Справки  ->  Энциклопедии  | Автор: Никита Сидоренко | Добавлено: 2014-11-03

Развитие образования на Руси

Благотворители и меценаты в Тюмени

В 19 веке широко была развита благотворительность. Благотворительность — оказание безвозмездной помощи тем, кто в этом нуждается. Может быть, как в коллективных формах (фонды, организации), так и в виде индивидуального меценатства. Следует отметить, что основной чертой благотворительности и меценатства является свободный и непринужденный выбор формы, времени и места, а также содержания помощи. В нарицательном смысле меценатом именуют человека, материально помогающего искусству и культуре без цели немедленного получения прибыли.

История хранит имена тех, кто бескорыстную заботу о благополучии и красоте города считал важнейшим долгом перед богом и людьми. Благотворительность в купеческой среде была обязательным делом. На свою деятельность предприниматели смотрели не только как на источник дохода, но как на миссию, возложенную судьбою: Бог дает богатство в пользование и потребует отчета. Такие медсенаты как Чукмалдин, Текутьев, Колокольников, Машаров, Подаруев, Иконников, Ядрышников и многие другие купцы значительно улучшили жизнь тюменских граждан, вложив средства в развитие города. Благодаря им, в Тюмени появились больницы, бесплатные общественные библиотеки, храмы, театр и даже водопровод в Тюмени появился благодаря тюменским меценатам. Купец первой гильдии Андрей Текутьев на свои средства построил две больницы, мужское и женское приходские училища, тюремную школу, построил и содержал школу в деревне Борки. Одно из самых известных дел этого мецената – строительство драматического театра, которому покровительствовал в течение 26 лет. Перед кончиной завещал театр городу «со всеми пристройками и при нем движимым имуществом и обстановкою с тем, чтобы завещанное здание было предназначено исключительно под театр». Купец Николай Чукмалдин, выходец из крестьянской семьи, открыл в Тюмени первый музей, клуб приказчиков, Народный дом, бесплатную общественную библиотеку. В родной деревне Кулаково меценат построил частную среднюю школу и церковь в честь Святителя Николая Чудотворца. Вместе с Иваном Словцовым Николай Чукмалдин стоял у истоков создания Тюменского краеведческого музея, которому он пожертвовал собственную коллекцию редких книг и другие ценные экспонаты. Чукмалдин дал средства Александровскому реальному училищу для трех ежегодных премий на лучшие сочинения о Тюмени и Тюменском уезде. Благодаря поддержке Чукмалдина, в Тюмени имели возможность работать выдающийся художник Иван Калганов, издатель и фотограф Константин Высоцкий.

Среди представителей тюменского купечества, занимавшихся общественной и благотворительной деятельностью, особое место занимает семья Колокольниковых. Глава династии, купец первой гильдии Иван Колокольников был известен тем, что держал монополию на торговлю чаем на крупнейшей в Сибири Ирбитской ярмарке. Его торговые связи простирались далеко за пределы России. В 1895 году предприятие Колокольниковых перешло по наследству к старшему сыну купца — Степану Ивановичу. Купец первой гильдии Прокопий Подаруев на свои средства построил Александровское реальное училище, здание которого сейчас занимает Тюменская государственная сельхозакадемия. Благодаря Подаруеву Тюмень получила ипподром, также этот меценат принимал участие в строительстве первого в Сибири водопровода.

1851 году на средства купца Ивана Иконникова были высажены тысячи лип, берез, елей и сосен. Сад назван в память о визите в Тюмень будущего императора Александра II 31 мая 1837 года и был открыт в 1851 году, сразу став одним из любимых мест отдыха горожан. Здесь проходили гуляния, играл военный оркестр. В 1849 году на средства купца Ивана Иконникова была изготовлена для иконы серебряная риза с двумя золотыми венцами и 35-ю драгоценными камнями.

В благодарность за вклад в развитие города власти награждали меценатов орденами и почетными званиями. Прихожане Вознесенской церкви ходатайствовали о награждении тюменского купца первой гильдии Е. Котовщикова «за долголетнее (13 лет) служение церковным старостой и за значительные пожертвования (больше 22 тысяч рублей) в пользу церкви». Но бывали случаи, когда благотворители отказывались от правительственных наград, считая, что богом зачтутся лишь бескорыстные добрые дела.

Образование в России 19 века

Вам, наверно, не раз приходилось слышать: «Школа – второй дом». Это выражение справедливо не только для современной школы, но может быть даже в большей степени для школы 19 века. Она старалась влиять на жизнь ученика не только в своих стенах, но и вне их. В одном гимназическом уставе так и записано: школа «не только сообщает научные сведения, но и внушает воспитанникам правила доброй нравственности и честные убеждения».

В начале XIX века система подверглась коренной перестройке. Программа средней школы была расширена и усложнена, а обучение продлено до 7 лет (последовательно в четырёх видах учебных заведений – приходской школе, уездном и главном училищах и гимназии). Основной формой обучения податного населения продолжали оставаться школы грамоты. Для дворянских детей была создана сеть закрытых учебных заведений. Эти учебные заведения пользовались наибольшей финансовой поддержкой правительства. Для сравнения: один Смольный институт получал 100 тыс. рублей в год, в то время как все народные школы целой губернии – всего 10 тыс. рублей, причём, часть этих денег предназначалась на нужды больниц, богаделен и т.п. концу XVIII века в стране было 550 учебных заведений с числом учащихся около 60-70 тыс.

В 1860-90-е годы заметно вырос уровень грамотности населения (в среднем в 3 раза), в городе больше, чем в деревне (2,5 раза). Согласно данным всероссийской переписи населения 1897 г., средний уровень грамотности в Российской империи составлял 21,1%,среди мужчин – 29,3%, среди женщин – 13,1%. При этом высшее и среднее образование имели чуть более 1% населения. Таким образом, общий уровень образованности в России до второй половины XIX в. определяла начальная школа. Под влиянием общественности начальное образование получило значительный импульс к дальнейшему развитию. Среднее образование одновременно с гуманитарными классическими гимназиями (число учащихся в которых выросло в 60-80-е годы почти в 3 раза) давали училища – с 1864 года реальные (учебный план включал большой объём знаний по точным и естественным наукам) и с 1873 года коммерческие (где изучались – бухгалтерия, товароведение и др.). В период реформ открылись женские гимназии, которых к 90-м годам насчитывалось около 200;для дочерей православного духовенства действовало около 60 епархиальных училищ. По данным 1913 года, грамотные среди подданных Российской империи (за исключением детей моложе 8 лет) составляли в среднем 38-39%. Учителя считали позднее гуляние учеников по городу может вредно отзываться на их учебных занятиях. Педсовет единогласно определил: воспретить ученикам гимназии выходить из своих квартир позднее 6 (шести) часов вечера» (из «Правил соблюдения порядка и приличий учениками гимназии»). Специальный «сторож» (так он и назывался) проверял на дому, действительно ли болен отсутствующий на уроках ученик. Есть и кое-что похожее на сегодняшний день: «стали жучить за длинные вихры, за неаккуратное платье… (Греков)

Многие известные люди с печалью вспоминают «зубриловку», скучное преподавание, различные запреты. Нарушения и шалости скрашивали «тяготы учебы». «Можно было совершенно застыть от скуки или обратиться в автоматический зубрильный аппарат (что со многими и случалось). Шалунов нередко наказывали розгами, о которых сегодняшние ученики знают лишь понаслышке. Тогда существовала грустная традиция – пороть провинившихся поручали их же товарищам!

Еще одно распространенное наказание – едой: «оставление без обеда». Правда, ребята изобретали способы не остаться голодными. «Благонравнейшим» из взрослых учеников вменялось в обязанность воспитывать младших, «надзирать» за ними. Очень часто классы по составу оказывались разновозрастными. Ученики могли оставаться в первом классе лет по пяти! При таких порядках в младших классах рядом с десятилетними мальчуганами восседали юноши, годившиеся хоть сейчас под венец. Особенно в третьем классе можно было встретить верзил. Несмотря на такой «разномастный» коллектив, для всех действовали одни и те же особые «внутренние» правила, этикет. Например, говорить между товарищами ты, не было принято даже в младших классах. Несмотря на то, что по семи лет приходилось проводить юношам друг с другом, всё-таки вы не изменялось на ты… В старших классах доводили вежливости до смешного. Иные не только пожимали друг другу руки, но даже кланялись, здороваясь и прощаясь. Нетерпимо относились и к жадности, зазнайству, нежеланию помочь товарищу в учебе» Гимназический принцип строгости, порядка, единообразия отражался во внешнем облике ученика. Его форма напоминала военную: невероятно блестящий, но и крайне несуразный гимназический мундир николаевских времен. который называли «спереди кофта, а сзади фрак», с громадным, шитым золотым позументом воротником, который держал все тело в неестественном положении. Пальто, шапка, фуражка тоже форменные. Причем на головном уборе, на кокарде – сокращенное название и номер учебного заведения в обрамлении серебристых лавровых листочков. В такой форме сразу чувствуешь ответственность! Ученика в 19 веке, как, в общем, нельзя представить себе без формы.

Распорядок дня гимназиста был так же строг и регламентирован – ребята учились и отдыхали строго по минутам. Обычно расписание уроков утверждалось осенью и не менялось до конца учебного года!

Среди школ были еще пансионы – там, где ребята учились и жили. В пансионе даже во время прогулки ребята изучали иностранный язык. А придумано это было так: вставали из-за стола и, невзирая ни на какую погоду, отправлялись под надзором дежурного учителя гулять. Учителями этими являлись в один день француз, а в другой русский, и соответственно этому на прогулках было обязательно говорить не иначе как по-французски или по-русски. Самый важный момент жизни ученика – урок. В младших классах ребят было очень много. Поэтому учителя поручали лучшим из учащихся (их называли аудиторами) спрашивать остальных. Наверное, одной из самых неудачных идей той, старой, школы было дословное заучивание больших текстов из учебника. Ребята называли это зубрежкой или долбежкой, долбней. По тому же принципу изучали греческий и латинский языки (основные предметы в гимназическом образовании) – то есть зубрили. Жизнь гимназиста и школьника состояла не только из одного повседневного труда. Например, новый учебный год начинался с праздника – торжественного акта. Ну, и конечно как не вспомнить балы! В день бала открывался буфет: чай, лимонад, морс, пирожные, бутерброды, конфеты. Приглашался оркестр (или пол-оркестра, потому что целиком он бывал очень велик). Бал обычно состоял из двух отделений. В первом гимназисты разыгрывали на сцене какой-нибудь водевиль, отрывки из юмористических рассказов Чехова, пьес Островского и других драматургов. Иногда вместо спектакля силами гимназистов готовился концерт. В конце отделения выступали родители учащихся. Второе отделение - танцы до трех часов ночи! К этому времени и танцоры, и музыканты уставали. Наконец, объявляли последний вальс, а после него - «вышибательный» марш, который играли сами гимназисты. Такова была традиция. Конечно, гимназисты провожали своих дам. (Кстати в 19 веке девочки учились отдельно от мальчиков – в специальных образовательных заведениях, где преподавались особые предметы – в основном из области домоводства).

Одним из самых увлекательных внеклассных занятий на протяжении всего 19 века было издание рукописных журналов. В них «публиковали» стихотворения, басни, сатиры. В гимназиях проводились литературные беседы, длившиеся иногда до ночи: Литературные беседы и журналы – знаки хорошего культурного уровня школы.

В конце 19 – начале 20 века появился кинематограф. Но во многих школах ученикам запрещалось посещать «синема». Экзамены проходили примерно так же, как и сейчас. Кстати, были и вступительные – если желающих попасть в гимназию оказывалось больше, чем мест.

Помощь тюменских купцов образованию

Первая школа в Тюмени появляется лишь в 1761 г., когда при мужском монастыре была открыта латинская школа, впоследствии преобразованная в славяно-русскую. Школа просуществовала до 1783 г. Первое светское учебное заведение – двухгодичное малое народное училище – было открыто в 1789 г. Содержание училища обходилось городскому обществу в 200 рублей. Дом для училища был предоставлен бургомистром купцом Прасоловым. Училище имело статус всесословного, т.к. обучались там дети всех сословий, за исключением крепостных крестьян. Среди предметов преподаваемых в училище были арифметика, чтение, письмо, история, география. В 1817 г. тюменское малое народное училище было преобразовано в уездное. В 1845 г. в Тюмени имелось уже два училища: уездное и Заречное приходское. По ведомству народного просвещения числилось 10 человек чиновников (7 муж. и 3 жен.) и 4 нижних служителей (3 и 1 соответственно). Первая женская школа была построена двухэтажной в 1856г. на средства тюменского купца К. К. Шешукова. На первом этаже здания размещались учебные классы, на втором - комнаты преподавателей. В 1871 г. она была реорганизована в четырехклассную прогимназию с приготовительными классами. В прогимназии изучали историю, географию, естественную историю, русский язык, математику, Закон Божий, рисование, пение, иностранные языки, рукоделие. Позднее прогимназия была преобразована в женскую гимназию. В 1901 - 1904 г.г. для прогимназии было выстроено новое здание, которое было признано одним из лучших в Сибири. Сегодня в этом здании располагается административный корпус Тюменского университета. Степан Колокольников прославился своим значительным вкладом в развитие народного образования в Тюмени. На его средства в городе были построены здания женской гимназии и Затюменского народного училища, а также Коммерческое училище с восьмилетней программой обучения.

Уездное училище располагалось на ул. Подаруевской (совр. Симакова), построено оно было на деньги городского головы К. Шешукова в 1853 г. В эти же годы (1853-55 гг.) тюменское купеческое общество купило для Заречного (расположенного за рекой, в нижней части города) приходского училища 2-хэтажное здание. В старших классах уездного училища в программу преподавания были включены: делопроизводство, бухгалтерия, изучение сельского хозяйства, что позволяло получать практические навыки.

По положению 1874 г. уездные училища были переименованы в городские. Тюменское городское училище представляло собой 3-годичную народную школу. Позднее городское начальное училище было переименовано в высшее начальное, и окончание его давало право поступления в средние учебные заведения. Второе высшее начальное училище было преобразовано из городского училища в 1910 г.

В 1879 г., с возрастанием потребностей в технических квалифицированных кадрах, в Тюмени открывается Александровское реальное училище. Училище состояло из двух отделений: научного и технического, а также имело "зал для художественного и технического рисования, прекрасную библиотеку и отличный музей. Двухэтажное здание училища по праву считалось одним из самых красивых каменных зданий Тюмени. На первом этаже здания располагались квартира директора училища, канцелярия, физический, механический и естественно-исторический кабинеты. Второй этаж был отдан под классы, кабинеты, актовый и рисовальный залы, библиотеку и комнату педсовета. Полуподвальный этаж училища также был оборудован под кабинеты и мастерские и, кроме того, включал в себя гимнастический зал. В июле 1879-го года Словцов был назначен директором Тюменского Александровского реального училища. В 1886 году училище посетил известный американский путешественник и публицист Г. Кеннан, который писал: "...училище находится в самом большом и красивом здании города и состоит из двух отделений: одного, чисто научного, и другого, технического. В последнем находится паровая машина, станки и все необходимые орудия. В чисто научном отделении - физический кабинет, богато снабженный всеми нужными приборами, даже телефонами системы Белля, Эдисона и Дольбера и фонографом; химическая лаборатория обставлена с таким совершенством, какого я нигде не видал, зал для технического рисования, прекрасная библиотека и отличный музей".

Училище было построено по проекту петербургского архитектора Воротилова на средства тюменского городского головы Подаруева П.И. Газета "Тобольские губернские ведомости" сообщала, что 15 сентября 1879 года "совершилось в городе Тюмени открытие второго в Западной Сибири реального училища. Дом для училища обязался выстроить на свои собственные средства тюменский городской голова, потомственный гражданин города Прокопий Иванович Подаруев". В первое время после открытия в училище было основное и коммерческое отделения, а также в седьмом дополнительном классе – химико-технологическое и механические отделения. Однако, в 1886 г. коммерческое отделение было закрыто из-за нехватки учеников, в 1889 г. перестал существовать дополнительный класс. А чуть позднее закрылись химико-технологическое и механическое отделения. Вместо них в 1893 г. был открыт приготовительный класс. Директором училища с момента основания и в течении 35 лет был И.Я. Словцов (купец). Выпускники училища имели возможность без экзаменов поступать в петербургский технологический институт. Выпускниками реального училища были М.М. Пришвин, Л.Б. Красин, С.И. Карнацевич и др.

С 1905 г. открывается начальное училище, основанное на деньги Колокольниковых. Здесь бесплатно обучалось 180 учеников, причем их обеспечивали учебниками и письменными принадлежностями, а наиболее бедных – даже одеждой.

В 1910 г. открывается частное восьмиклассное коммерческое училище Колокольниковых, дававшее среднее профессиональное образование. Помимо общеобразовательных в училище преподавались специальные предметы – счетоводство, товароведение, бухгалтерия и экономическая география.

Местный купец миллионер Андрей Текутьев на свои средства построил тюремную школу, школу в деревне Борки (учителям платил зарплату из своих денег).

в 1911 г. на деньги купцов была основана трехлетняя ремесленная школа- ремесленное училище.

Еще одно ремесленное училище – Владимирское сиропитательное заведение – было учреждено в 1872 г., и занималось воспитанием и обучением сирот. В 1898 г. воспитанников было в наличии 57 человек (31 девочка и 26 мальчиков). Педагогический коллектив состоял из священника и учительницы. Помимо общеобразовательных предметов, мальчиков обучали сапожному ремеслу, а девочек шить и вязать.

В начале XX в. в городе насчитывалось 2 средних, 1 профессиональное, 2 высших начальных, 13 городских приходских училищ и 9 церковноприходских школ. В 1914 г. открылась русско-татарская школа, в которой обучалось около 50 учеников, детей тюменских мусульман.

Чукмалдин внес свой вклад в развитие народного образования в Тюмени, занимался поддержкой общества попечения об учащихся, выделил реальному училищу средства на три ежегодных премии за исследования о Тюмени и Тюменском уезде.

В 1919 г. в Тюмени уже было около 30 школ, 4 высших начальных училища (2 мужских и 2 женских), ремесленная школа и несколько приходских учебных заведений.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)