Дом  ->  Мода и красота  | Автор: Митина Татьяна | Добавлено: 2015-03-19

Особенности Башкирского костюма

Сегодня интерес к реалиям башкирской культуры связан, прежде всего, с изучением в школах республики башкирского языка и введением предмета «Культура Башкортостана». Мы изучаем традиции своего народа, а ведь традиция есть не что иное, как культурное наследие, передача культурных ценностей от поколения к поколению.

С детства мы приобщаемся к своей национальной культуре: слышим родную речь, песни, сказки, прибаутки, участвуем в народных праздниках, обрядах, обычаях. Наши глаза привыкают к элементам этнографии народа: предметам домашнего обихода, мебели, утвари, одежде. Мы гордимся знаменитыми и талантливыми членами своего рода, домашними традициями и семейными реликвиями. Из поколения в поколение передаются ремесла, промыслы, родословные, легенды и т.д.

Каждый из нас гордится принадлежностью к своей нации, чувствует уникальность своего народа. Я считаю, что это и есть национальная гордость в самом высоком смысле этого слова.

Мы переживаем интересное и сложное время, когда происходит реформирование многих сфер жизни. Меняются наши взгляды на многие ценности, традиции. Меняемся и мы. В нас появилась потребность узнать больше о своей родной земле, о своем народе, о свои предках. Ведь мы – это человеческое единство. Я – это часть моего долгого генетического развития.

Меня связывает с моими предками многое – гены, кровное родство, внешнее сходство, внутренняя натура и т.д. Но есть еще и так называемый зов предков, «атай тауышы». Величие человека в его вечности, связи с далекими предками и будущими потомками.

В каждой семье есть какая-то памятная вещь, как память о прошлом, связанная с каким-то событием или каким-то конкретным лицом. Это семейная реликвия. Есть она и в нашей семье. Это старинный башкирский женский костюм.

История происхождения семейной реликвии связана с именем моей прапрабабушки. Её звали Сагира. Родилась она в деревне Аючево Стерлитамакского района в 1880 году. Когда моя прапрабабушка выходила замуж, она получила этот костюм в подарок и в нем она появилась в качестве невесты. Просватал её Габитов Нургали из деревни Юлдашево Мелеузовского района. Далее этот костюм был передан по наследству снохе. Сын Сагиры и Нургали Мухаметгали женился на Даутовой Гульжихан. Она-то и получила в подарок от свекрови этот наряд. После смерти бабушки Гульжихан костюм перешел к моей бабушке Муратовой Ляле Гильметдиновне, а бабушка отдала его моей маме – Шайхутдиновой Гулие Таштимировне. Так этот раритет попал в нашу семью. Он хранится как одна из самых дорогих ценностей в нашей семье, как символ глубокой старины. Актуальность выбранной темы как раз и определяется вышеизложенными позициями: возросшим интересом к культуре своего народа, возрождением этнографического аспекта культуры народов Башкортостана, возрождением народных промыслов, обрядов, обычаев и т.д.

Башкирский костюм как неотъемлемая часть материальной культуры народа

История любого народа развертывается в неповторимых естественно – географических и социально – экономических условиях. Это определяет национальное своеобразие культуры и искусства народа, его самобытность.

Одежда всегда была и остается неотъемлемой частью материальной культуры общества. Поэтому костюм, как часть одежды, следует рассматривать в неразрывной связи с историческим и экономическим развитием народа, с географической средой, религией, традиционными занятиями и т.д. Так, даже в самые разные эпохи внутри одной культуры, народности одеяние людей было различным. По одежде можно было судить о роде занятий человека, его возрасте, семейном положении, национальной принадлежности.

Стиль, образ костюма складывались в ходе многовековой истории. В нем воплощались художественно - эстетические идеалы, миропонимание людей. Невозможно постичь духовный мир народа, не зная его истории.

В формировании башкирского народа и его культуры решающую роль сыграли кочевые тюркские и отчасти монгольские скотоводческие племена эпохи раннего средневековья, последовательно проникавшие на территорию Приуралья и Южного Урала, начиная с нашествия гуннов и заканчивая золотоордынским периодом. В состав башкир вошли также более древние аборигены края – местные оседлые финно - угорские племена.

Тесное взаимодействие этих племен и народов продолжалось более тысячи лет, с конца I тысячелетия н.э. Отсюда черты сходства башкирского искусства с одной стороны, с искусством родственных тюрко – монгольских народов Сибири, с другой – с искусством финно – угорских племен Поволжья и Приуралья. Однако тюркский элемент в культуре башкирского народа все же является преобладающим. С присоединением в середине XVI в. башкир к России усилилось русское влияние на материальную культуру и искусство башкир.

Все эти факторы – географические условия, сложность этнической истории, территориально - племенные особенности в культуре и бытовом укладе - нашли отражение в богатстве и многообразии форм башкирского народного искусства.

Это резьба и роспись по дереву, тиснение на коже, ковроделие и художественное ткачество, ювелирное дело, вышивка и аппликация.

В башкирском народном костюме нашли отражение многие искусные умения: узорное тканье, вязание, вышивка, аппликация, составление украшений из кораллов, монет, ювелирное ремесло. Почти все эти умения наиболее полно и ярко проявились в таких видах башкирской народной одежды, как елян и кашмау.

Символика формы

    В древнем эпосе “Урал - Батыр” отражены представления о трех мирах:

  • верхнем, небесном, где живут бессмертные небожители
  • среднем, земном, населенном обыкновенными людьми
  • нижнем, подземном, где живут темные и злые силы

Представления о трехъярусной модели мироздания было свойственно многим народам. Столь же очевидна космическая трехъярусная структура в башкирском народном костюме: головной убор (верхний мир) – платье (средний мир) – обувь (нижний мир). Головные уборы в этой трехъярусной вертикальной системе строения мира составляли верхний мир. Верхний мир – это небо, звезды, солнце, птицы. На головных уборах пришиты белые ракушки – каури, монеты – звезды, перья птицы – символы неба.

Историко-сравнительный анализ разнообразных башкирских женских празднично-обрядовых головных уборов позволяет увидеть в них одну общую черту: все эти уборы являются изображениями птиц. Птица считалась воплощением неба, света, жизни.

И так по форме кашмау напоминали птиц: спереди – клюв (каптырма), сзади – хвост (койрок), по бокам – крылья (сулпы). Сохранившиеся в музеях образцы кашмау имеют на макушке круглое отверстие, где до влияния ислама находился остроконечный колпак, символизирующий связь с верхним миром, женским божеством. Молодые девушки не могли надевать такой головной убор.

Характеризуя башкирский костюм, многие исследователи обращали внимание на большой обьем одежды. Одежда, собранная в этнографических музеях, отличается просторными формами. На более поздних этапах развития башкирского общества при сохранении традиционного покроя форма одежды, как мужской, так и женской, соотносилась с естественными пропорциями фигуры. Раскроена одежда преимущественно по прямой линии. Этот покрой назван этнографами “туникообразным”. Его главной особенностью являлось отсутствие плечевых швов. Кроилось платье так: полотнище складывалось вдвое, вырезалось отверстие для головы, делался глубокий вертикальный разрез посередине груди. Ворот скреплялся шнурком. Подол расширялся за счет расклешенных боковин. Между ними и рукавом вставляли квадратные ластовицы.

Верхнюю одежду, как правило, шили на подкладе. Распашные вещи (елян, халат) не имели швов в плечах. Шились они из цельного полотна, без боковин, со слегка выбранными в талии и плавно расширенными к низу боками. В таких случаях два полотнища стыковались посередине спины. Это давало возможность вместе со спинкой выкроить и верхнюю часть рукавов.

Традиция особого раскроя башкирского костюма из цельного полотна не случайна. Она восходит еще к языческим представлениям о злых духах, которые могут проникнуть в человека через разрезы, вырезы. Поэтому при раскрое ткани стремились к минимуму швов. Там, где швы были неизбежны, а также по подолу, на концах рукавов, по вороту , вдоль груди, размещали в качестве оберега позументы, аппликации, вышивку.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)