Культура  ->  Музыка  | Автор: Людмила Довгань | Добавлено: 2014-11-11

Музыкальная культура Хакасии

Музыкальная культура хакасов к 21 веку сложилась как открытая самоорганизующаяся система, испытывающая влияние внешних и внутренних процессов. Она сама становится серьезным средством формирования социокультурного пространства народа. Все эти процессы требуют научного осмысления. Формирование и развитие будущей музыкальной культуры невозможно без анализа ментальных оснований всей предшествующей культуры.

Национальная музыкальная культура стала объектом исследования как отечественных, так и зарубежных ученных. Исследование культуры хакасов учеными началось с экспедиций в первой половине 18 века, направленных в Сибирь Российской академией наук такими как Д.Г. Мессершмид, Г.Ф. Миллер, И.Э. Фишер и другие.

Целеноправленное исследование музыкальной культуры хакасов началось в 40-е годы 20 века. Ряд экспедиций совершил А.А. Кенель, приехавший в 1942 году в Хакасию.

Само понятие национальная культура означает - национальная память народа, то, что выделяет данный народ в ряду других, хранит человека от обезличивания, позволяет ему ощутить связь времен и поколений, получить духовную поддержку и жизненную опору .

Процессы возрождения языка, культуры в Республике Хакасия повлияли на изучение и сохранение музыкального наследия. В традиции вокального и инструментального исполнительства, как сольного, так и ансамблевого в сопровождении народных музыкальных инструментов, привносятся инновации в области особенностей построения и исполнения эпоса, интонирования, композиторской школы. Инновационные процессы отразились на развитии современной хакасской музыкальной культуры .

Проблема развития музыкальной культуры Хакасии и ее теоретическое осмысление в настоящее время является актуальной в связи с тем, что повсюду очень активно проявляются этнические процессы. Это связано с утверждением тех уникальных культур народов, которые ранее считались "отсталыми" и "неисторическими". Рост этнического самосознания народов вызван также их сопротивлением воздействию современных технологий и моделей образа жизни, их стремлением сохранить свою национальную самобытность и свои культурные традиции.

Формирование музыкальной культуры Хакасии

В основе уникальности этнических культур лежит специфическая для каждой культуры система ценностей - идеалов, к достижению которых стремятся представители данной культуры. Они закрепляются в системе норм и правил поведения, позволяющих воплотить ценности культуры в жизнь. Самобытная и богатейшая художественная культура Хакасии, как и любая другая культура, немыслимая без фольклора, который остается до сих пор основой современной музыкальной культуры Хакасии.

Развитие музыкальной культуры хакасов можно разделить на этапы, связанные и историческими событиями народа.

В XI-XII вв., наряду с народной, существует придворная музыка.

В XII веке культура хакасов значительно ослабла от многочисленных военных столкновений, что привело к исчезновению придворной музыки, многих музыкальных инструментов.

В конце XIX веке фиксируется нарушение традиционного образа жизни хакасов, реже звучат хакасские народные инструменты, реже исполняются героические сказания, сокращается число исполнителей .

До Октябрьской революции 1917 года хакасский народ считали не имеющий своей собственной культуры. Отчасти древняя культура хакасов была забыта, но народ в своем творчестве сохранил наследие предков и сумел донести его до наших дней .

С 1917 - 1941 гг.: это этап трансформации традиций музыкального мировоззрения и менталитета хакасов. Данные процессы отразились и на музыкальной культуре хакасов.

В первой половине ХХ века реже звучат хакасские национальные инструменты . На смену ыыху приходит скрипка, хомысу - балалайка. К 40 - м годам из хакасских инструментов в употреблении остался лишь чатхан. Реже исполняются героические сказания, сокращается количество исполнителей хайджи.

С конца 1950-х до 90-х гг. начался процесс становления композиторской школы . В этот период закладывались основы профессионального музыкального образования, а также формирование и развитие современной музыкальной культуры Хакасии.

Одним из первых профессиональных музыкантов, изучавшим хакасскую музыку, является А.А. Кенель, автор первой хакасской оперы "Чанар Хус и Ах Чибек", чье имя сегодня носит абаканская музыкальная школа №1, а также межреспубликанские конкурсы .

В 1960 г. открывается Абаканское музыкальное училище. На протяжении этого времени создавались и классы хакасских народных инструментов. В 60-е гг. открыты классы чатхана на базе областной национальной школы. Воспитанников игре на чатхане обучали А.А. Кенель и А.В. Янгулов. результатом активной совместной работы явилось концертное звучание оркестра хакасских народных инструментов . С 1977 г. и в Абаканском музыкальном училище коренной национальности обучаются игре на чатхане. однако при этом хакасские народные инструменты звучат редко, национальная музыка остается в тени классической .

В прекрасном букете хакасской национальной культуры появился современный танцевальный ансамбль "Жарки", который активно пропагандировал национальное искусство. Он участник 6 Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Москве, удостоен серебренной медали и звания лауреата Всесоюзного фестиваля молодежи.

Настоящий прорыв в развитии музыкальной культуры Хакасии произошел с открытием в 1989 году Хакасской республиканской государственной филармонии, в состав которой входили артисты с высшим музыкальным образованием. С этого момента в Хакасии стала стремительно развиваться профессиональная национальная музыка, а также начинается сложный процесс этнического и национального возрождения, что отразилось и на музыкальной жизни Республики Хакасия.

Развитие современной музыкальной культуры Хакасии

С 1990-х годов до настоящего времени - этап возрождения этнической музыки хакасов, что выразилось в создании фольклорных ансамблей с целью пропаганды национальной музыки, совершенствования технологий изготовления хакасских музыкальных инструментов и их звучания, кристаллизация жанров композиторского письма, а также расширения музыкально - стилистических особенностей хакасской музыки.

1990 год создание ведущего хакасского ансамбля песни и танца "Улгер" , художественный руководитель - Вячеслав Кученов. Выступления этого уникального коллектива активно пропагандируют традиционную хакасскую музыкальную культуру через звучные и завораживающие мелодии в оригинальной аранжировке дополненные танцами, живым аккомпанементом народных инструментов, традиционными хакасскими костюмами.

Началась напряженная работа по совершенствованию сценического мастерства, танца, вокала, изготовления хакасских народных инструментов и игры на них. В слитном ансамбле зазвучали чатханы, хомысы, хобрахи, сыыласы, бубны в сочетании с хаем.

С развитием исполнительского искусства в Хакасии в 1990-е годы связано и становление школы изготовления хакасских национальных инструментов. В настоящее время чатхан остался по - прежнему ведущим в народном инструментарии хакасов. Он наделен огромными исполнительскими возможностями.

Внешнее строение чатхана сохранилось и до сегодняшних дней. Выросла техника исполнения, расширился диапазон исполняемых произведений. Современные 9-12-ти струнные чатханы прекрасно звучат как сольно, так и в ансамбле с другими хакасскими народными инструментами: хомысом, тимiр - хомысом, ыыхом, хобырахом, сыыласом, тююром. Также под аккомпанемент чатхана исполняются все героические сказания .

В 1996 году в Хакасии был организован Союз композиторов - событие огромного значения в музыкальной жизни Республики, его председателем была избрана Нина Викторовна Катаева - композитор-песенник, преподаватель Абаканского музыкального колледжа .

Творчество Н. Катаевой, отличающееся своеобразием и свежестью мелодий, тонкой интонацией и особой задушевностью, в Хакасии очень популярно. В 1990 году Хакасским отделением книжного издательства был выпущен сборник "Хакасия - солнечный край", в который вошли многие ее песни, в том числе: "Абаканские волны" на стихи И. Костякова, "Песня об Абакане" на стихи С. Янгуловой, "Моя Хакасия" на стихи М. Кильчичакова,

Современная хакасская музыка представлена творчеством многих композиторов, в сочинениях которых сочетается огромный исторический опыт, накопленный самобытной хакасской культурой, с опытом мировой музыкальной классики, одноголосие, лежащее в основе национальной музыкальной культуры, с достижениями мировой музыки в области гармонии, а также народные лады с принципами темперации.

Ярким явлением в национальной культуре стало творчество хакасского композитора Георгия Ивановича Челборакова, автора первого хакасского балета "Прекрасная Пахта" по мотивам хакасской легенды. 1986 году был принят в союз композиторов России. Георгию Ивановичу в г. Москве Яном Френкелем был вручен членский билет .

Национальная музыкальная культура дала основу, базу для развития творческого дарования талантливых музыкантов, а они, в свою очередь, обогатили ее своими маленькими шедеврами. Речь идет о музыкантах инструментального квартета "Аллегро". Этот известный в Хакасии коллектив был создан выпускниками Абаканского музыкального колледжа: Дмитрием Крупиным, Денисом Сусликом, Вячеславом Инкижековым и Леонидом Танеевым. Нетривиальный состав , мягкая интеллигентная манера исполнения принесли ансамблю известность среди слушателей. Начав с исполнения произведений В.Н. Галочкина, музыканты создали собственные обработки. Сейчас в их репертуаре довольно много мелодий разных народов - русские, болгарские, еврейские, корейские и другие, а также обработки произведений хакасских композиторов. Особенно удачны "Ах хазын" Челборакова и "У подножия Саян" Токмашова .

Развитие получает эстрадная музыка. Для молодых исполнителей создано большое количество песен и романсов композиторов Республики Хакасия.

2000 году - организован симфонический оркестр, дирижер - Вячеслав Инкижеков. В репертуаре филармонии - концертные программы для разного слушателя: классика, фольклор, эстрада, джаз и детские программы. В репертуаре оркестра - сочинения хакасских композиторов и произведения, представляющие золотой фонд мировой классической музыки .

В XXI веке в музыкальных школах г.Абакана и школах искусств значительно возросло количество школьников, обучающихся игре на хакасских народных инструментах. Возросла активность самих представителей коренной национальности. Не только родители, но и учащиеся испытывают высокую потребность в самообразовании, познании национальных традиций, в том числе и музыкальных, так как музыка на протяжении всего времени, включая современность, является важной стороной жизнедеятельности хакасского народа.

Номинация "Хакасские народные инструменты" включена в городские и республиканские конкурсы. Разрабатываются и утверждаются программы, авторские методические разработки, издаются репертуарные сборники хакасских композиторов. Вырос профессиональный уровень преподавателей, выпускников отделения хакасских народных инструментов Абаканского колледжа, кафедры народно - художественного творчества. В настоящее время в музыкальных школах и школах искусств дети имеют возможность получить навыки игры на хакасских народных инструментах .

В Хакасии проводится целый ряд культурных мероприятий: всевозможные конкурсы бальных и современных танцев, эстрадной и национальной эстрадной песни, фольклорные фестивали, фестивали эстрадно-джазовой музыки, многочисленные концерты камерной, симфонической и духовой музыки .

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)