Культура  ->  Литература  | Автор: Плетнева Наталья Анатольевна | Добавлено: 2015-03-02

Образ свечи в поэзии Анны Ахматовой

Анна Андреевна Ахматова создала одну из самых замечательных лирических систем в истории русской поэзии. Но лирику она никогда не мыслила как спонтанное излияние души. Для поэтессы лирические стихи - глубочайшие преображения внутреннего опыта. По словам Анны Андреевны, лирика – это перевод душевных излияний «в царство другого слова, где нет стыда и тайны принадлежат всем».

Подобное высказывание справедливо, ведь в лирическом произведении читатель хочет узнать не столько поэта, сколько себя. Поэтому лирика парадоксальна. Будучи самым субъективным способом художественного выражения, она тяготеет к всеобщему, как никакой другой род литературы.

Искусство претворяет в своих образах индивидуальность явлений, чтобы они ещё более отчетливо, ярко и законченно воплощали в себе общие особенности. По законам поэтического воображения поэт смеет говорить в своих произведениях о самом личном, поскольку из личного оно уже стало всеобщим.

Такое лирическое «самовыражение» поэта может осуществляться по-разному. Поскольку этот процесс скрыт от непосредственного влияния со стороны и недоступен для художественного воспроизведения в его собственных формах, то особое значение приобретают те виды образности, которые используются автором для непосредственного выражения лирического содержания.

Соотношение в составе художественного образа как основного средства выражения замысла автора двух основных компонентов: предметного и смыслового - позволяет говорить о возможности создания в поэтических текстах предметных, обобщенно-смысловых и структурных образов.

В поэзии Ахматовой предметность слова сочетается с поэтическим контекстом, резко преобразующим его, динамика неназванного - с напряженностью смысловых столкновений. Это поэзия, переработавшая опыт двух веков русского стиха.

Если сравнить первый (1910-1930) и второй (1940-1960) периоды творчества Ахматовой, то становятся очевидными перемены в обращении поэтессы к тем или иным видам образности, связанным с изменением её поэтического метода.

Представляется интересным обратиться к данной проблеме на примере анализа образа свечи в произведениях поэтессы.

Образ свечи выбран неслучайно. В мировой поэзии он используется достаточно часто и широко, но в творчестве Анны Андреевны Ахматовой встречается эпизодически, поэтому не стал одним из ведущих.

Кроме того, образ свечи в стихах Ахматовой никогда не становился предметом специального исследования.

Предметность в стихах А. Ахматовой и традиции акмеизма

Творчество Ахматовой критики 1910-20-х годов рассматривали почти исключительно в её отношении к акмеизму. Позже поэтесса сетовала, что её «заморозили» в 1910-х годах, не хотят видеть её творческой эволюции.

Тем не менее, акмеизм оказал определённое влияние на формирование характера образности, особенно в произведениях 1910 – 1930-х гг.

Акмеизм – течение в русской поэзии 1910-х годов. Программа акмеистов была проста. В отличие от символистов они принимали мир - реальный, звучащий, красочный. Обращение к миру освобождало их поэзию от символистских порывов к «идеальному», меняло взгляд на природу художественного образа. Образ перестал быть для них многозначным и текучим, не наделялся больше сложным метафорическим смыслом.

Акмеисты провозглашали возвращение к материальному миру, предмету, к стихии «естества», точному значению, овеществлению слова

Подобное отношение к вещи, а также к слову и образу как средствам её выражения в произведении, нашли свое отражение в ранних стихах Ахматовой.

Но обратившись к «стихии вещи», она переосмыслила материальный предмет в соответствии со своим творческим видением.

Ахматова обладала уникальной способностью понимать и любить вещи именно в их непонятной связи с переживаемыми минутами. Часто она точно и определенно упоминает в своих стихах какой-нибудь предмет: перчатку на столе, облако на небе, подобное овечьей шкурке, желтый свет свечей в окнах спальни и многое другое. Эти упоминания, казалось бы, не имеют отношения ко всему стихотворению, но именно из-за них мы ярче и глубже чувствуем остроту переживания лирической героини, ту хрупкую пронзительность, которая пронизывает всё стихотворение.

Одним из таких предметов в лирике Ахматовой является свеча, которая предстает в самых различных образных ипостасях.

Свеча как предметный образ и его иерархические варианты

Для первого периода творчества А.Ахматовой характерна предметность, слово, не перестроенное метафорой, но резко преображенное контекстом.

Свеча в произведениях этого времени выступает преимущественно как предметный образ.

Диапазон предметных образов очень широк. Этот вид образности представляет собой сложную систему, состоящую из ряда уровней, которые соотносятся по принципу «большое сквозь малое».

В целом, структура предметного образа иерархична, она складывается, подобно мирозданию, через объединение на высшем уровне частиц низшего уровня. Образ малого входит в образ большого, и этот принцип пронизывает все произведение.

Вещь в стихе остается вещью, конкретностью, но получает обобщенный, расширенный смысл.

Первый, «поверхностный» уровень предметного образа – образ-деталь. Диапазон образа-детали варьируется от подробности, обозначенной одним словом, до развернутого описания состоящего из множества подробностей. Образы этого уровня, как правило, статичны, описательны, иногда фрагментарны.

В лирике предмет материального мира обычно не наделен существенным смыслом сам по себе. Даже там, где свеча у Ахматовой выступает в качестве бытовой детали, она не имеет самоценного значения как средство освещения, но, прежде всего, служит выражению лирического содержания стихотворения.

В стихотворении «Страх, во тьме перебирая вещи…» (1921) свеча снова не имеет иносказательного значения, выступает как конкретная деталь, но помогает лучше передать эмоциональное напряжение героини, её страх. Смятение, тревога, беспокойство заставляют героиню во мраке видеть причудливые образы, наделять их человеческими чертами и повадками. Некий призрак с глянцевой черной бородой стучит, плещется водой, прячет спички и задувает свечу, чтобы стало темно, чтобы стало страшно.

Образы детали первого уровня предметного образа, складываясь, составляют второй уровень – «фабульный». Он пронизан действием, которое связывает воедино все предметные подробности. Этот уровень состоит из образов внешних и внутренних движений: событий, поступков, расчетов и помогает воплотить сюжетную сторону произведения. Жесты, действия и поступки, связанные с предметами и явлениями внешнего мира, Ахматова включает в образ переживания.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)