Дом  ->  Домашние животные  | Автор: Денис Петров | Добавлено: 2014-11-18

Использование северных оленей в быту

Северный олень живёт в тундре, лесотундре и северных таёжных лесах. Северные олени – вечные кочевники, потому что основным кормом для оленя является ягель, и по мере истощения кормовых запасов приходится им менять пастбища. Кроме этого, на лето из разреженных северных лесов дальше на север их гонят гнус и оводы. В более холодных и ветреных тундрах кровососов меньше. Осенью олени возвращаются обратно, поскольку ветры в тундре так утрамбовывают снег, что докопаться до корма невозможно. Кочёвки всегда проходят по одним и тем же маршрутам.

Зимой олени питаются в основном лишайниками. Чтобы добраться до них, роют снег глубиной до 80 см., так что из кормовых ям видны только их спины. Вместо воды едят снег. Лишайники питательны, но в них мало белков, а в снегу и талой воде нет минеральных веществ. Олени, испытывающие в них острый недостаток, поэтому охотно поедают леммингов и полёвок и даже гложут друг у друга рога.

Организм оленя необыкновенно устойчив к недостатку соли и голоду. Когда приходиться жить впроголодь, организм оленя расходует резервы, вплоть до того, что «съедает» пятую часть своих мышц по весу. Все внутренние органы оленя покрыты слоем ещё одной теплоизоляции – жиром, который нужен для того, чтобы не мёрзнуть изнутри, когда олень поедает свою основную пищу – мёрзлый ягель. Ягель олени добывают в лиственных рединах и редколесьях. Основу питания диких северных оленей составляет 25 – 30 видов травянистых растений и лишайников, широко распространённых и образующих большие запасы. Кормятся олени так же кустарниками и кустарничками, которые более или менее равномерно распространены во всех высотных поясах.

Северный олень прекрасно приспособлен к суровым условиям Заполярья. Мех у них с полыми внутри волосками, зимой кончики волосков как бы разбухают, утолщаются, и мех становится монолитной бронёй, которую не может пробить холодный ветер.

Северный олень одомашнен только на территории Евразии. Оленеводство и охота на диких оленей некогда обеспечивали народы Севера всем необходимым.

Оленья упряжка – средство передвижения таймырцев

Транспортное оленеводство зависит от основного занятия местного населения – охоты на дикого оленя. Животных приучали к упряжи уже на третьем году жизни . Для перекочёвок каждой семье требовалось не менее 40 - 50 домашних оленей.

Считали, что лучшие транспортные олени – яловые важенки . Стада насчитывали 2 – 2,5 тыс. голов. Метили их тамгой на шерсти или фигурным вырезом на ушах.

Поскольку для оленеводов тундры характерен кочевой образ жизни, то в сезонных перекочёвках вслед за передвижением оленьих стад они использовали упряжной санный транспорт – нарты. Нарты, в зависимости от назначения, были разных типов. В ирянку запрягали 2 – 3 оленей, весной, когда животные сильно истощены,- 4 – 5 . На такой нарте чаще ездили мужчины, поэтому с правой стороны к ней привязывали чехол для оружия. Садились на них с левой стороны, управляли с помощью вожжи, прикреплённой к недоуздку левого оленя, и шеста-хорея с костяной пуговкой на конце. Упряжь изготавливали из кожи оленя. У инсюдаконто имелись спинка и передок, сверху - меховой полог, который защищал голову и спину при сильных морозах. В грузовые нарты кунсыбы’э запрягали по два оленя, а из пяти-шести таких грузовых нарт составляли караван , привязывая оленей цепочками или ремнями к передней нарте . Каждый аргиш ведёт седок на легковой нарте, часто это бывают девочки-подростки, а рядом – мужчины на легковых упряжках гонят стадо. Вещи на грузовых нартах укрывали полотнищем из оленьих камусов. Существовали специальные нарты для перевозки шестов и нюков для чума, постелей, дров, лодок.

Особенности изготовления одежды и обуви из оленьего меха

Пришедшие на Таймыр из других земель северные народности полностью переняли одежду аборигенов этого края, и она помогла им обжить суровую землю, остаться на ней. Век этой удивительной одежды исчисляется тысячелетиями. Она лаконична и сложна. За её простотой – уникальный крой и веками отшлифованная технология шитья и обработки материала. В процессе выделки оленьи шкуры становятся эластичными, мягкими, тонкими и пушистыми. От одежды, как считали, зависела удача в охоте, здоровье семьи, её будущее – дети, а значит и вся жизнь. Вся она шилась из оленьих шкур: зимняя – из зимних шкур, летняя – из летних. Одежду раскрашивали, украшали кантами и аппликациями. Одежда коренных таймырцев не претерпела изменений под давлением цивилизации. Север создал свою систему костюма. Костюм – идеальный, экологически чистый комплекс одежды, максимально выполняющий функцию надёжной оболочки.

Мужской костюм состоял из глухой двойной малицы из белой оленьей шкуры, отороченной белым мехом специально для этого разводимых собак. Зимой поверх малицы надевали сокуй с капюшоном и высоким султаном из меха надо лбом . Мужчины вместо штанов носили ровдужные или меховые натазники , поверх них – пояс с кольцами на боку, к которым привязывали голенища обуви, а также подвешивали огниво нож в ножнах, футляр для курительной трубки, кисет.

В женский гардероб входил ровдужный комбинезон с нашитыми на груди металлическими бляхами – лунницами и распашная парка . Вместо капюшона надевали шапку – капор из белой шкуры оленя с опушкой из чёрного собачьего меха. Обувь шили из белых камусов, подошвы – из меха, снятого с оленьих лбов или подстриженных лесенкой камусов. Очень необычна форма обуви, у неё нет спереди выема. Такая форма очень удобна для охоты при ходьбе по глубокому снегу.

Волосы женщины и мужчины заплетали в две косы, смазывая оленьим жиром. В косы вплетали металлические подвески.

Почти всю одежду шили из оленьих шкур сухожильными нитками. Праздничную одежду и обувь богато украшали бисером, аппликациями из цветных полосок ткани, вышивали подшейным волосом оленя по ровдуге . Украшали вышивками из сухожильных ниток лямки и пояса оленьей упряжки.

Дом из оленьих шкур

Стойбища северных народов располагались на невысоких холмах, а внизу, между холмами, находились олени. Осенью жилища устраивали недалеко от рек, чтобы охотники, ориентируясь на русло, в темноте могли вернуться домой. Весной зимние вещи, укладывали на нарты, покрывали продымлённой, не пропускающей влагу оленьей шкурой и оставляли в тундре до следующей зимы.

Традиционное жилище – чум . Размер его зависел от количества живущих людей . Остов чума состоял из 20 – 60 длинных жердей , расставленных конусом и покрытых нюками . Для летнего чума использовали старые, износившиеся нюки в один слой, зимой укрывали двойными. Дверь делали из двух сшитых изнанками оленьих шкур . Открывалась она, в зависимости от направления ветра, вправо или влево. Зимой у чума насыпали завалинку , служившую заслоном от ветра. В центре жилища помещали очаг , над которым подвешивали крюки для чайников и котлов. В верхней части чума оставляли отверстие – дымоход. За очагом – «чистое место» , куда женщинам ступать запрещалось. Места для них располагались у входа, здесь же укладывали домашнюю утварь. Правая от входа сторона была жилой, левая – для гостей и хранения хозяйственных предметов. Пол застилали циновками из тальника и досками . На спальных местах поверх досок и циновок укладывали сначала невыделанные шкуры, а затем выскобленные подстилки . На ночь над спальными местами опускали полог, концы его заправляли под подстилку. Утром полог снимали, тщательно выбивали, свёртывали и укладывали под нюк.

С 1930-х гг. под жилище использовали балок – прямоугольный возок на полозьях с остовом, обтянутым оленьими шкурами или брезентом.

Олень – источник пропитания северных жителей

Северные народы бережно относились к природе. Существовал обычай, по которому запрещалось убивать самок зверей во время их беременности и выхаживания детёнышей.

Основу питания жителей тундры составляло оленье мясо. Свежее сырое оленье мясо едят обычно после забоя или удачной охоты, обмакивая куски в тёплую кровь. Зимой его нарубают кусками или строгают ножом . Также летом и осенью женщины заготавливали оленину впрок. Длинные полосы вяленого мяса развешивали на вешалах – нартах, поставленных друг на друга. Затем ленты резали на мелкие кусочки, смешивали с жиром и ещё раз вялили на разостланных шкурах. Зимой замораживали оленью кровь и по мере надобности откалывали куски для приготовления похлёбки . Сосудами для хранения жира служили снятая целиком шкура телёнка, пищевод и желудок оленя, плавательный пузырь и кожа кунжи. Мясо, жир, рыбу оставляли иногда осенью в тундре в ящиках изо льда.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)