Учеба  ->  Универсальное  | Автор: Юрий Михалик | Добавлено: 2014-11-21

Первые школы в России

Начало образовательного процесса в России

На Руси знание испокон веков было святыней, второй по счету после веры. Уже Владимир Красное Солнышко – равноапостольный князь Владимир Святославич, правивший в Киеве в 980-1015 годах, вводившем христианство на Руси как государственную религию, открывает в 989 году первую на Руси государственную школу. Вот как пишет об этом в начале ХII в. Нестор – летописец, «книжник широкого исторического кругозора и большого литературного дарования» – в широко известном ныне своде «Повесть временных лет»:

"Послав, нача поимати у нарочитые чади дети, и даяти нача на учение книжное". Это первое упоминание о создании на Руси школ.

Ярослав Мудрый, продолжая дело отца в Новгороде, тоже приказал учить 300 детей , для чего организовал училища. По мнению современных исследователей, это были школы высшего типа – они давали знания по философии, риторике, грамматике. В древнем Новгороде обучать грамоте начинали с 6 - 7 лет. Он же «собрал писцов многих, и переводили они с греческого на славянский язык. И написали они книг множество, ими же поучаются верующие люди и наслаждаются учением божественным... Ярослав же, книги многие написав, положил в церкви Святой Софии, которую создал сам». Так летописец поведал нам о создании первого на Руси государственного книжного собрания.

Такие князья, как Владимир Мономах или Андрей Боголюбский, не только не стремятся сделать знание монополией узкого круга лиц, но, напротив, ощущают потребность в том, чтобы как можно шире распространить его, просветить своих подданных. Не только богатых и знатных, всех.

Русская школа уже при своем рождении была лишена каких-либо политических, социальных, экономических, национальных и даже половых предрассудков.

Сегодня доказано, что многочисленные берестяные грамоты, найденные в Новгороде, имели хождение и в других древнерусских городах. Писавшие часто были людьми самого низкого звания, и, что самое удивительное, среди них встречались женщины.

Дочь Ярослава Анна, выйдя замуж за безграмотного короля Франции Генриха I, основала в полуварварском Париже такую же женскую школу, что и ее племянница Анна в Киеве. А ведь почти в то же время западноевропейские богословы всерьез обсуждали, можно ли считать женщину человеком и стоит ли позволять чтение кому-то, кроме церковнослужителей и юристов.

Долгие годы татарского ига и последовавших войн лишили государство возможности тратить на просвещение народа достаточные средства. Борьба с европейской культурной экспансией, а так же появившиеся в XV-XVI веках ереси вынудили правительство усилить контроль и за церковными школами. Но тяжелее всего на судьбах русского просвещения отразился церковный раскол середины XVII века. Массовое начальное образование, оставшееся в руках старообрядцев, оказалось как бы вне закона. Пути Московского государства и народного просвещения могли разойтись навсегда. Но как только Петр 1 начал свои преобразования, они снова постепенно сходятся. Дело здесь не только в том, что власти вдруг понадобились офицеры, чиновники или механики. Их можно было найти и за границей. Но просвещения желал сам народ. И не какого-нибудь чужеземного, а своего, государственного. Доступного всем сословиям в равной мере.

На это удивительное по своей силе и вековой устойчивости желание до сих пор мало кто обращает внимание.

«В начале отрочества своего, сыне мой, паче всех наук прилежи книжному научению, не только славянскому одному, но и греческому, и латинскому, или хотя польскому», - так еще прежде рождения Ломоносова на заре XVIII века крестьянин Посошков начинает свое "Завещание отеческое». Возвратимся на семь веков вспять и найдем в «Изборнике» Святослава "Слово некоего старца о чтении книг». Тот же завет, та же бескорыстная тяга к истине.

Однако в конце XVIII века отношение к народному образованию вновь меняется. Проект организации сети народных училищ положен под сукно. «Черни не должно давать образование, поколику будет знать столько же, сколько вы да я, то не станет повиноваться нам в такой мере, как повинуется теперь», - пишет своему фавориту просвещенная Екатерина II.

8 сентября 1802 года «державная рука Александра 1 подписала бессмертный указ о заведении новых училищ и распространении наук в России. Многие государи имели славу быть покровителями наук и дарований; но едва ли кто-нибудь издавал такой основательный, всеобъемлющий план народного учения: было учреждено ведомство, призванное осуществлять управление училищами, учебными округами, народными школами, гимназиями, Академией наук, университетами и т.д. И называлось оно Министерство народного просвещения, воспитания юношества и распространения наук. Петр Великий учредил первую Академию в нашем Отечестве, Елизавета - первый университет, великая Екатерина - городские школы; но Александр, размножая университеты и гимназии, говорит еще: да будет свет и в хижинах! Новая великая эпоха начинается отныне в истории нравственного образования России, которое есть корень государственного величия и без которого самые блестящие царствования бывают только личиною славы монархов, не Отечества, не народа!» Так восторженно создание министерства народного просвещения в 1802 году приветствовал не один лишь российский историограф Николай Карамзин.

Начало образовательного процесса в Сибири

В 1697 году был обнародован именной указ Петра Великого об открытии в Тобольске школы для обучения отроков из духовного сословия.. Об открытии школы хлопотал сибирский митрополит Филофей Лещинский... Филофей намеревался в открываемой им школе организовать обучение по образцу юго-западных духовных школ и обратился к Петру I со следующей программой: 1) принимать в школу не только детей духовенства, но и из других сословий; 2) наряду с русским ввести обучение на латинском языке; 3) привлечь на преподавательскую работу черниговских и киевских монахов, считавшихся наиболее образованными; открыть при школе собственную друкарню , в которой можно было бы печатать все необходимые для школы учебники. Филофей просил также отпустить из казны пособие на содержание училища.

Петр I одобрил инициативу сибирского митрополита, но программу предложил сузить. Он не разрешил открыть типографию, преподавать на латинском языке и принимать в школу детей недуховного звания; деньги же царь рекомендовал изыскать из митрополичьих доходов....

Исполнение указа затянулось по разным причинам на несколько лет, и только в 1701-1702 годах в городе открылась общеобразовательная школа, основанная воеводой М.Черкасским, в которой обучалось 96 детей бояр, дворян и служилых людей. Через год состоялось официальное открытие архиерейской школы. Первенцы положили начало образовательному процессу в Сибири.

Около 1728 г. в программу архиерейской школы ввели преподавание латинского языка. Это был важный шаг на пути к преобразованию Тобольской архиерейской школы в семинарию. В 1743 г. для семинарии было выстроено здание, с 1744 г. она стала функционировать, а в 1748 г. открылась официально. При Екатерине II это была одна из 8 семинарий в России , где преподавался полный 8-классный курс

В исследованиях А.Н.Копылова представлено расширение сети учебных заведений в регионе в XVIII в. Он указывает, что под различными названиями гарнизонные школы существовали в Сибири на протяжении всего XVIII в. Обучали в гарнизонных школах элементарной грамоте, военному делу, а также различным ремеслам - слесарному, кузнечному, столярному, сапожному. В некоторых местах на базе гарнизонных возникали школы более высокого уровня....В центре Сибирского казачьего войска - Омске в 60-х годах XYIII в. из детей, окончивших гарнизонные школы, готовили переводчиков и толмачей, а при команде инженерной - чертежников и картографов. В 1789 г. здесь при том же военно-сиротском отделении была открыта так называемая Азиатская школа для подготовки переводчиков и толмачей татарского, калмыцкого, монгольского и маньчжурского языков.

В эти годы в Западной Сибири появляются и первые учебные заведения технического профиля. К таковым можно отнести упоминающиеся в книге Копылова геодезические школы, близкие по своей программе к навигацким. По типу уральских горных школ в Барнауле была создана комбинированная словесная и арифметическая школа с горнозаводской специализацией.

В течение 1789-1790 ггю на территории Сибири было организовано 13 народных училищ: 3 Главных - в Тобольске, Иркутске и Барнауле и 10 Малых - в Тюмени, Туринске, Таре, Томске, Кузнецке, Нарыме, Красноярске, Енисейске, Иркутске, Верхнеудинске.

Народное образование в Красноярском крае

К концу XVIII века город Красноярск во втором столетии своего существования сделал новый шаг вперед в своем культурном развитии. Значительное распространение получило домашнее обучение. В 1759 году открылась латинская школа для обучения детей духовенства. В школу ходило около 30 учеников . Через 30 лет в трапезной Воскресенского собора начались занятия Красноярского малого народного училища, которое в первый год посещали 100 мальчиков и девочек. Первые два года это была самая крупная в Сибири общеобразовательная школа. Присланный из Барнаула учитель Никита Звонников и его помощник из коренных красноярцев Матвей Тюменцев трудились много и самоотверженно. Звонников умер в Красноярске .

Благодаря развитию в XVIII веке книгопечатания расширился круг чтения горожан. По свидетельству ученого путешественника Д.Г. Мессершмидта, в 1723 году в Красноярске читали первую российскую газету «Ведомости». По инициативе медика и просветителя Степана Михайловича Кашкарева, участника академических экспедиций И.П. Фалька, П.С. Палласа и И.Г. Георги, в апреле-июне 1784 года в городе была основана первая в России уездная публичная библиотека.

Частично сохранившаяся копия книжной «росписи» показывает, что красноярцы получили преимущественно книги естественно-географического, исторического и нравоучительного содержания. Среди них были труды М.В. Ломоносова, путевые записки российских академиков И.И. Лепехина и С.Г. Гмелина, первый оригинальный учебник по географии, книги по датской и китайской истории .

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)