Культура  ->  Музыка  | Автор: ЗАСЫПКИНА Л.П. | Добавлено: 2015-02-04

Музыка в произведениях А.С. Пушкина

Русский народ веками пребывал в крепостном рабстве, сковывавшем развитие его сил и возможностей. И в то же время характерными четами русского народа являются присущие ему свободолюбие, революционность.

Революционером в прямом смысле этого слова Пушкин не был. Но гордое стремление к свободе, протест против всего рабского, мешающего расцвету личности человека, развитию народа, составляют одну из существенных сторон характера Пушкина и его творчества. Это заметно уже с ранних лет жизни поэта. Родился А.С. Пушкин 26 мая (6 июня) 1799 г. в Москве. Его родители были типичными представителями столичного обедневшего дворянства. Для своих сыновей они хотели одного - блестящей служебной карьеры. Именно поэтому они отдали своего старшего сына Александра в закрытое привилегированное учебное заведение - Царскосельский лицей.

В лицее он оказался одним из самых непокорных, с точки зрения начальства, сомнительных учеников. Его стихи, которые необыкновенно развитый и начитанный мальчик начал писать ещё на школьной скамье, стали уже тогда появляться в печати и встречали горячее одобрение со стороны наиболее выдающихся писателей-современников. Из лицея Пушкин вышел в годы большого общественного подъема, наступившего после победоносного окончания Отечественной войны 1812 года.

Свою литературную деятельность Пушкин начал учеником старших поэтов-современников: Державина, Батюшкова и в особенности Жуковского. Но уже в своих лицейских стихах юный поэт начал превосходить учителей. С ещё большей силой творческий рост поэта сказался в его гражданских «вольных стихах» и особенно в первом крупном произведении - поэме «Руслан и Людмила».

Поэма «Руслан и Людмила» справедливо считается этапным произведением Пушкина, замкнувшим ранний период его творчества, и вместе с тем открывшим новые дали перед отечественной поэзией. В этой поэме всё было ново: и стихи, и поэзия, и шутка, и сказочный характер вместе с серьёзными картинами. В поэме, связанной с русской национальной почвой и с миром русского сказочного эпоса, засверкал никогда до этого неслыханный в нашей поэзии изумительный пушкинский стих. Именно с «Руслана и Людмилы» Пушкин начинает вводить в сферу русского литературного языка живой, народный говор, провозгласив через некоторое время знаменательный призыв учиться правильности и чистоте русской речи не в дворянских гостиных, а на площадях и базарах - у простого народа. Сам Пушкин имел право сказать о своей поэме: «Там русский дух, там Русью пахнет!»

Подобно Пушкину в литературе, в истории русской музыки Глинка выступил как зачинатель нового исторического периода: в его гениальных творениях определилось общенациональное и мировое значение русского музыкального искусства. Они были современниками, они поставили русскую литературу и русскую музыку в один ряд с лучшими сокровищами мирового искусства и на долгие годы указали русскому искусству путь вперед.

В сочинениях Глинки гармонично сочетаются богатства народной музыки и величайшее движение профессионального мастерства. Светлый, жизнеутверждающий характер, стройность формы, красота рельефных и выразительных мелодий, красочность и тонкость гармонии и инструментовки - ценнейшие качества музыки Глинки.

Музыкальный язык Глинки стал основой зрелого национального стиля русской музыки. Нет ничего удивительного в том, что Глинка обращает внимание на творчество Пушкина: ведь тот, и другой видят красоту народного языка и народной музыки.

Период с 1837 по 1842 годы в жизни Глинки с полным основанием может быть назван эпохой «Руслана». В центре всех его устремлений находится новая опера. «Руслан» был задуман сразу же после постановки «Ивана Сусанина». Пушкин и Гоголь были в числе первых слушателей, высоко оценивших её. Успех вдохновил Глинку - у него возникает новый замысел: написать оперу на сюжет пушкинской сказочной поэмы «Руслан и Людмила», которую узнал ещё в юности, раньше чем познакомились с ней читатели.

Глинка учился в Благородном пансионе вместе с младшим братом поэта, Лёвушкой Пушкиным. Толстый, кудрявый Лёвушка обладал великолепной памятью и знал огромное количество стихов. Вернувшись в пансион после домашней побывки, Лев с гордостью читал товарищам отрывки из поэмы, только что рождавшейся у Пушкина.

«... На одном из вечеров Жуковского Пушкин, говоря о своей поэме «Руслан и Людмила», сказал, что он бы многое переделал; я желал узнать от него, какие именно переделки он предполагал сделать, но преждевременная кончина его не допустила меня исполнить это намерение...» - так описывает Глинка зарождение замысла оперы «Руслан и Людмила».

Композитор начал работать над оперой в 1837 году, не имея ещё готового либретто. Из-за смерти Пушкина он был вынужден обращаться к второстепенным поэтам и любителям из числа друзей и знакомых. Среди них были Н.В. Кукольник, В.Ф. Ширков, Н.А. Маркевич и др. В текст оперы вошли некоторые фрагменты поэмы. Но в целом он написал заново. Исчезли одни персонажи (Рогдай), появились другие (Горислава); подверглись некоторой переделке и сюжетные линии поэмы.

Замысел оперы в значительной степени отличается от первоисточника. Гениальной юношеской поэме Пушкина, основанной на темах русского сказочного эпоса, присущи черты легкой иронии, шутливого отношения к героям. От такой трактовки сюжета Глинка решительно отказался. Он создал произведение эпического размаха.

В опере воспеваются героизм, благородство чувств, верность в любви, высмеивается трусость, осуждается коварство, злоба и жестокость. Через все произведение композитор проводит мысль о победе света над тьмой, о торжестве жизни. Традиционный сказочный сюжет с подвигами, фантастикой, волшебными превращениями Глинка использовал для показа разнообразных характеров, сложных взаимоотношений между людьми, создав целую галерею человеческих типов. Среди них - рыцарски благородный и мужественный Руслан, нежная Людмила, вдохновенный Баян, пылкий Ратмир, верная Горислава, трусливый Фарлаф, добрый Финн, коварная Наина, жестокий Черномор.

«Руслан и Людмила» - эпическая опера. Монументальные образы Киевской Руси, легендарные фигуры великого князя Святозара, богатыря Руслана, вещего народного певца Баяна переносят слушателя в обстановку глубокой древности, рождают представление о красоте и о величии народной жизни. Значительное место в опере занимают фантастические картины царства Черномора, замка Наины, музыка которых наделена восточным колоритом. Основной конфликт столкновение сил добра и зла - отражен в музыке оперы благодаря рельефному противопоставлению музыкальных характеристик действующих лиц. Вокальные партии положительных героев, народные сцены насыщены песенностью. Отрицательные персонажи либо лишены вокальной характеристики (Черномор), либо обрисованы при помощи речетативного «говорка» (Наина). Эпический склад подчеркивается обилием хоровых массовых сцен и неторопливым, как в былинном повествовании, развитием действия.

Опера писалась Глинкой в течение пяти лет с большими перерывами: она была закончена в 1842 году. Премьера состоялась 27 ноября (9 декабря) того же года на сцене Большого театра в Петербурге.

Опера «Руслан и Людмила» просияла среди тьмы культивируемого царизмом невежества и гонений на все смелое, талантливое, разумное в русской жизни солнечно-ярким светом. Она принадлежит к тем произведениям, которые одухотворены высокими идеалами правды и красоты, страстной верой в разумную человечность, прекрасное Будущее великого народа.

Глинка, как и Пушкин, воспевал свет разума и правды и, так же, как великий поэт, всегда помнил о сокровищах человеческого сердца, ибо вне их признания нет ни музыки, ни истинной поэзии.

Расширение жанрового диапазона русской классической оперы после «Руслана и Людмилы» Глинки было неразрывно связано с наследием Пушкина.

Этапным произведением в развитии русской оперы оказалась «Русалка» - опера А.С. Даргомыжского, положившая начало развитию лирико-драматической оперы и написанная по мотивам пушкинского произведения.

Над трагедией «Русалка» Пушкин начал работать в 1829 году. В эти годы на петербургской сцене шла опера венского композитора Ф. Кауэра «Леста, днепровская русалка» на текст Н. Краснопольского. Пушкин даже имел экземпляры этой оперы «Русалка» Краснопольского, русские народные сказки и предания побудили поэта создать свое произведение. Эта неоконченная пьеса по драматизму ситуации и психологической правдивости изображения представляет собой одну из вершин творчества Пушкина.

Напечатана «Русалка» была после смерти автора. На появление этого произведения живо откликнулся Белинский. Он писал: «... Великий талант только в эпоху полного своего развития может в фантастической сказке высказать столько общечеловеческого, действительного, реального, что, читая её, думаешь, читаешь совсем не сказку, а высокую трагедию».

Писать оперу на сюжет пушкинской «Русалки» было для Даргомыжского делом и трудным, и ответственным. Трудным потому, что трагедия не закончена, а ответственным потому, что Пушкин ставит в своем произведении вопросы огромной социальной глубины. Музыка должна была не только соответствовать драматической силе текста, но и обогащать его. Как показала сценическая долговечность оперы, Даргомыжский блестяще решил эти задачи. Не найдя либреттиста, композитор сам пишет текст для своей оперы. Либретто, созданное им, очень близко к тексту трагедии Пушкина. Лишь кое-где Даргомыжский ставит свои акценты: смягчает образ Князя, усиливает трагические переживания Мельника. Сам композитор пишет и текст финала для своего произведения, который является логическим завершением трагедии Пушкина.

Основное содержание оперы - душевная драма Наташи и её отца. Показывая эту драму, Даргомыжский вслед за Пушкиным раскрывает многообразный мир чувств - от нежной лирики и простодушного комизма до отчаяния и протеста. Начальное звено драмы, как и у Пушкина, - сцена Наташи и Князя перед разлукой.

Наташа не может поверить, что тот, кого она так нежно любит, бросил её. Но предсказания отца оправдались: Князь приехал лишь для того, чтобы сказать, что должен её покинуть. Трагедия Наташи - трагедия общественного неравенства: дочь мельника не может стать женой князя. Князь женится на другой - на женщине своего круга.

Постепенно музыка раскрывает движение драмы от первых настороженных фраз речитатива («Чу! Я слышу топот его коня»), тревожных предчувствий и жалоб («Ах, прошло то время») до горестного причитания («О боже, он уехал...») и взрыв оскорбленного чувства, когда все, что «накипело на душе», высказывает себя в жажде мщения за поруганную честь.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)