Культура  ->  Литература  | Автор: Ю.Ф.Гурьева | Добавлено: 2015-04-18

Отношение к животным в рассказе Андреева Л. "Кусака"

Я беру в руки рассказ Л.Андреева «Кусака». О чем он? Судя по заглавию, можно предположить, что речь пойдёт о собаке злой, не любящей никого, не прощающей обид.. Возникает мысль: что же сделало ее такой? Появляются предположения? Может быть, хозяева бросила, может быть, окружающие были с ней жестоки, поэтому она стала злой.

А теперь начинаю читать, и мои предположения оправдываются в первом же предложении: «Она никому не принадлежала; у неё не было собственного имени, и никто не мог бы сказать, где находилась она всю долгую морозную зиму и чем кормилась».

В этом предложении преобладают глаголы с частицей НЕ и отрицательные местоимения в сочетании с глаголами отрицания, которые показывают, что собака очень одинока и несчастна. Именно это и передаёт нам автор. В глаголе «принадлежать» заключена трагедия животного. В словаре Ожегова значение этого глагола объясняется так: « Принадлежать – быть чьей-либо собственностью, находиться в чьём –либо владении, в чьём –либо распоряжении», т.е. чувствовать себя нужным кому –то, чего не скажешь о Кусаке: «Она никому не принадлежала». Самое страшное, по моему мнению, для Кусаки заключалось в том, что она не имела «собственного имени». У собак есть клички – у людей –имена. Может быть, Андреев не случайно заменил слово «кличка» «именем». Иметь имя (кличку) – значит отличаться от других. Кусака лишена даже этого: она просто собака, как и все бездомные, без клички. Поэтому мужик –пропойца называет её общей для всех собак кличкой –Жучка.

В первом предложении Андреев указал нам на трагедию собаки, ее одиночество.

Но Кусака живёт среди людей и своих собратьев. Возможно, здесь она неодинока?

Следующая микротема «Кусака и окружающие её» рисует нам жестокий мир людей и усиливает ощущение ненужности, покинутости Кусаки. Окружающие относились к Кусаке более чем жестоко: «Дворовые собаки отгоняли её от тёплых изб, ребята бросали в неё камнями и палками, взрослые весело улюлюкали и страшно, пронзительно свистали».

Окружающий мир рисуется путём расширения пространства: дворовые собаки( они должны ей быть близки, понимать её состояние)- дети( в их душах должна быть заложена любовь к животным)- взрослые (из чувства сострадания они не должны причинять зла слабому существу).Что же мы видим на самом деле?

Дворовые собаки горды своей принадлежностью к дому, поэтому считают возможным отгонять Кусаку. Голод и потребность в общении толкает её к детям - они бросают в неё камнями. Мы видим, что мир детей жесток и бессердечен. Взрослые забавлялись при виде собаки: «весело улюлюкали и страшно свистали». Автор приводит нас к мысли: мир взрослых страшен, жесток, бездушен, суров и несправедлив.

Чувство страха Кусаки Андреев передаёт с помощь глаголов и глагольных форм: «не помня себя от страху»(фразеологизм), «перемётываясь», «натыкаясь», «мчалась», «пряталась»: «Она мчалась на край посёлка и пряталась в глубине большого сада, в одном ей известном месте. Там она зализывала ушибы и раны и в одиночестве копила страх и злобу». Она ищет выход и находит его в одиночестве.: «пряталась в одном ей известном месте». Антитеза ОНА- ВСЕ окружающие ещё больше подчёркивает одиночество Кусаки.

«Только один раз её пожалели и приласкали», - так начинается следующая микротема. Усилительная частица «только» в сочетании с оборотом «один раз» предаёт трагедию Кусаки. Читатель проникается жалостью к ней. В этой части появляется новая тематическая группа слов: «пожалели». «приласкали», «любил», «жалел», «добрые люди», «надежда на добрых людей». Появляется что –то обещающее радость. Но кто пожалел? Пропойца, пьяница, спившийся человек, падший, опустившийся, но ещё сохранивший в душе капельку доброты и веру в добрых людей. Кусаке хотелось подойти, «она виляла хвостом, но не решалась, она колебалась, яростнее размахивала хвостом и маленькими шажками подвигалась вперёд». Неуверенность Кусаки, её боязнь быть обманутой авотр передаёт с помощью слов: «не решалась», Колебалась». «маленькими шажками подвигалась вперёд». И в то же время желание получить ласку, ощутить доброту: « виляла хвостом».,«яростно размахивая хвостом». А вместо этого –удар в бок носком сапога Почему? За что? «За обиды, нанесённые добрыми людьми».Об этом автор говорит с горькой иронией: «добрые люди» причиняют обиды. Образ пропойцы очень похож на Кусаку: оба были одиноки, оба надеялись на добрых людей, и оба получали от добрых людей одно зло. Этот образ помогает нам представить мир людей, жестокий, коварный, несправедливый не только к животным, но и к себе подобным.

Людям верить нельзя. К такому выводу пришла Кусака и завизжала не от боли ( к боли она привыкла), а от неожиданности и обиды.

Вся окружающая обстановка сформировала характер Кусаки: недоверчивый, злобный, несчастный. Ключевые слова помогают почувствовать душевное состояние Кусаки: «Не доверяла». «убегала», «со злобой набрасывалась», «пыталась укусить», «злобно ворчала».

С помощью пейзажа автор передаёт одиночество и страдания Кусаки: «Тянулась долго – долго зимняя ночь, чёрные окна пустой дачи угрюмо глядели на обледеневший неподвижный сад». Словосочетание «тянулась долго-долго» передаёт бесконечность зимы, тоску, одиночество Кусаки. Эпитеты «чёрные окна», «обледеневший неподвижный сад» создает настроение печали, возникает мотив смерти, тоски, одиночества. А метафора и олицетворение «угрюмо глядели» передают душевное состояние Кусаки. Она также угрюмо глядит на окружающий мир. Только на заброшенной даче она может спать спокойно.

Но есть в этом пейзаже что-то обнадеживающее: это и вспыхивающий голубоватый огонёк, упавшая звезда, робкий луч месяца. Но всё это пока очень далеко, где-то на недосягаемой высоте. Должно произойти чудо, чтобы растопить душу Кусаки, чтобы она поверила в человека, чтобы перестала быть одинокой.

В 1 части Л. Андреев подробно описывает нам душевное состояние Кусаки, стремясь вызвать в наших душах сострадание и милосердие к братьям нашим меньшим. Кроме того, автор показывает нам жестокий мир людей, безразличный, холодный, жестокий, эгоистичный. Люди, изображенные в 1 части, отвратительны, их мир уродлив. Эта часть – предупреждение о том, что мир людей может исчезнуть, если исчезнет доброта.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)