Культура  ->  Музыка  | Автор: Денис Петров | Добавлено: 2014-11-18

Влияние рок музыки на подростков

В истории развития музыкальной культуры рок – музыка вызвала самые большие споры, разноречивые мнения. Рок – музыка является неотъемлемой частью молодежной культуры. Молодежные проблемы обострились еще в 50 – х годах 20 века. В нашей стране они стали актуальны в 80 – х. Наиболее проницательные исследователи выдвинули догадку: молодежная культура обладает культуротворческим зарядом, и по формам её проявления можно прогнозировать не только будущее культуры, но и существования российского общества.

Рок-музыка нашего времени находится в прямой связи с развивающейся культурой молодых, постоянно тревожит умы слушателей и призывает их осознать болезни цивилизации и относится к ним терпимо.

Рок – музыка не стоит на месте, появляются множество стилей, ярких и интересных групп. Она постоянно преображается, с ней меняется не только публика , но и восприятие музыкальных композиций.

Значение рок – музыки в мировой художественной культуре

Для того чтобы отыскать корни развития рок-культуры, необходимо перенестись в середину XX-го столетия. Первооткрыватели и прародители стиля жили в 50-е годы прошлого столетия, когда только начинали появляться первые результаты их творчества.

Как часть массовой культуры второй половины ХХ - начала ХХ1 вв., рок-музыка является объектом неослабевающего внимания - споров, размышлений и исследований. Часто, несмотря на стилевое многообразие, она рассматривается как некое внутренне противоречивое целое, выполняющее в общем культурном контексте оппозиционную роль. Многие люди, особенно взрослые, думают, что рок разрушает, учит плохому , пагубно влияет на развитие мировоззрения и внутреннего мира подростка. Такой подход к теме формирует представление о рок-музыке как внутренне слабо дифференцированном пласте массовых жанров, развивающемся на периферии художественной культуры.

Этот облик не соответствует как внутрижанровой структуре рок-музыки, так и её положению в современной массовой культуре. Причиной этому является недостаточная исследованность рок – музыки, стереотипы и поверхностность слушателей. Это приводит к неполноте знаний о современной художественной культуре как процессе взаимодействия различных её компонентов.

Отрицание рок – музыки как части современной культуры, в которой она занимает далеко не последнюю роль, затрудняет прояснение не только её художественных черт, но и особенностей восприятия рок-композиций. Существующие в этой области исследования, основываются прежде всего на методологии социально-психологического подхода. В нём уравниваются особенности языка и эстетические закономерности разных стилей рока, их близость или отдалённость от общего процесса развития современной музыкальной культуры.

Объективность исследований рок-музыки затрудняется особенностями слухового анализа её музыкальных текстов. Все зависит от её стилистики, особенностей восприятия, междужанровых и межкультурных связей.

Черты рок-музыки дают представление об особенностях рок-музыки как полноправной части современной художественной культуры.

Можно с уверенностью утверждать, что рок – музыка – это полноправный вид музыки массовой культуры.

Рок – музыка формирует своеобразный тип восприятия музыки и её стилей.

Рок отражает особенности культурно-исторических процессов в современности и является связующей нитью между культурами.

Таким образом, рок в современной массовой культуре можно рассматривать не только как социокультурный и психологический феномен но и как обладающую внутренним стилевым многообразием часть современной массовой культуры.

Особенности психологического воздействия рок – музыки на личность подростка

С древности уже было известно удивительное действие, которое оказывает музыка на все живое, та власть, которую имеет она над чувствами, эмоциями и настроениями людей.

Недооценка важности эмоций в жизни, их игнорирование и отрицание приводит к утрате навыков психогигиены эмоциональной жизни. Музыка способна влиять на личность, приносить душевное исцеление и очищение людям.

Традиция применять музыку в качестве лечения души идет от времен античности. Аристотель в своих работах разработал такие понятия как мимесис и катарсис .

Мимесис – это категория эстетики, один из основополагающих компонентов искусства в целом. Она является своего рода основой творческого процесса классического искусства, обусловленной стремлением автора подражать явлениям и феноменам природы, либо чистым идеям явлений и феноменов.

В катарсичеком же переживании сильное аффективное переживание усиливается и доводится до такого состояния, когда оно естественно разряжается в рыданиях и слезах, после чего наступает состояние легкой оглушенности и успокоения. Таким образом, слушая музыку, человек выплескивает свои негативные переживания в форме слез и, успокоившись, не выносит агрессию и накопившийся негатив в социум.

В.М. Бехтерев в своей работе «Объективная психология» пишет, что есть отличный способ вывести человека из негативного настроения. Он рекомендует сначала прослушивать музыку, соответствующую настроению, а лишь затем, постепенно меняя характер музыки, переходить к музыке и настроению желаемого характера.

Так же Бехтерев выявил, что музыка может влиять на деятельность сердца, артериальное давление, работоспособность, действуя на организм человека как стенически, так и астенически. Стеническое – положительное влияние звуков музыки на функции органов и обмена веществ. Астеническое влияние оказывают шумы, диссонансы и очень громкие звуки . Многие слушатели рок – музыки привыкли слушать любимые композиции на высокой громкости, что является очень вредным для слуха. Громкие звуки пагубно воздействуют на барабанную перепонку, что спустя нескольких месяцев регулярного прослушивания музыки на предельной громкости ведет к понижению слуха. Про такое же пагубное воздействие музыки пишут американские ученые: повторяющийся ритм и низкочастотные колебания бас-гитаpы сильно влияют на состояние спинно-мозговой жидкости, и как следствие, на фyнкциониpование желез, pегyлиpyющих секреты гормонов; существенно изменяется ypовень инсулина в крови.

Дети и подростки являются главными “потребителями” рок – музыки.

Многие из них не вникают в значение содержания тексов песен рок – группы, которой они увлекаются, но те, кто понимают истинный смысл текстов и музыки, все глубже погружаются в творчество кумиров, открывая новые утверждения и побуждения к действиям.

Рок - это настоящее искусство. Современная молодежь все чаще обращается к музыке протеста, которая привязана к раздумьям о жизни. Она призывает к действиям, к борьбе, в чем и проявляется её актуальность. Как каждое серьезное искусство, рок-музыка поднимает все вопросы человеческого бытия, пытается по-своему их решить. Эта музыка достаточно правдиво передает духовное состояние молодежи, она быстро откликается на все ее проблемы.

Молодой человек, слушающий рок, стремится к протесту, активным действиям против лжи, не выносит несправедливостей. Он чувствителен к нападкам внешнего мира, одновременно с тем, что закрыт от него и ищет разгадку в самом себе. Многое зависит от того, какое именно направление рока выбирает человек: если это Heavy - Metal – преобладает тема войны, борьбы, если Iggy - Rock – лирика любовных и дружеских отношений, сменяющихся на равнодушие и одиночество.

Рок-музыка отражает ритм нашего напряженного, беспокойного времени, ритм, который особенно остро ощущает молодежь. В таком бешеном темпе легко потерять себя, ища утешение во «взрослых забавах»: наркотиках, алкоголе, сигаретах и сексе. С точки зрения автора, считается справедливым вопрос о том, что рок - музыка несет значительную долю вины в современной наркомании и алкоголизме.

В подростковом возрасте, чтобы прийти к собственной идентичности, подросток вынужден подражать многим популярным в обществе личностям, например, музыкантам. Следуя за своими кумирами, подросток может пристраститься к вредным привычкам, полностью копируя своего идола.

Рок – музыка может содействовать пробуждению жизненной творческой энергии. Внутренние чувства, которые испытывает подросток при прослушивании любимых рок – композиций, переплавляются в переживания, которые выражаются в создании творческого продукта .

Желание молодежи самореализоваться через музыку приводит к росту национального творческого пласта. Позитивным является сам креативный процесс, интенсивно протекающий в среде творческой молодежи.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)