Культура  ->  Литература  | Автор: Алена Межова | Добавлено: 2014-11-06

Краткое описание романа Идиот

В доме своего знатного родственника генерала Епанчина Мышкин видит фотографию замечательной красавицы – Настасьи Филипповны, блестящей петербургской «камелии», которую хотят выдать замуж за секретаря генерала Епанчина – Ганю Иволгина. Впервые он услышал о ней ещё в вагоне от Рогожина. Рогожин рассказывает историю о том, как он растратил отцовские деньги на бриллиантовые подвески для Настасьи Филипповны, а отец «поехал седой к Настасье Филипповне, земно ей кланялся, умолял и плакал; вынесла она ему наконец коробку, шваркнула: «Вот, говорит, тебе, старая борода, твои серьги, а они мне теперь в десять раз дороже ценой, коли из-под такой грозы их Парфён добывал». Чуткий и впечатлительный Мышкин сразу улавливает в лице этой блестящей женщины выражение затаённого внутреннего страдания. Портрет Настасьи Филипповны – одна из лучших описательных страниц Достоевского. Александр Блок поставил её эпиграфом к своей драме «Незнакомка».

Трагична судьба этой женщины. Рано осиротевшая красавица-девочка, дочь бедного помещика, была взята на воспитание дельцом и богачом Тоцким, для которого стала впоследствии предметом жизненных утех. Но умная, глубокая, талантливая и волевая женщина протестует против этого деспотизма и обиды. В ней растёт чувство возмущения против бесправия, несправедливости и угнетения человека. Она готова мстить обществу, надругавшемуся над её мечтами о человеческом счастье и чистой жизни. Она стремится вырваться из душного мира лжи, цинизма и низости, чтоб возродиться для глубокого чувства и душевного счастья. Встретив князя Мышкина, столь не похожего на окружающих её представителей великосветского Петербурга, она полюбила его.

Узнав Настасью Филипповну, князь Мышкин проникается к ней глубоким чувством – любовью-жалостью.

«Вы страдали и из такого ада чистая вышли», - говорит он ей, поражённый её страдальческой красотой. Чтоб вывести её из роскошного и ужасающего столичного «полусвета», он предлагает ей стать его женой. Она отвечает ему любовью-восхищением и любовью-жертвой: «содержанка Тоцкого» не станет «губить младенца» – она потопит своё чувство к нему в разгуле. Уезжая на тройке с Рогожиным, она раскрывает Мышкину всю свою душу: «Прощай, князь, в первый раз человека видела!»

Отношения их вскоре осложняются. В Настасью Филипповну без памяти влюблён Рогожин, необузданный в своих инстинктах и вожделениях.

Не смея думать о сочетании своей опозоренной судьбы с жизнью лучезарного праведника, Настасья Филипповна принимает поклонение необузданного Парфёна, но отдаёт все силы своего горячего сердца и тонкого ума на устройство счастья своего взрослого младенца: брак князя с дочерью генерала Епанчина – красавицей и умницей Аглаей – представляется её достойным осуществлением её плана. Она обращается к девушке с чудесными посланиями, раскрывая в них всю любовь к ней князя и всю свою решимость навсегда отказаться от него.

Но вскоре личная встреча двух женщин приводит их к резкому разрыву. Мышкин полон преданности и дружбы к обеим, но в решительный момент остаётся с униженной и страдающей Настасьей Филипповной. Они у порога счастья. Князь ведёт её под венец.

Но Настасья Филипповна продолжает метаться в поисках выхода из своего нравственного тупика. Вот почему она бессильна бороться, когда появляется Рогожин. Он увозит к себе невесту князя Мышкина и в припадке отчаяния и ревности убивает её. Страшный мир стяжателей и распутников погубил двух прекрасных людей, попавших в его заклятый круг.

Красота спасёт мир

При изображении женских характеров Ф.М. Достоевский придерживался традиций, которые сложились в русской литературе, наверное, со времён Н.М. Карамзина.

Особо следует отметить женские характеры, созданные М.Ю. Лермонтовым, и связь этих женских образов с персонажами Ф.М. Достоевского. Например, характеры Бэлы и подруги контрабандистов поражают своей порывистостью, дерзостью, дикостью, гордостью. Их загадочность интригует Печорина, ищущего применения своим душевным силам.

Княжна Мери – нежная, мечтательная натура. И, наконец, Вера, которая Печорина особо волнует. Все эти женщины любят Печорина, они, как бабочки, летят на свет его любви, его личности и сгорают в ней. Женский портрет у Лермонтова динамичен, позволяет проследить образ в развитии. То же самое мы наблюдаем и у Ф.М. Достоевского в романе «Идиот». В этом произведении автор воплощает задачу, которую он считает «бесконечно трудной, почти непосильной для художника», потому что это вопрос об идеале, вопрос о красоте.

«Красота великая сила. Красота спасёт мир», - писал Достоевский, создавая образ Настасьи Филипповны. Конечно, философским первоисточником отношения Достоевского к красоте и её земному воплощению был Шеллинг. Но Достоевский всегда пользовался многими источниками для своих синтетических и качественно новых сплавов, в его художественную память врезались и слова Гоголя: «Красота женщины есть тайна. Бог недаром повелел иным из женщин быть красавицами; недаром определено, чтобы всех равно поражала красота, - даже и таких, которые ко всему бесчувственны и ни к чему не способны», - даже Рогожина, например.

Красота хрупка и уязвима, она волнует потому, что, будучи лучшей частью реального мира, как ничто другое, заслуживает лучшей участи, заслуживает любви. Красота для Достоевского – тайна человеческого бытия, понятие почти безбрежное, и в романе она явлена в разных ипостасях: в большей мере как совершенство души (князь Мышкин) и в меньшей мере как природная гармония. Совершенно особое место в нём занимает красота женская. Красота – свойство многих героинь этого романа: «странная», «необыкновенная», «невыносимая», «ослепляющая» красота Настасьи Филипповны; «совсем красавица» и даже «чрезвычайная красавица» - Аглая. «Замечательно хороши собой» и её сёстры Александра и Аделаида, причём о красоте первой сказано, что её лицо, «прекрасное и очень милое», имеет оттенок Гольбейновой Мадонны, а у Аделаиды, как тонко ощутил князь, лицо самое «симпатичное», «счастливое лицо», как у доброй сестры. Даже второстепенные женские персонажи чаще всего аттестуются автором именно с точки зрения их внешней привлекательности.

Что же касается роли «положительной и бесспорной красоты в лице русской женщины», то смысл её преображающего воздействия на людей писатель связывает с правдой, правдой «бесспорной и осязательной». Как видим, в красоте писатель усматривал сверхматериальные начала, которые потому и способны улучшать жизнь, что воплощается в мире человеческого духа.

Впрочем, не всем понятна красота. Часто на неё смотрят с вожделением, стремясь завладеть ею. Натурами эгоистическими, страстными овладевает слепая решимость «соблазна», при этом, действуя сообразно инстинкту, они не способны отличить подлинного совершенства, проявляя в погоне за красотой лишь собственную нравственную ущербность. Так, о Настасье Филипповне до появления её в жизни князя Мышкина сказано: «о красоте её знали все, но и только…».

Портрет настасьи филипповны

Настасья Филипповна, казалось бы, описана очень сдержанно, без малейшей попытки внести в описание авторские впечатления: «На портрете была изображена действительно необыкновенной красоты женщина. Она была сфотографирована в чёрном шёлковом платье, чрезвычайно простого и изящного фасона;

волосы, по-видимому, тёмно-русые, были убраны просто, по-домашнему; глаза тёмные, глубокие, лоб задумчивый; выражение лица страстное и как бы высокомерное. Она была несколько худа лицом, может быть, и бледна…».

Видим ли мы эту женщину? Нет, не видим. Но верим – «действительно необыкновенной красоты». Достоевский не раз ещё упомянет о необыкновенном лице Настасьи Филипповны, о её фантастической, страшной красоте – и ни разу он не опишет её так, чтобы мы увидели, - это не входит в его задачу. В «Преступлении и наказании» мы видели Соню, видели яркую красоту Дуни – сестры Раскольникова, в «Братьях Карамазовых» увидим Грушеньку, но в «Идиоте» Настасья Филипповна, в сущности, не описана: мы видим платье «чрезвычайно простого и изящного фасона», причёску и глаза, но о глазах мы узнаём только, что они тёмные, глубокие. Все эпитеты, выбранные Достоевским, не показываю т человека, а рассказывают о нём, автору потому и не нужны пояснения о впечатлении, произведённом на него, потому что он уже передал нам эти впечатления в самой краткой форме.

Образ настасьи филипповны

Одно из высших достижений романа «Идиот», как и всего творческого пути Достоевского, - образ Настасьи Филипповны. Это центр, к которому тянутся все нити сюжета и от которого исходят все импульсы действия.

Есть два толкования этого сложного и глубокого женского образа. По одному из них героиня Достоевского – вакханка, гетера, «бесноватая», одержимая чувственной страстью, которая и приводит её к гибели. Недаром сама она называет себя «уличной», «рогожинской», «бесстыдной». Это мстительница, не знающая пощады. Красоту её один из героев романа называет «фантастической и демонической».

По другому толкованию Настасья Филипповна – воплощение нравственной чуткости и чистоты, устремлённости к идеалу и любви. Она любит музыку, она читала много поэм, у неё безошибочный вкус и врождённая культурность. Она мечтает о человеке, который придёт и поймёт её. Это смелая и мужественная натура, способная на протест и борьбу.

В окончательной редакции господствует эта вторая, «чистая» Настасья Филипповна. Достоевский «оправдывает» свою героиню. Он изображает её на фоне растленной среды высокопоставленного Петербурга и прекрасно передаёт возникновение её высокого чувства к первому человеку необычайной душевной просветлённости, которого она встретила. Возрождённая к новой жизни, она поднимает бунт против мира тоцких, епанчиных, иволгиных. Правдой и справедливостью звучат протесты, брошенные ею в лицо её плотоядным искателям, лишившим юную девушку высшего права на любовь и счастье. Образ вырастает до высокого трагизма.

Писатель изображает свою героиню нравственно одарённой натурой. У неё репутация бескорыстной женщины. Никто не может похвалиться успехом у этой всем известной куртизанки. В Петербурге её связь с Тоцким только видимость – она уже навсегда ушла от него и строго замкнулась; её кружок – это какие-то бедные чиновницы, захудалые актрисы, семейство безвестного учителя. Она любит юродивых и старушек. Её влечёт ко всему незаметному, смиренному, убогому.

Изредка у неё собираются ценители её блестящей внешности. Тогда она являет тип Перикловой возлюбленной. Остроумная, увлекающаяся, неотразимая, она обладает тонким даром беседы, искусством меткой реплики, умением вести опасный спор. Слушатели дивятся «блестящему уму и светлому чувству, с которым она иногда рассказывала, когда увлекалась».

Но она способна на высшие проявления сердечности и самопожертвования. Так выступает она в одной из лучших сцен романа – при встрече главных героев ночью в Павловске у дачи Епанчиных.

И вот, наконец, она стояла перед ним лицом к лицу, в первый раз после их разлуки; она что-то говорила ему, но он молча смотрел на нее; сердце его переполнилось и заныло от боли. О, никогда потом он не мог забыть эту встречу с ней и вспоминал всегда с одинаковой болью. Она опустилась перед ним на колена, тут же на улице, как исступленная; он отступил в испуге, а она ловила его руку, чтобы целовать ее, и точно также, как и давеча в его сне, слезы блистали теперь на ее длинных ресницах.

Смерть Настасьи Филипповны

Невозможность для «содержанки Тоцкого» унизить своей близостью чистый образ рыцаря бедного заставляет ее бежать из-под венца к Рогожину и принять от его руки смертельный удар.

Если поначалу князь относится к Настасье Филипповне как к божеству: «В вас всё совершенство… даже то, что вы худы и бледны… вас не желаешь представить иначе…», - то в конце романа, в сцене перед венчанием, вышедшая на крыльцо, «бледная, как мертвец», Настасья Филипповна, поначалу привычно получившая букет пошлостей от собравшихся зевак, так посмотрела на них, «большие чёрные глаза её сверкали на толпу как раскалённые угли; этого-то взгляда толпа и не вынесла; негодование обратилось в восторженные крики».

Что же произошло с Настасьей Филипповной за этот промежуток времени? Что наделило её такой чудной силой? Конечно, любовь, ведь главным источником духовного опыта является именно она.

Аглая епанчина

Образ Настасьи Филипповны контрастно оттесняется Аглаей Епанчиной. Это сильная и умная девушка. Она способна на критическое отношение к своей среде и рвётся из своего гнезда на волю. «Я не хочу по их балам ездить, я хочу пользу приносить…» Её захватывает революционная литература, она «все запрещённые книги прочла». В эпилоге романа Аглая порывает со своей аристократической средой и связывает свою судьбу с польским революционером для борьбы за освобождение его поверженной родины.

Отсюда душевное внимание Настасьи Филипповны к этой генеральской дочке и завершающий их необычные отношения «поединок» – знаменитая встреча соперниц, из которой бесправная и отверженная выходит победительницей. Достоевский мастерски раскрывает и недосягаемое чувство собственного достоинства этой «загубленной женщины» и бурю страдания, охватывающую под конец её оскорблённую душу.

Аглая прошла другой путь, нежели Настасья Филипповна. Ей многое было дано от жизни: красота, дружная семья, любовь к ней князя. Но «загадка» её красоты разрешилась по-земному мелко и нелепо. То, что поначалу воспринималось как капризы домашней любимицы, постепенно приобрело отчётливый характер духовной слепоты и взбалмошного эгоизма. Её чувство к князю носит покровительственный характер. Она, пожалуй, более стесняется его своеобразия в глазах обычных людей, чем отождествляет себя с любимым, и в качестве счастливой соперницы она не высказала ни великодушия, ни сострадания.

Отношения Аглаи с князем открыли в ней качества собственника: желание испытать, проверить его, побудили её на рискованный эксперимент и … на бестактное поведение.

Вот почему всегда помнятся сказанные о ней слова её матери Лизаветы Прокофьевны, которая хоть и любя, но грубовато-точно аттестовала дочь так: «Девка своевольная, девка фантастическая, девка злая, злая, злая! Тысячу раз буду утверждать, что злая!».

Трагедия красоты

Красота, которую на земле воплощала Настасья Филипповна, ушла из жизни, и это трагедия. Но она ушла, приобщившись таинственной и прочной гармонии между Творцом и человеком; ушла, узрев свою собственную сущность, божественно отпечатавшись в жизни. А значит – ушла состоявшись. Именно этот свет победоносного духа и разлит в трагической концовке романа.

Духовная сумятица привела Аглаю «в каталическую исповедальню какого-то знаменитого патера, овладевшего её умом до исступления». Это тоже трагедия красоты. Но трагедия в её земных пределах, в которых небо благосклонного участия не принимает.

 

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)