Культура  ->  Изобразительные искусства  | Автор: Шарифуллина Карина Рамильевна | Добавлено: 2015-03-04

Особенности портретной живописи в конце XVIII- начале XIX вв

Дмитрий Лихачев писал: «Любовь к родному краю, к родной культуре, к родному селу или городу, к родной речи начинается с малого - с любви к своей семье, к своему жилищу, к своей школе. Постепенно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своей стране - к ее истории, ее прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству, к человеческой культуре».

В выбранной мной теме для генеалогического исследования «История женского портрета» я попыталась изучить портрет неизвестной женщины первой трети XIX века. В истории культуры есть «белые» пятна, когда неизвестны авторы и изображенные персоналии. Может для истории человечества результаты по данной теме не будут иметь глобального значения, но это исследование может принести результат для одного человека.

Художественная культура ценна тем, что предполагает общение между людьми через века. Изучая памятники культуры - произведения живописи, скульптуры, литературы - мы как бы вступаем в диалог с их авторами, с теми людьми, которые в них запечатлены.

В последнее время интерес общества к отечественному культурному наследию постоянно растет.

В истории русской культуры выделяются два больших этапа развития: русская средневековая культура, которая охватывает период с Х по XYIII вв. и русская культура нового времени, которая занимает период с XYIII по XIX вв.

В моем исследовании хронология затрагивает этап нового времени в истории культуры XVIII- XIX вв.

На каждом этапе развития культуры имеются свои особенности, которые определяют развитие всех областей жизни общества.

Культура нового времени отличалась светским характером. В ХVIII столетии окончательно сформировались светская живопись, скульптура, архитектура, литература, возникло свободное от религиозного влияния образование.

В новое время изменилось место человека в культуре. Человек стал главным объектом внимания живописи, литературы, скульптуры. Человек переместился с периферии в центр культуры, которая стала антропоцентричной. Этому можно найти вполне понятное объяснение. При Петре I люди совершили невиданные преобразования в стране. Выросла новая порода образованных, энергичных, смелых людей, которым не были страшны никакие трудности. Разумеется, искусство не могло обойти их своим вниманием.

В отличие от средневековой культуры, культура нового времени всегда была широко открыта для внешних влияний: шли они из разных стран. При Петре I - из Голландии, Англии, Германии, в правление Анны Ивановны - в большей мере из Германии, в царствование Елизаветы Петровны и Екатерины II - преимущественно из Франции и Италии.

cпособы проникновения в Россию культурных влияний Запада были различны. С середины XVIII в. Академия художеств стала отправлять своих выпускников для продолжения образования в Италию и Францию. Широко практиковалось приглашение иностранцев для работы в Россию.

Русскую культуру нового времени характеризует процесс ускоренного развития. С одной стороны, это было обусловлено объективным характером изменения темпов исторического движения, с другой - необходимостью в кратчайшие сроки преодолеть культурную отсталость России от Запада. Немаловажное значение для этого процесса имела также ориентация в культуре на все новое, передовое и смелое отрицание отжившего, старого, что было совершенно нехарактерно для средневековья.

Культура нового времени выглядит гораздо сложной и разнообразной. В XVIII веке в России появились новые, почти неизвестные ранее, виды, области искусства: театр, скульптура, светская живопись с ее делениями на жанры, произошли и изменения в быту.

В эпоху культуры нового времени рождается живопись. Русскую живопись XVIII - XIX вв. отличает: светский характер, новые сюжеты, деление на жанры (портреты, пейзаж, исторический, натюрморт, бытовой). Именно в этот период, когда местоположение человека в культуре изменяется, портретная живопись становится главной в художественной культуре. XVIII столетие в русской живописи называют веком портрета.

Портреты XVIII века классифицируются следующим образом: парадный, интимный, камерный, аллегорический.

Портрет - один из основных жанров искусства, изображающий одного человека или нескольких людей. Художник в написании портрета должен передать характер человека, а через характер показать и общество, и эпоху, в которой живет его герой. В живописи портрет часто сочетается с элементами интерьера, пейзажа, может быть дан на фоне исторических событий.

Парадный портрет выполнялись на заказ, поэтому запечатлены на них монархи, знатные вельможи, видные государственные деятели, военноначальники. Облаченные в парадные платья с богатыми украшениями в блеске всех своих орденов и медалей они предстают в полный рост. Фоном чаще всего является природные или архитектурные достоинства. Такие портреты украшали парадные залы королевских дворцов и домов титулованных особ. Они передаивались потомками, хранили традиции прошлого.

Камерный портрет мог быть выполнен на заказ, а мог быть написан художником по собственному желанию. На таких портретах были запечатлены и влиятельные особы и простолюдины. В камерном портрете нет места пышности и напыщенности, излишней красивости и лести. Камерный портрет бывает поясным или погрудным, модель изображена на нейтральном фоне. Такой портрет невелик по размерам, он как бы сближает героя и зрителя.

Портрет во всех его разновидностях продолжал оставаться самым популярным живописным, а вскоре и скульптурным, жанром в среде русского дворянства. В первой половине XIX века модным становится интерьерный портрет, в котором модель предстает в окружении многочисленных вещей. Теперь не только одеяния или награды рассказывают о персонаже. Вещи, окружающие человека часто позволяют выстроить целое повествование о его жизни.

Первым русским художником нового времени является И.Никитин. В его портретах, как в зеркале, отразилось все новое, что появилось в живописи и культуре петровской эпохи. Мастерами русской живописи второй половины XVIII века были А.Лосенко, Ф.Рокотов, Д.Левицкий, В.Боровиковский.

Век русского портрета приходится на XVIII- начало XIX вв. В русском портрете есть сердечность, романтическая любовь к человеку, глубоко и проникновенно раскрывается внутренний мир человека.

События французской революции 1789 г. положили конец блестящему веку пастели во Франции и в других странах. Конец XVIII - первая половина XIX века ознаменовались значительным притоком в Россию иностранных пастелистов, особенно уроженцев Германии. Профессиональные художники Иоганн Барду и его младший родственник Карл-Вильгельм Барду (1770-е - после 1842), Иоганн Генрих Шмидт (1749-1829), Александр Молинари (1772-1831), многие, чьи имена остаются нераскрытыми, писали преимущественно портреты представителей русского столичного и провинциального дворянства.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)