Справки  ->  Энциклопедии  | Автор: Юрий Михалик | Добавлено: 2014-11-10

Оккупация курской области во время второй мировой войны

К началу Великой Отечественной войны в Курской области действовали три театра: областной драматический имени А.С. Пушкина, областной передвижной театр с базой в г. Белгороде и колхозно-совхозный передвижной театр с базой в Старом Осколе, а также ансамбль музыкальной комедии и четыре концертные при областной филармонии.

Необычайно интересные гастроли намечались в областном центре в 1941 году – балета Большого театра, ансамбля московской оперетты, Вадима Козина, Изабеллы Юрьевой, Давида Ойстраха…

Но в одночасье задуманное перечеркнуто. Война разразилась внезапно, и все мирное пропало сразу. С начала военных действий многие творческие коллективы были эвакуированы или ушли добровольцами на фронт. Очень быстро гром и огонь сражений приблизились к Курску. В наш город война пришла уже 29 августа 1941 года, когда фашисты подвергли первой бомбардировки железнодорожный узел. С этого дня вражеские самолеты почти ежедневно появлялись над Курском.

В 1942 на курской земле гремели бои и вышагивали кованым тяжелым сапогом фашистские захватчики. Курск когда-то был тенистым городком, теперь здесь - груда развалин, осененных пыльной зеленью искалеченных, оборванных деревьев. Пряди проводов свисают на мостовые, погромыхивают сорванные взрывами вывески и листы кровельной жести. Сожженные дома, школы, больницы.

Но, пожалуй, еще страшней разрушений, произведенных оккупантами уцелевшие следы их пребывания в городе: названия улиц на немецком языке, вывески над солдатскими и офицерскими увеселительными заведениями, жирный знак свастики, нарисованный масляной краской на столбах, магазинах, домах, худой, с тощей шеей имперский орел, прилепленный к стенам некоторых зданий. Пыль стоит над городом, в воздухе - запах гари. Осколки стекла, и битый кирпич поскрипывают под ногами. Сквозь выбитые стекла глядят увядшие от жары пожаров комнатные растения. Растерзаны, унижены люди. Но жива душа народа, жива его музыка, она помогает собраться с последними силами, она дает веру в Победу над врагом.

Песня, как и человек в огне войны, закаляется, мужает, помогает крепко держать оружие в руках, а в редкие минуты отдыха возвращает солдата в юность, вместе с ним вспоминает родной дом и любимых.

Немало произведений создано в дни боев на Курщине. Эта песни о полках и дивизиях, о подвигах и героях, о ненависти к врагу и глубокой вере в Победу. Собранные воедино, они представляют собой песенную летопись войны.

Командир 332-й стрелковой дивизии полковник С.Н. Перекальский участвовал в Касторенской операции. 30 января части его дивизии прошли через Касторную на запад. Боевой командир погиб в Курске 8 февраля 1943 г. на рассвете. Взрыв вражеской мины оборвал жизнь славного комдива, Героя Советского Союза.

В тех местах, где побывал германский нацист, где прокатилась его армия, его зовут «он». Горожанки, красноармеец, крестьянский мальчик и старик – мастеровой почти никогда не скажут « фашист», «германец», « противник» «враг», но всегда односложно и запечатлевающее - « он». Он - это олицетворение всего, принесенного иноземной волей. Он - это разорение, дно нищеты. Он - это война.

Наши бойцы слышали от местных жителей рассказы о бесчинствах оккупантов, о тяжелой доле девчат, угнанных в Германию. От лица такой девушки написал песню гвардии старший лейтенант Сергей Гуленков.Она появилась 2 июня 1943 г. в газете 6-й гвардейской армии Воронежского фронта « Боевой натиск».

Эта песня, как свидетельствуют материалы, положена на музыку и нашла дорогу к фронтовикам.

О Курской битве написано также немало книг, очерков, статей. Ей посвящены и фронтовые песни. Некоторые из них в язвительной форме иронизируют над провалом гитлеровских планов по захвату Курска.

Небольшую, но хорошую песню к годовщине Курской битвы написал гвардии капитан В.Демин. Ее напечатала 6 января 1944 года газета «Красный воин» .

Песни, рожденные в суровую пору, доносят до нас отзвуки былых сражений, голоса бойцов, принесших Победу, биение их горячих сердец. Поэтому они близки и дороги нам. Все это – песни самодеятельные, к сожалению, в суровых фронтовых условиях авторы не могли написать музыку. Ее хранили только уцелевшие бойцы.

Оккупанты искореняли все, что напоминало о советском образе жизни: переименовывали улицы , уничтожали гербы, портреты, памятники. Картельные функции захватчикам помогала выполнять полиция, сформированная из местного населения. Во главе городской управы стоял И. Смялковский, преданно служивший Германии.

Установив режим грабежа и запугивания, гитлеровцы одновременно развернули пропагандистскую кампанию, чтобы убедить курян в неизбежности победы Германии. Издавалась газета «Курские известия», в которой публиковались материалы ,прославляющие Гитлера, достижения германских вооруженных сил. Для простых людей был открыт кинотеатр «Новый мир» , где шла хроника успехов вермахта , а также выступления фюрера на различных митингах, парадах, раутах. Демонстрировались и художественные развлекательные фильмы «Ночь в Венеции», «Венская кровь», «Трукса», «Только любовь» и другие аналогичные . Те -же фильмы в «Виктории» демонстрировались для немцев. Здесь работал эстрадно-драматический театр.

Вражеская пропаганда распространяла среди населения лживые слухи о бегстве Советского правительства в Сибирь, о заключении мира с Германии и т.д.

За годы фашисткой оккупации области нанесен значительный ущерб материально-технической базе культуры, которая и до войны не была богатой. В Курске взорваны и сожжены здания цирка, летнего театра, музучилища и музшколы, в помещениях Белгородского и Старооскольского театров оккупанты организовали скотные дворы . Разграблена часть фондов картинной галереи, которую не успели эвакуировать в Уфу. Картины были замурованы в подвале галереи. Но об этом стало известно немцам, и они вскрыли тайник. Генерал Фон Дитфурт лично отбирал понравившиеся ему экземпляры, остальные картины сваливались в общую кучу.

Город словно затаился и вымер. Однако, листая подшивку местной газеты за 1942 год, между ужасающимися фактами пребывания фашистов находим объявление о концерте. Весь май пел в Доме пионеров Сергей Алексеевич Шевцов при участии Е. К. Козловицкой и В.М.Рождественского . В программе звучало русская и зарубежная музыка.

Играл и отличный пианист М.С. Брандорф. До войны он учился в аспирантуре Львовской консерватории , оказался в оккупации, был среди расстреливаемых жителей , но чудом остался жив- вылез из- под трупов. Неведомые пути привели его в Курск . Здесь Михаила Семеновича спас директор музучилища Николай Иванович Андриевский, взяв на работу. Недолго продолжалась концертная судьба Брандорфа. Немцы стали догадываться, что он еврей. Пришлось Михаилу Семеновичу бежать. Пробравшись на фронт, воевал вместе с частями Красной Армии. Когда после освобождения Курска Андриевского незаслуженно обвинили в сотрудничестве с оккупантами, Брандорф устроил Николая Ивановича во Львове, обеспечив работой и квартирой.

О деятельности Андриевского хочется сказать особо. Зарегистрировав музучилище . Теоретических дисциплин не было. Николай Иванович давал многим молодым людям справки о том, что они являются учащимися. К сожалению данное обстоятельство не учли, приписав ему коллаборационизм.

За время оккупации фашисты нанесли городу и области огромный ущерб: до войны в Курске проживало 132 тыс. человек, после 60 тысяч.

После освобождения города составной частью заботы курян о Красной Армии было их участие в культурном обслуживании воинских частей и госпиталей. Артисты Курского драматического театра организовали фронтовую бригаду. В сезон 1943-1944г.г. ими было дано 280 концертов. Кроме того, отдел по делам искусств при облисполкоме составил несколько концертных бригад, которые дали сотни шефских концертов для бойцов Красной Армии, в том числе для раненых и больных.

Бывший директор облдрамтеатра, заслуженный работник культуры РФ Агнесса Вениаминовна Фролова вспоминала: «с первых же дней после освобождения я часто выступала в госпиталях перед защитниками Родины - читала стихи. Было бесконечно трудно, но мне не забыть того волнующего состояния, которое испытывала, видя полностью забинтованное лицо и тело солдата, потерявшего веру в выздоровление и оживляющегося от проникновенной поэзии. Как я была счастлива, узнав, что тяжело раненым искусство целительно!».

Нужно отметить повседневный, внешний незаметный, героизм простых музыкантов, которые не хотели мириться с тяжелым положением в городе. Перед самой войной в планах концертов областной филармонии были выступления Большого театра, ансамбля московской оперетты, Вадима Козина, Изабеллы Юрьевой, Давида Ойстраха. Но в одночасье все было перечеркнуто и артистам Курской филармонии пришлось перейти на полулегальное положение, а ансамбль музыкальной комедии был расформирован в 1941 году.

Вот что вспоминает Нелли Алексеевна Рязанцева, которая в годы войны была одновременно и артистом, и бухгалтером тогдашнего немногочисленного коллектива филармонии: «В 1943г., после освобождения Курска, наша концертная организация помещалась на частной квартире на площади Перекальского . Артисты возвращались из эвакуации . К этому времени в ее составе были только 2 концертные бригады. В состав одной из них входили: артистка оригинального жанра Елизавета Петровна Коротич и два лилипута, вокалистки Александра Мордова, исполнявшая фронтовые песни, и Ольга Королева- русские народные.

В составе другой бригады были братья Сидоровы - цирковые артисты оригинального и спортивного жанра. Позже создали третью бригаду - сестры Федоровы. В качестве концертмейстера выступал баянист Вячеслав Тимофеевич Спиряев, ныне преподающий в музучилище. В основном артисты обслуживали воинские части. Но случались концерты и прямо на железнодорожных станциях во время остановок эшелонов с бойцами, которые проходили на фронт через Курск. Всегда желанными гостями артисты были в госпиталях, ездили с концертами в колхозе.

Позднее при новом руководстве был организован театр миниатюр , где ставились одноактные пьесы. Наконец, филармонии было отдано разрушенное здание музучилища и , отремонтировав несколько подвальных комнат, актеры перешли туда работать. Условия были тяжелыми, костюмы приходилось шить самим, играли на музыкальных инструментах, которые приносили с собой из дома. Не было транспорта, а работали в основном в отдаленных селах и деревнях, где выступали в неотапливаемых клубах и часто не было света. Но преодолевали все трудности, готовя новые программы и совершенствуясь. Больше стал состав филармонии: появились музыканты, танцоры, чтецы. Уставшие от войны люди с удовольствием слушали и великолепно принимали своих артистов и приезжавших в Курск всенародных любимцев.

В 1943 -1945г.г., здесь выступали, джаз Леонида Утесова , Давид Ойстрах, Клавдия Шульженко, Владимир Бунчиков и Владимир Нечаев, Любовь Орлова , Мстислав Ростропович. Концерты проходили в помещении Дома Офицеров, театра. Парка имени 1 мая.

Приводим воспоминания очевидцев, свидетелей тех лет . Среди них – И.А.Александрова, Н.А.Терентьева.

«Незабываемые мгновения подарил нам Леонид Осипович Утесов, выступая со своим джазом. Люди нашего, военного поколения , слушали «Вечер на рейде» , «Одессит Мишка» , охватывало волнение от образов сурового времени. Нам кажется, что секрет успеха Утесова не в большом голосе, не чуде актерского преображения , а в умении в каждой музыкальной миниатюре создать образ героя. Как удивительно подходят к нему слова одной из песен: «Как ротный простой запевала, я шел с ней сквозь ветер и дым, а голоса, коль не хватало, я пел ее сердцем своим». А разве можно забыть наш любимый дуэт - В.Бунчиков и В.Нечаев, которые с необыкновенной искренностью, простотой и задушевностью исполняли «Школьный вальс» И.Дунаевского, «Тельняшку» В.Терентьева, «Белокрылые чайки» Д.Прицкера. Горечь военных испытаний отступала во время их пения и на душе становилось гораздо легче.

Имя М. Ростроповича теперь стало легендой, а то военное время это был еще совсем молодой человек с открытым, общительным характером. На его концертах царила особенная атмосфера и, конечно, нас поразила его необычная манера игры и непринужденность в общении со слушателями».

«До сих пор помню,- вступает в разговор В.В. Василенко,- как пели наши любимцы: К. И. Шульженко и Д.Я. Пантофель-Нечецкая! Здесь был и популярный в то время репертуар «Вечер на рейде», «Синий платочек», «Давай закурим» и оперные арии. В их исполнении были простые живые чувства, яркие образы. Понятные всем мысли и переживания».

В 1944 году в Курске возобновилась работа Дома народного творчества, основанного еще в 1937 году , который стал центром по организации художественной самодеятельности.

Уже к концу того военного года при содействии при содействии ДНТ создано 978 коллективов художественной самодеятельности, а к марту 1945-го их было уже более 2 тыс. Созданы фольклорные хоры, исполнявшие старинные обрядовые песни в сопровождении оркестров народных инструментов в Большесолдатском, Беловском, Октябрьском, Валуйском районах. Хоры Большесолдатского и Беловскогорайонов в конце апреля 1946 года выезжали в Москву, где принимали участие в концертах, посвященных Дню Победы. Ряд номеров этих хоров записан на кинопленку, а музыкальное сопровождение переложено на ноты. Например, при Глушковском сахкомбинате, где руководителем стал вернувшийся из рядов Красной Армии режиссер И. Куликов.

Все 27 районов соловьиного края приняли участие в областном смотре художественной самодеятельности 1943-45 годов. На подведение итогов приехали 38 коллективов с общим числом исполнителей 411 человек.

Впечатляет жанровое разнообразие номеров смотра: здесь драматические, хоровые, балетные коллективы, квартеты народных инструментов, солисты – певцы, танцоры, музыканты. Особую ценность представляли фольклорные ансамбли, сохранившие старинные обряды, свадебные песни и пляски, имеющие музейную ценность народные костюмы и старинные музыкальные инструменты.

Исполнители были людьми разного возраста и социального положения. Из Пристенского района, например, приехал хор в составе семи человек в возрасте от 57 до 72 лет. Грамотой за участие в областном смотре художественной самодеятельности наградили хор жен фронтовиков Хохловского сельского совета Сажновского района. Республиканскую грамоту вручили ученику седьмого класса Поныровской средней школы А. Чумакову за авторское произведение – былину «Иван – богатырь». С собственным стихотворением «Я помню вечер» выступила студентка Курского педагогического института В. Хлебникова.

Судя по документам, смотр стал массовым . И хотя можно подвергнуть сомнению приводимую цифру, бесспорен тот факт, что смотр художественной самодеятельности 1943 - 45 состоялся!

Частушки, найденные нами на страницах областной газеты «Курская правда» за 1941 – 1945 годы, а также в фондах Государственного архива, пелись в разных районах Курской области . В них – память о времени и людях. Частушки начала Великой Отечественной войны представляют собой патриотические частушки, частушки – клятвы, в основе которых лежит обращение к девушки к любимому, отправляющемуся на фронт или в партизаны, с патриотическими наказами защищать Родину. Темы любви, дружбы, верности периода Великой Отечественной войны приобретают гражданское, патриотическое звучание. Тема беспримерного героизма советских воинов и партизан отражена в частушках военной поры. В частушках последних лет этого периода очень ярко и выразительно звучали темы близкого разгрома врага и победы, возвращения воинов домой и победы и встреч с любимой, наступления мирной жизни.

Частушки, устное народное творчество – дополнительное свидетельство народного характера Великой Отечественной войны 1941 – 1945 годов. Юмор и смех сквозь слезы – свидетельство силы духа русского народа. Это своего рода обращение наших предшественников к последующим поколениям, выраженное в такой самобытной форме.

Долгожданное 9 мая 1945 года. В День Победы все ее концертные бригады были отозваны в Курск, выступали на праздновании, а сценической площадкой служили им грузовые машины. В тот день для людей слилось воедино счастье, гордость, слава, страдания от страшных утрат. Смахивая слезы, улыбаясь, они дышали воздухом Победы. Жизнь победила! Мир победил! Это настроение царило в тот день на Красной площади Курска, заполненной народом. Из репродукторов неслась торжественная музыка, выступали курские артисты, все обнимались, плакали от счастья. Но тот, кто пережил этот незабываемый день, знает, сколько горя было в этих слезах. Окончился ужас войны, затихли залпы, и в наступившей тишине пришло сознание неизбывной трагедии. Тысячи не вернулись с полей битвы. Для них мир – неповторимый, озаренный светом любви, надежды – утрачен и не возродится никогда. Но будем жить, и помнить о музах, которые не молчали.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)