. Рабочий Ланцов хорошо понимает, что гитлеровцы- насильники и убийцы, что они все погубят, если их не остановить. О завтрашнем дне человечества неотступно думает он: «Я сегодня думал. Ночью, лежа в снегу, думал: неужели такое кровопролитие не научит людей? Эта война должна быть последней! Или люди не достойны называться людьми! Не достойны жить на земле! Не достойны пользоваться ее дарами, жрать хлеб, картошку, мясо, рыбу, коптить небо...»

За родную землю, за все прекрасное, созданное трудом человека, за мир на всей планете - вот за что сражаются советские люди со всей беспощадностью к врагу; и как- то странно слышать упреки автору повести якобы за «осуждение войны вообще, выпячивание ее ужасов: ее трагизма.

Повесть заканчивается строками:

«Она шла и видела не ночную, благостно шелестящую степь, а море, в бескрайности которого одиноким бакеном качалась пирамидка, и зыбко было все в этом мире.

А он, или то, что было им когда-то, остался в безмолвной земле, опутанный корнями трав и корней, утихших до весны.

Остался один – посреди России».

Читая эти строки, невольно думаешь: не тот ли далекий разъезд «подсказал» автору композиционное решение будущего произведения и не в той ли безграничной степи он «увидел» будущую героиню, припавшую к одинокой могиле того, кого она полюбила на всю жизнь? Не там ли, прочитав книгу аббата Прево о всепоглощающей любви двух молодых людей, Астафьев вдруг навсегда поверил в вечность и неодолимость истинной любви?

Мальчишка, деревенский подросток в обстоятельствах горя и беды – такова сквозная линия в творчестве Виктора Астафьева. В повести этот развивающийся, детский, отроческий, юношеский характер нашего современника, упрямо прорастающий сквозь жизненные невзгоды, а в конечном счете, и испытание войной к свету, любви, добру. И столько трудного и подчас страшного, жестокого выпадает на долю столь любимого автором и нами героя астафьевской повести, что, казалось бы, проза его должна дочерна выжигать душу. А между тем она просветляет ее, более того – высекает в твоей душе свет.

В. Камянов писал, что главный герой повести В. Астафьева – примелькавшийся в литературе рафинированный молодой человек, ничего не имеющий, никак не влияющий на ход событий, на взвод, которым он руководит. С такой трактовкой образа героя согласиться нельзя.

Борис Костяев действительно очень молод, выходец из интеллигентной семьи, в которой его по-своему воспитывали, баловали, он не опытен в военном деле, знает меньше, чем его бывалый старшина, который во все вмешивается и правильно делает, - умение воевать дается не сразу.

Как мы видим этот молодой человек быстро освоил науку воевать и умеет постоять за идейно – нравственные принципы.

Труд и природа в нерасторжимом одухотворенном единстве, труд и природа как образ Родины, как воплощение человечности – вот кто герой большинства книг Астафьева. Его проза – есть исполненное любви и верности, но при всем этом – и глубокой объективности художественное исследование трудовой народной жизни, народной нравственности, поднимающееся порой, в особенности на страницах, посвященных испытанию войной, до высот подлинного апофеоза.

Нравственность народа, формировавшаяся тысячелетиями труда, борьбы и преобразования земли, была в первую очередь трудовой нравственностью.

К нравственному самосознанию народа нельзя подходить однолинейно, упрощенно, метафизически. На народную, крестьянскую, трудовую в основе своей нравственность накладывали свою печать и патриархальные и мелкособственничес- кие общественные отношения. Это мир сложный, противоречивый, а главное – непрестанно развивающийся вместе с изменением условий социального существования народа.

Всем своим творчеством Виктор Астафьев упрямо доказывает, что сила и прочность современного советского характера – его глубинных, подлинно народных основах и новых социальных условиях жизни страны, в органической слитности его идейных убеждений с высокими традициями труда и преобразования родной земли. Для сыновей ее, по убеждению писателя, всегда «истинной земли». Во всех своих произведениях Земля для писателя – это и труд крестьян, люди не только своей страны, но и всего мира, семья, а самое главное защитники Земли и государства и сама отчизна.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)