Учеба  ->  Среднее образование  | Автор: Волкова Екатерина Дмитриевна | Добавлено: 2015-04-24

Появление легендарных казачьих соединений на Великой Войне

Считаю выбранную мной тему чрезвычайно актуальной именно в настоящий момент. И причин здесь несколько. В следующем году наша страна, наш народ будут праздновать грандиозную дату – 65-летие Победы в Великой Отечественной войне. Память о Великой Победе должна всегда тревожить сердца и души россиян - и не только ветеранов, но и их внуков, правнуков, представителей всех поколений.

Ту войну, ее уроки, ее события нельзя забывать – лучшее средство для того, чтобы подобные трагедии никогда не повторялись вновь. Некогда популярный лозунг « Никто не забыт, ничто не забыто» должен вновь стоять на повестке дня. И нам, патриотической молодежи, он дорог и важен, исключительно ценен. Считается, что военная история1941-1945 годов изучена вдоль и поперек, и нет в ней белых пятен. Но так ли это? Многие эпизоды Великой Отечественной неизвестны по сей день, другие – знакомы историкам и специалистам лишь поверхностно, особенно это касается 1941 и 1942 годов, в том числе – событий, происходивших в нашем регионе, например печально известные по тяжелым потерям штурмы позиций врага на Миус-фронте. К знаменательной годовщине Великой Победы, я думаю, пробелы в знаниях о событиях, происходивших в середине прошлого века, должны быть по возможности ликвидированы, и принять участие в этом могут не только профессиональные историки, но и просто любители и ценители отечественной истории.

Кстати, о необходимости повышенного внимания в нашем обществе к очередному празднованию всенародно любимого Дня 9 мая, о необходимости заботы о каждом из ветеранов Великой Отечественной (а их, увы, ныне живущих – осталось катастрофически мало; и с их уходом из жизни уходит и правда о той войне – пусть горькая, пусть не всегда удобная, но правда), о заботе не только материальной, но и моральной, о психологической поддержке и глубоком уважении к людям, победившим коричневую чуму – германский фашизм, силившийся поработить весь мир, о важности поисковой работы и исследований в области военной истории постоянно говорит Президент Российской Федерации Дмитрий Анатольевич Медведев, встречаясь с ветеранами, студентами, представителями научной общественности, в воинских частях и трудовых коллективах.

Поэтому нет сомнения: сейчас тема изучения Великой Отечественной войны исключительно актуальна.

Большое значение для нашей области, всего приазовского края, на протяжении уже многих лет имеет движение возрождающегося казачества. Возрождение лучших традиций донских и кубанских казаков – традиций культурных, социальных, воинских – возрождение образа жизни и образа мысли донцов и кубанцев поможет дальнейшему развитию и расцвету нашего региона. Вся история казачества - история беспримерного служения Отечеству, героических подвигов во славу Родины и для защиты государственных устоев и веры предков.

В связи с приближающейся годовщиной нашей победы в Великой Отечественной войне меня очень заинтересовала боевая биография 17-го Казачьего кавалерийского корпуса, давшего начало двум выдающимся соединениям – 5-му Гвардейскому Донскому Казачьему кавалерийскому корпусу и 4-му Гвардейскому Кубанскому Казачьему кавалерийскому корпусу. Меня заинтересовала необычность создания 17-го корпуса – создания, произошедшего не стандартным путем, набором через военкомат, а путем добровольческо-партизанским, когда первый состав корпуса представлял из себя парнишек моложе восемнадцати лет и седых дедов постпризывного возраста. Заинтересовало боевое крещение корпуса, что знаменательно – состоявшееся на родной земле Кубани и Дона. Заинтересовал легендарный Кущевский бой – единственный в своем роде в годы Великой Отечественной войны, когда прямой кавалерийской атакой, без поддержки танков и авиации, была разгромлена крупная группировка противника. И произошло, к тому же, это событие, когда Советская Армия на Юге отступала по всему фронту, и первая серьезная победа в 1942 году окрылила все наше воинство.

Заинтересовало меня и тесное переплетение боевого пути двух казачьих корпусов, переплетение судеб донского и кубанского казачества, их братство, скрепленное веками и подтвержденное на Великой Войне. Братство, актуальное, конечно, и по сей день, укрепляющее связи Дона и Кубани – культурные, экономические, человеческие, связи на благо нашей страны, укрепляющие Российскую Федерацию.

Итак, в своей исследовательской работе я предполагаю возможность демонстрации мною: уникальности создания и неповторимости начального боевого пути частей донских и кубанских казаков-кавалеристов; их грандиозного подвига летом 1942 года, оказавшего влияние на исход всей военной кампании сорок второго года на южном направлении советско-германского противостояния; тесного взаимодействия донских и кубанских казаков при отражении вражеской агрессии на родной земле Приазовья летом 1942 года и при освобождении Дона зимой 1943 года.

Служение – которому века…

Веками жил древний казачий народ на бескрайних просторах Кубани, Терека, Дона. Жил и боролся за свободу, независимость, веру предков. Боролся с врагами, желавшими покорить вольных рыцарей степей. С мужеством и отвагой защищали казаки не только отчие дома и свои очаги, малую Родину, но и Родину большую – Россию. Вся история казачества являет собой беспрерывное героическое служение Отечеству. Существует множество источников информации, неопровержимо доказывающих это. Например, средневековые русские и зарубежные летописи свидетельствуют о том, что еще в 1380 году на Куликовском Поле рядом с полками князя Дмитрия стояли отряды казаков. В «Смутное время» в России они одни из первых поднялись на защиту Родины, и в 1612 году вошли в Москву вместе с войсками Минина и Пожарского для освобождения ее от польских интервентов. Казаки показывали чудеса отваги также и в кампаниях Александра Суворова и Михаила Кутузова. Яркий пример – Бородинская битва 26 августа 1812 года, решающую роль в которой сыграл мощнейший напор казаков под предводительством графа атамана Матвея Ивановича Платова.

Многочисленными подвигами проявили себя казаки в труднейшую для России Крымскую войну 1853-1856 годов: при осаде турецкой твердыни Силистрии, при защите Севастополя, при штурме крепости Карс. Да и вся боевая история казачества освещена ярким пламенем патриотизма, верной дружбой со славянскими братьями. Когда в 1876 году вспыхнуло восстание сербского и болгарского народов против османского гнета, многие донцы и кубанцы пошли на помощь православным единоверцам. Невиданную храбрость выказали казаки в Балканской кампании 1878-1879 годов. Не посрамили станичники славу предков и на полях Первой Мировой войны. Они отличились в знаменитом Брусиловском прорыве, при осаде Львова, в кровопролитных сражениях под Варшавой и Ивангородом, а также в победной Сарыкамышской операции. Такие замечательные воинские традиции не могли не найти своего продолжения и в годы Великой Отечественной войны.

Появление легендарных казачьих соединений на Великой Войне

Государственный Комитет Обороны 13 ноября 1941 года принял решение о формировании добровольческих кавалерийских соединений. При этом учитывались военно-стратегические возможности советской конницы и принимались во внимание боевые традиции и народный опыт ведения войны, сложившийся в прошлом. Как же формировались добровольческие казачьи части?

Рождение кубанских кавалерийских дивизий связано с массовыми просьбами и обращениями в государственные органы казаков непризывного возраста об активном их привлечении к защите Родины от немецко-фашистских захватчиков. Этого требовала также сложная военная обстановка, сложившаяся осенью 1941 года на юге советско-германского фронта, возникшая угроза вторжения гитлеровских войск на Северный Кавказ.

В кубанских станицах формировались казачьи подразделения. Каждый район создавал свою сотню. Из сельскохозяйственной артели им. Чернявского Выселковского района Кубани со взводом подготовленных им казаков-добровольцев ушел в армию 55-летний Александр Иванович Жуков, ветеран Гражданской войны. До этого он проводил в армию двух сыновей – Олега, Игоря, дочь Светлану. Анна Ивановна, его жена, пошла санитаркой к казакам-добровольцам. В корпусе А. И. Жукова хотели использовать на хозяйственной работе, но казак-патриот не согласился: «Я не для того ушел в Красную Армию, чтобы отсиживаться в обозе. Убедительно прошу вас оставить меня в боевом строю». Его просьба была удовлетворена. Казак станицы Родниковской Курганинского района Михаил Федосеевич Грачев проводил в армию шестерых сыновей – Василия, Герасима, Ивана, Михаила, Петра и Тимофея. А сам, имея за своими плечами 60 лет, вступил в ряды казачьей сотни. В короткий срок кубанские колхозы обеспечили казачьи сотни продовольствием, обмундированием, отборным конским составом, холодным оружием. Из добровольцев были сформированы 12-я и 13-я Кубанские кавалерийские дивизии.

На Дону в первые же дни Великой Отечественной войны на призыв Советского правительства стать на защиту Родины, на горячий клич «Казаки, на коней!» горячо откликнулись жители непризывных возрастов Ростовской и Сталинградской областей с просьбой направить их на фронт. В городах, станицах, хуторах Ростовской области возникали митинги, сходы, собрания, на которых казаки выражали ненависть к врагу и высказывали готовность сделать все необходимое для уничтожения агрессоров. Многие из них с утра и до ночи толпились у дверей райкомов и райисполкомов, требуя отправки на фронт, только в Ростове-на –Дону за короткий срок было подано 15 тысяч заявлений. Уже в июле сорок первого года на Дону сформировалась добровольческая кавалерийская дивизия, её командиром стал Н. В. Михайлов. Колхозы и совхозы Дона обеспечивали дивизию конским составом и обозно-вещевым имуществом, по районам проводился учет наличия клинкового оружия. В районные центры, к местам формирования эскадронов, прибывали казаки на лучших колхозных лошадях. Станичные кузнецы ковали клинки, шорники шили седла, оголовья и уздечки. Казачки шили шаровары и мундиры, шапошники изготовляли папахи и фуражки. Колхозники Дона свозили на сборные пункты муку, сало, сено, овес.

Добровольными защитниками Родины становились бывшие воины Первой и Второй Конных армий, дивизии Блинова, других кавалерийских соединений Красной армии времен Гражданской войны. Развернулось массовое движение за создание на Дону казачьего ополчения из бывших бойцов красной кавалерии. Идя навстречу патриотическому подъему, руководители Ростовской и Сталинградской областей в июле 1941 года приняли Постановление, утвердившее факт образования донских казачьих кавалерийских дивизий. Одним из первых на Дону был создан Азовский кавалерийский полк, получивший наименование 257-го Азовского Донского казачьего кавполка. Он появился уже в июле 1941 года из сотен ополченцев Азовского, Мечетинского, Кагальницкого районов, командиром полка стал профессиональный кавалерист Николай Васильевич Макеев. Из жителей Пролетарского сельского и Ремонтненского районов сформировался 258-й Донской казачий кавалерийский полк, из жителей Сальского, Целинского районов был образован 259-й Донской казачий кавалерийский полк. Сформированная из этих полков дивизия получила наименование 116-й Донской кавалерийской дивизии, ее возглавил полковник П. В Стрепухов – ветеран Первой Конной армии. Среди добровольцев было много женщин-патриоток. Они выполняли обязанности медицинских сестер, врачей, связисток, штабных работников, мужественно переносили тяготы войны (например, впоследствии рыбачка Анна Яковлевна Пуголовкина, будучи медсестрой, на передовых позициях оказывала первую медицинскую помощь раненым, выносила их с поля боя; и за проявленную отвагу и героизм удостоилась ряда правительственных наград). Добровольцами уходили на фронт, вступали в отряды ополченцев тысячи и тысячи юношей и девушек. Например, в Азовском районе на сборные пункты явились комсомольцы Борис Шпилев, Николай Тетерин, Ольга Брамшик, Катерина Хлобыстина, Татьяна Пономарева, Матрена Мартыненко.

Одновременно на Дону – в Сталинградской области – была сформирована 15-я казачья кавалерийская дивизия в составе трех кавалерийских полков.

Ее возглавил полковник Сергей Ильич Горшков – кадровый офицер, участник Гражданской войны. Добровольными защитниками Отчизны в Сталинградской области становились целые семьи. Так например, казак станицы Морозовской, участник Гражданской войны, кавалер ордена Красного Знамени Иван Андреевич Хомутов пришел в ополчение с двумя сыновьями – 14-летним Александром и 16-летним Андреем. Казак станицы Березовской, участник Первой Мировой и Гражданской войн, награжденный за храбрость и отвагу полным бантом Георгиевского кавалера, Константин Иосифович Недорубов прибыл в часть с сыном Николаем. Он возглавил сотню казаков-земляков. С двумя сыновьями встал в ряды ополченцев казак станицы Нижнечирской Парамон Самсонович Куркин. Казак станицы Кулмыженской П. Р. Дорин – ветеран Гражданской войны – купил на свои сбережения лошадь, приобрел снаряжение и прибыл в кавалерийский полк. Казаку Петру Степановичу Бирюкову шел 64-й год, по возрасту он работал в колхозе сторожем. Как только ему стало известно о создании в станице кавалерийской сотни, он настойчиво потребовал включить его в ополчение, просьбу старого казака пришлось удовлетворить.

В начале 1942 года добровольческие дивизии были зачислены в кадровый состав Вооруженных сил СССР, приняты на полное государственное обеспечение, вооружены и укомплектованы командным и политическим составом. Станичники, уходившие на фронт, понимали, какую ответственность несут они перед родными, друзьями, земляками. Население Дона и Кубани снова и снова отдавало личные сбережения, чтобы снарядить добровольцев на службу. В течение короткого времени на Северном Кавказе из двух кубанских и двух донских кавдивизий был сформирован 17-й Казачий кавалерийский корпус под командованием генерал-майора Михаила Федоровича Малеева, ветерана Первой Конной армии. Великую Отечественную Малеев, кстати, начал в авриабии, где успешно командовал прославленной кавалерийской дивизией имени Григория Ивановича Котовского (эта дивизия одна из первых в Красной Армии вступила в бой с фашистами 22 июня сорок первого года).

Опираясь на умелых командиров и штаб, М. Ф. Малеев сумел в течение короткого времени создать из ополченцев боеспособные, высокоорганизованные казачьи полки и дивизии, сумел организованно укрепить корпус, как боевое объединение. Уже в коне апреля 1942 года 17-й казачий корпус в связи с обострением обстановки на фронте получил задачу: занять оборону по юго-восточному берегу Азовского моря от Маргаритовки до Темрюка и совместно с Азовской военной флотилией не допустить высадки десантов противника с моря, быть готовым к уничтожению воздушных десантов и нести патрульную службу.

В июне 1942 года командиром 17-го корпуса назначили генерал-майора Николая Яковлевича Кириченко – опытного, боевого кавалериста, отличавшегося исключительной храбростью и высоким оперативным мастерством. Кириченко учил конников побеждать не числом, а умением, Кириченко объяснял кавалеристам: народ требует от казаков бесстрашно отстаивать родную землю Дона и Кубани, требует беспощадно бить фашистских захватчиков. Итак, 17-й корпус – состоявший из возрастных закаленных служак – удалось оснастить современным стрелковым вооружением, придать ему высокопрофессиональный командный состав, вдохновить на борьбу с ненавистным врагом.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)