Дом  ->  Мода и красота  | Автор: Белякова Галина Николаевна | Добавлено: 2015-02-04

Особенности женского народного костюма

Традиционный пинежский женский костюм сохранил отработанные веками устойчивые формы до начала 20 века.

Основу пинежского женского костюма составляет сарафанный комплекс, который включает в себя рубаху, сарафан, пояс. Наиболее старинным по форме был косоклинный сарафан, состоящий из двух прямых полотнищ спереди и одного прямого сзади и косых клиньев по бокам. Спереди полотнища не сшиты и удерживаются застёжкой с длинным рядом пуговиц на воздушных петлях. Лямки спереди цельнокроёные, а сзади – пришивные.

Сарафаны из шёлковых тканей с узорами из пышных букетов украшались золотым галуном, называемым на Пинеге «хазом», или кружевом, выплетенным на коклюшках из золотых и серебряных нитей;вырезными металлическими пуговицами, которые укреплялись на одежде при помощи шнура. Этот декор назывался на Пинеге «басаментами» и был расположен вертикально по застёжке сарафана. Он подчёркивал стройность силуэта. Эти сарафаны поставлены на жёсткую основу, чтобы материал держал форму, кроме того, в этом выражалось бережное отношение к ткани.

Названия этих сарафанов происходят от названия ткани, из которой они сшиты. Например, «штофник», «гарнитурник», «кашемирник» и др. Косоклинные шёлковые сарафаны на Пинежье ещё назывались «лопотиной».

Праздничные сарафаны прямого покроя шились из самых различных материалов: из двухцветной переливчатой тафты – шанжан, из гродетура,кашемира, других сложных по фактурным свойствам тканей, названия которых забыты или искажены произношением. Такие сарафаны чаще всего просто относятся к разряду так называемых «тканевых». Например, часто упоминается сарафан «канифасник», но при этом описания этой ткани самые противоречивые.

В 17 и 18 веках самым нарядным сарафаном был «штофник». В уездном городе Пинеге и ближних к нему деревнях носили штофные пары: штофник и шугай. На приобретение штофной пары затрачивался капитал, поэтому она переходила по наследству из поколения в поколение, давалась напрокат за деньги или за отработку и поэтому была источником дохода. Во второй половине 19 века шугай вышел из моды. Чаще штофник стали носить с парчовой коротёной. Коротёна кроилась как косоклинный сарафан, только намного короче. Спинка коротёны укладывалась широкими складками, которые создавали впечатление гофре. В таком сложенном виде коротёна укладывалась на хранение. Все шёлковые сарафаны носили в паре с коротёной.

В комплексе с коротёной носился девичий головной убор – «повязка». Это прямоугольная полоса ткани, посаженная на жёсткую основу, подклад шили из красной или жёлтой ткани (ситец, сатин), внизу повязки делались специальные «ушки», к которым привязывали ленты; повязка скреплялась сзади и надевалась на голову. Сверху повязка оставалась открытой. В зависимости от того, из чего делалась повязка, она называлась парчовой, хазовой или кумачной.

Парчовую повязку шили из парчовой ткани, носили её как нарядную на вечерянки с гостями в съезжие праздники. Эта повязка была без присадки.

Хазовая повязка шилась из золотого, серебряного или медного хаза в 1 или 2 ряда (в зависимости от ширины хаза), низ повязки спереди украшался присадкой из мелкого речного жемчуга или бисера, перламутровыми бляшками или бусинами, а на лоб свешивалось кружево поднизи из того же жемчуга или бисера. Такие повязки носили невестившиеся девушки. Это была «девья красота», с которой невеста прощалась на девичнике.

Кумачная повязка изготовлялась из красного ситца или сатина, была без присадки. Надевалась повседневно, когда шли на гумно или на другие домашние работы. Сзади к ней крепились широкие ленты с бантами, которые ещё называли «лопасти», т.к. ленты были широкими. Ленты были очень нарядные: шёлковые клетчатые, атласные с вшитыми цветами, муаровые («струеватые», как говорили на Пинеге).

Другим головным убором был кокошник. По сохранившимся сведениям, бытовали кокошники – «очапки» с выступающим спереди сверху небольшим козырьком. Верх такого кокошника покрывался бархатом или полубархатом малинового или вишнёвого цветов. Низ был парчовый и украшался узкой полоской бисера или жемчуга. Под очапок надевалась «шамшура» - шапочка из холста для предохранения кокошника от пота. По некоторым сведениям, носили их девушки ещё до появления повязок.

Девушки победнее, у которых не было повязки, носили в старину «почелки». Это сложенная по диагонали косынка из красного шёлка, концы которой завязывались спереди так, чтобы кончики стояли, как «ушки». Называли это «кустышки». Носили их и молодые женщины, закалывая сверху, чтобы не были видны волосы.

Женским же головным убором был повойник. Это круглая шапочка, состоящая из донышка и околыша, спереди приподнятая, а сзади прилегающая к голове. Сзади пришиваются ленточки – завязки, довольно длинные, дважды оборачивающиеся вокруг головы. Когда женщина выходила из дома, она поверх повойника надевала платок

Обязательной деталью костюма также был и пояс. Без пояса не выходили за порог избы. Пояса были самыми разными. С шёлковыми сарафанами носили покупные пояса, плетённые из золотых и серебряных нитей узкие пояса, на концах которых были кисти или золотые маковки. Позже в деревнях стали сами шить опояски; к опояске подшивали или повязывали сверх неё широкую ленту, чаще всего муаровую.

Украшения

На шею пинежанки надевали «наборошники» - жемчужное ожерелье, укреплённое на неширокой ленте. Середина ожерелья свисала свободно. Наброшники из бисера нашивались на тесьму очень густо. Бисерные наброшники называли «перлами» и «перлышками». Девушка могла повесить на шею одновременно до трёх цепочек с крестами, тогда один располагался посередине, а два других по бокам. Цепи перекрещивали и переплетали нитями бус, чтобы не сбивались. Позднее стали носить янтарные бусы, складывая из них ожерелья, но жемчуг ценился дороже.

На руках носили так называемые «запястья» - браслеты из нескольких ниток жемчуга. Это была привилегия богатых девушек. Поскромнее были украшения, низанные жемчугом по атласу. Позднее стали носить всевозможные браслеты.

Ворота рубах иногда вместо пуговиц скрепляли запонками. Серьги тоже были жемчужные, подешевле – серебряные, самые дешёвые – бронзовые, медные и т.д. в виде колец, подвесок, пуговок.

Важным украшением были и ленты. В будни в косы вплетали косники с мелкими ленточками, а в праздники косники были с бантами – «кустышками» на конце.

В руках девушки держали носовые платки – «ширинки» - в сложенном виде. Иногда их клали за вырез рубашки на груди. Платки могли быть не только белыми. По краям их обшивали кружевом.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)