Дом  ->  Мода и красота  | Автор: Кадирова Шагира Нургалеевна | Добавлено: 2015-03-20

Национальная башкирская одежда

От наших предков до нас дошло богатое наследство – традиционная одежда, которая за многовековую историю выработала свои особенности, в том числе и свой яркий художественный язык, выражающий эстетические идеалы народа, которые меня интересуют.

Историко-географические особенности народного башкирского костюма: он служил наиболее ярким определителем национальной принадлежности человека. Его стиль, конкретный образ складывались в ходе многовековой истории и зависели от природных, хозяйственных условий, в которых обитал народ, от домашнего уклада и производственных навыков. В костюме воплощались художественно – эстетические идеалы, находил отражение духовный мир людей. По рассказам пожилых людей раньше по одежде можно было определить русского или башкира, татарина или еврея, грузина или узбека и т.д. Традиционный праздничный наряд являлся непременным атрибутом обрядов и торжественных церемоний. В башкирском наряде представлена одна из наиболее ярких сторон традиционной художественной культуры. Истоки этой культуры, берут начало в центрально – азиатском регионе в среде кочевых племён в основном тюркского происхождения. Прослеживаются и ранние азиатские взаимодействия башкир с иранцами, тунгусами, монголами и другими народами Сибири, Ближнего и Дальнего Востока. Обосновались башкирские племена, разделив весь Южный Урал на родовые вотчины, занимались скотоводством, охотой, рыбной ловлей, бортничеством, сбором плодов, ягод и корней растений. В степях и предгорьях паслись табуны коней, отары овец и стада коров, в южных и восточных районах верблюды. Кочевые племена покрывали сотни километров, продвигаясь в поисках подножного корма своим табунам и стадам, подвергаясь воздействию насекомых: оводов, слепней, комаров и мух.

Вся одежда башкирского народа создана для того, чтобы зимой спасать от холода, а в тёплые месяцы, быть комфортной. Об открытой одежде не могло быть и речи. К тому же религиозные исламские традиции запрещают носить открытую одежду женщинам и мужчинам. Традиционная одежда тесно связана с жизнью народа, создавалась этнической общностью. Поэтому её основные элементы по форме были общими для всей этой общности и носили ярко выраженный этнический характер. Башкирская одежда формировалась в сочетании традиций степных кочевников и местных осёдлых племён. Повседневные и праздничные формы, одежда бедняков и богачей различались лишь качеством тканей и украшений. Она многообразна и оставляла широкий простор для развития яркой индивидуальности. Ни один элемент одежды даже одного возраста и одной и той же территории, не повторял другой. Испокон веков одежду себе и своим близким башкирская женщина старалась изготавливать сама, вкладывая в это увлекательное дело всё своё умение, талант, душевную теплоту и эстетический вкус, терпение и любовь. Большое влияние на самобытную культуру башкир оказали русские. Анализируя все доступные источники информации, необходимо выделить следующее: общее в зимней одежде у башкир повсеместно: тулупы чуть не до земли, кушак, малахай из лисьих шкур на голову или стёганые шапки, иногда отороченные мехом, валенки – самокатки, стёганый бешмет, рубаха-косоворотка, тюбетейка под малахаем, штаны.

Обувь зимняя – валенки – буйма. Летняя обувь – сарыки – из войлока. Готовили сукно из овечьей шерсти на станке, затем плели верёвку – кысмау из овечьей шерсти. Туфли готовые покупали и к ним пришивали голенища, которые перевязывали кысмау. В мужской одежде в начале XX века были распространены несколько укороченные рубахи, камзолы, короткие казакины, штаны с широким шагом, шаровары общеевропейского образца, на голове – тюбетейка с плоским верхом из черного бархата (кэлэпуш), на ногах ситек – кэвеш или штиблеты. По своему основному назначению она была довольно разнообразна: лёгкие халаты, камзол, казакин, бишмет, чоба, билле чикмен, билле тун – тулупы . Мужские камзолы имели длинные рукава, глухой ворот, спереди их застёгивали на пуговицы. Казакин – легкая длиннополая. Почти до икр или короткая до колен, с длинными рукавами одежда. Бишмет по покрою похож на казакин, длиной до икр; он утеплялся ватой или овечьей шерстью. Шуба приталенная – наиболее древняя меховая одежда. Шили из дубленых овчин, мехом внутрь. Одежда с прямой спинкой имеет следующие разновидности: жилен, туры чикмэн, толып, туры тун, кабтал. Обязательным атрибутом башкира является пояс – билбау из фабричной материи в длину до 5 метров, а ширину 60-70. Им подпоясывали верхнюю одежду. Головные уборы мужчин, как и другие элементы одежды, делятся на домашние и выходные. К первой разновидности относится тюбетейка - небольшая, надеваемая на верхнюю часть головы, шапочка, шили из материи и украшали вышивкой – шелками, золотой и серебряной канителью, бисером, блестками. Второй тип тюбетейки с плоским верхом и твердым околышем шили почти исключительно из бархата (кэлэпуш). Носили также: меховые шапки, малахаи, закрывающие уши и шею, шляпы. Шапки из меха зверя носили и женщины. Обязательную принадлежность костюма (повседневного и праздничного) составляет обувь: чулки (оек)- суконные (ула оек), холщёвые вязаные (киндер оек), из шерстяных ниток . Вязаные чулки встречались повсюду у башкир Южного и Среднего Урала. Они нередко имели форму носков (оекбаш). Носились они в сочетании с суконными или холщёвыми чулками или надевались под портянки. Обувь по материалу её изготовления делится на виды: кожаную, лыковую, валяную. Ичиги (ситек) – сапоги из мягкой однотонной, чаще чёрной кожи: юфти, сафьяна, бахилы. Сапоги (итек, кун итек) – кожаная обувь с высоким голенищем и на твёрдой подошве. Лыковая обувь – лапти – сабата, башмаки. Их больше носило сельское население как более легкий и удобный вид обуви, на полевые работы.

Особое распространение они имели в Приуралье, где в изобилии росла липа. Валяная обувь так же, как и кожаная имеет две разновидности: с коротким голенищем (балунка, киез ката-сл.15 -16) и с высоким голенищем (киез итек, пима) – это зимняя обувь. Обувь женская по материалу и по форме имела много общего с мужской обувью. Отличительной чертой традиционной обуви башкирских женщин является её узорность и многоцветье.Основу женской одежды составляло длинное отрезное в талии платье (кульдек, кульмяк) с оборками, передник, камзол, украшенный позументом и серебряными монетами и штаны – ыштан. Верхняя одежда – распашные кафтаны (елян) и чекмени из цветного сукна, отделанные позументом, вышивкой, монетами. В будни и праздники непременной частью женского костюма были передники с небольшими нагрудниками – ал япкыч. В украшениях женского костюма, прежде всего, выделялся нагрудник на матерчатой основе – тушелдерек, аппликация из разноцветных кусочков тканей и монетами. Из других украшений носили бусы, застёжки из монет, серьги, кольца, перстни. Молодые женщины носили нагрудные украшения (солтяр, haкал) из кораллов и монет. С древнейших времён в костюмах всех народов головные уборы являлись обязательным атрибутом. Они несли функцию не только декоративного оформления костюма, но и, в своей орнаментации, охранно-магическую роль. Головные уборы, входящие в единый стилевой комплекс, оберегали голову от дурных воздействий. Не случайно любая религия также предусматривает покрытие головы. Головной убор женщин (кашмау) – чепец из коралловой сетки с серебряными подвесками и монетами, с длинной, спускающейся по спине лопастью, расшитой бисером и раковинами – каури . Девичьи традиционные головные уборы в основном представлены в виде шапок . Бытовали девичьи шапки с открытым и закрытым верхом, (такыя калпак) – шлемовидная шапочка, также покрытая монетами, носили также колпачки, платочки. Молодые женщины носили яркие головные покрывала. Оригинальный калфак в деревнях Южного и Среднего Урала представлял нижний головной убор женщины. Калфак надевается или укрепляется на волосы (ближе ко лбу) и сверху покрывается платком. Независимо от размера, бархатный калфак состоит из двух частей, из мягкого верха – капчык и твердого околыша – мангайча.

В национальной одежде женщин по контуру лица надевали, унизанные монетами, матерчатые украшения – сагылдырик . Украшения – различного рода серьги и бусы, браслеты и перстни, косники, застёжки – изготавливались из серебра, кораллов, бисера, серебряных монет. Применялись вставки из бирюзы, сердолика, и других уральских минералов, драгоценных и полудрагоценных камней, цветного стекла. Башкиры издревле знакомы с кузнечно–ювелирным ремеслом, выплавляли чугун и железо, местами вели разработку серебряной руды, из которой изготавливали разнообразные ювелирные украшения. Кроме этого, украшения, как и многие ткани, обувь, посуду, и разнообразные товары привозились купцами по Великому шёлковому пути на Южный Урал. Калоши пришли позже. Их уже с вязаными чулками или носками из овечьей или козьей шерсти до сих пор носят в деревнях бабушки. Кроме использования выделанных кож крупного рогатого скота и лошадей, шерсти животных, башкиры изготавливали пряжу из растительных волокон: в их производстве много общего с навыками обработки растительного сырья у народов Поволжья и много общего с ткачеством в южном земледельческо–скотоводческом мире народов Южной Сибири, Средней Азии и Восточной Европы. Использовалась конопля – киндер. Домашнее производство конопляных нитей существовало у башкир ещё в XVIII веке. В Аргаяшском районе оно жило и в XX в. У пожилого поколения сохранилось в памяти название «киндер штан» - штаны из конопли. Именно в это время были зафиксированы нередкие в ту пору случаи употребления и крапивы. «Холст ткут они больше из крапивы, а иногда и из пеньки, но всегда претолстый и узкий», писал о башкирах И.Г. Георги. Об обработке крапивы и конопли, изготовлении холстов, шитьё из них одежды сообщали П.С. Паллас и И.И. Лепёхин. . У Гиниятуллиной М. в с. Кузяшева дома стоял материн ткацкий станок примерно до 1980г. и её мать на нём ткала узкие половички.

Такие же примерно узконавойные станы были у башкирских мастериц в южной Башкирии. А у северо-восточных башкир встречаются эти станки, на которых ткут узкие, выполненные в национальных традициях, полотенца. Шили женские платья из домашних тканей повсеместно. В юго-восточных горных и степных районах холщовые платья окрашивали разноцветными растительными красками или нашивали две – три узкие цветные ленты. У северо-восточных (приуральских), челябинских и курганских (зауральских) башкирок подол окаймляла вышивка, использовалась и аппликация. . Украшение подола было принято у всех башкир. Орнаментировались также концы рукавов, ворот. Нередко воротник выкраивался из ткани другого цвета, в тон ему подбирались ластовицы. Для традиционного быта башкир было характерно использование в костюме, наряду с домашними, покупных тканей. Поставщиками шелков и парчи были среднеазиатские купцы, осуществлявшие торговлю с Великого шёлкового пути, в Сибирь, Поволжье и Приуралье. В северных районах Башкирии в условиях осёдлости получило развитие узорное ткачество. Нарядное полотно шло на пошив женских платьев, мужских рубах, штанов, головных покрывал. С деревенским бытом связан расцвет вышивального искусства. Выделялся северо-восток не только тамбурной вышивкой, но и цветной перевитью. В Зауралье – счётной гладью.

Декор верхней одежды: аппликация, вышивка шерстью, шёлком, нашивка кораллов, сердолика, перламутра, раковин, серебряных пластин отличается на юге самобытностью, в которой угадывалось влияние восточных культур. Повсеместно в народных костюмах обнаруживаются искусные умения: узорное тканьё, вязание, всевозможная вышивка, аппликация, составление украшений из нанизанных на нити кораллов, из монет, ювелирное ремесло, орнаментация кожи. Высокое мастерство исполнителей объединяло детали в гармоничный ансамбль, подчинённый единому художественному замыслу; сила индивидуального творчества рождала неповторимые варианты привычного. Поэтому при каждой новой встрече с творчеством башкир можно обнаружить немало открытий и находок: Челябинская обл., Курганская, Свердловская обл. , Башкортостан . Например, в нашей области, Курганской и Свердловской областях теперь очень редко можно встретить традиционную одежду и украшения.

В юго-восточном Зауралье, на границе с Казахстаном, практиковалось утепление одежды пластами овечьей и верблюжьей шерсти. Вырабатывалось домашнее сукно (але) естественного белого или коричневого цвета. Тонкое сукно (бустау) употреблялось для праздничной верхней одежды, грубое (малля) – для повседневной. Из сукна шили женские и мужские чекмени, тёплые штаны, чулки, делали голенища обуви, мужские головные уборы. Для уплотнения сукно сваливали, поливая горячей водой и катая в рулоне. На юге Башкирии из шерсти и козьего пуха ткали женские шали и мужские шарфы. Во всех башкирских деревнях из шерстяной овечьей пряжи, иногда с добавлением пуха, вязали и вяжут варежки, шарфы, платки, кушаки, чулки, носки, тёплые кофты и свитера. В 18-19в.в. в южных аулах было распространено изготовление пуховых платков, выросшее к началу XX столетия в промысел - знаменитые оренбургские пуховые платки. Из выделанных коровьих и лошадиных кож местные сапожники в 19 в. и ранее шили башмаки, глубокие калоши, сапоги. Из тонкой козьей кожи: сафьян, шевро шили сапожки ситек. Нередко, изготавливая те или иные виды обуви, сочетали кожу с сукном, войлоком, реже - с домашним холстом. При изготовлении одежды находили применение шкуры, и мех диких зверей. В фольклорных и этнографических источниках встречаются упоминания о шубах и головных уборах из рысьего, лисьего меха, из заячьих и беличьих шкурок, из шкуры молодого медведя, волка. Бобром и выдрой оторачивали праздничные шубы и головные уборы. Башкирская вышивка отличается от русской тем, что основана на воспроизведении только растительного орнамента из изогнутых ветвей с листьями и цветами, выполненными тамбуром на чёрном, тёмно-синем, фиолетовом сатине, который символизирует землю. Тамбурная вышивка относится к очень древнему виду творчества азиатских народов и выполняется как по предварительно нанесённому на ткань узору, рисунку, так и без него «на глаз». Узоры, используемые в тамбурной вышивке, отличаются большим разнообразием мотивов и их вариаций: они плоские и лёгкие, богаты разнообразной расцветкой. Они черпались из окружающей природы. Из глубокой древности дошли условные знаки – символы: прямой горизонтальной линией обозначалась поверхность земли, волнистой – вода, кругами, квадратами или ромбами изображали Солнце и Луну. Многие узоры и украшенные ими предметы считались оберёгами. Так можжевельник, шиповник, рябина считались растениями счастья. По сей день принято использовать их цветы, ветки, как талисман. Роза считается знаком красоты и любви. А один из первых весенних цветов и излюбленный элемент в татарском орнаменте – тюльпан является символом возрождения. Цветочный букет в вышивках считается символом и древом жизни. Мотив птицы или птичьего пера издревле считается у тюрков символом Солнца, света, равно как присутствие красного цвета. Многие вышивальщицы собирают старинные узоры и применяют в своём творчестве.

Таким образом, узоры народной вышивки, являющиеся молчаливыми свидетелями прошлого, можно сравнить в какой-то степени с письменными источниками. Применяемые в разных формах и стилях одежды, вышивка, как народное искусство, передаваемое из поколения в поколение, свой первоначальный смысл теряла, но сохранила для нас красоту орнамента, которая теперь украшает нашу жизнь и быт.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)