Культура  ->  Музыка  | Автор: Людмила Довгань | Добавлено: 2014-11-20

Характеристика оперы Моцарта "Дон Жуан"

В своей книге «Моцарт и австрийский музыкальный театр», Е. Черная обращает внимание на историю обращения Мольера к теме древней испанской легенды: «В своем обращении к теме "Дона Жуана" Моцарт не был пионером: в профессиональном театре сюжет «Дон-Жуана» имел свою давнюю традицию, и от впервые опубликованной в 1630 году рукописи Тирсо де Молина «Севильский обольститель, или Каменный гость» до моцартовской оперы прошел длинный и сложный путь. Возникнув из двух легендарных мотивов разного происхождения – одного средневекового , другого – эпохи Возрождения , он, в силу своей драматичности, быстро распространился по всем европейским странам. Иногда в центре внимания оказывались даже не любовные авантюры героя, а ловкие проделки его слуги и картины гибели Дон-Жуана с активным участием чертей и фейерверка».

Об истории обращения к популярному сюжету, находим сведения и у И. Гивенталь. «К средневековой испанской легенде о севильском обольстителе Дон-Жуане обращались: Мольер – во Франции, Тирсо да Молина – в Испании, Гольдони - в Италии. Сюжет, как правило, трактовался в плане моралезующем: порок в образе Дон-Жуана наказывался, добродетель торжествовала. По мотивам легенды свои импровизированные спектакли разыгрывали труппы бродячих театров. Здесь было много поводов для фарсовых ситуаций: публика потешалась драками, которые происходили между женщинами из-за Дон-Жуана, её забавляли проделки Лепорелло или комически-устрашающие финальные сцены, в которых черти тащили нераскаящегося грешника в ад.»

В 18 веке сюжет проникает на музыкальную сцену и широко используется в опере и в балете. В год создания Моцартом «Дон-Жуана» в городах Италии шло одновременно несколько опер под этим названием, в частности «Дон-Жуан» Гаццаниги, который исполнялся не только в Италии, но и в Вене. Этот спектакль Моцарт, по-видимому, знал. Сюжет «Дон-Жуана» был модным, исконно связанным с народной драмой, и это нравилось публике.

«Дон-Жуан» Моцарта появился в 1787 г., представив зрителям противопоставление мира чувственного и духовного, утверждая их единство и конфликтность. Пользуясь этим материалом, композитор создал своё произведение, с которым смог выступить со своеобразным протестом против условности традиционного оперного искусства.

Концепция Моцарта резко отличалась от всего, что бытовало на оперной сцене: равноправие трагедийных и гротескных сцен, сочетание реализма и фантастики, динамические характеристики, целиком опирающиеся на действия героев.

Мало известно об отношении композитора к литературному материалу, о его мыслях по поводу героев «Дон-Жуану». Но немногочисленные заметки на полях партитуры по-прежнему обнаруживают внимание Моцарта к сюжетной стороне либретто, его острый глаз и тонкое чутье драматурга. Некоторые его поправки к тексту касаются несоответствия сценических деталей, большинство относится к углублению психологической трактовки материала.

Интересный материал о первой постановке оперы и восприятии музыкальной драмы Моцарта, находим у Г. Чичерина в исследовательском этюде о Моцарте: «Господство психологического начала даёт возможность внутреннего освещения внешних символов фабулы. Через углубление внутреннего мира в ряде «разрезов» внутренний смысл внешних символов фабулы становится ясен. Через внутренний мир рвется наружу, как наивнутреннейшая сила, демонизм, ужас глубин жизни, мировая стихийность, эрос как мировая сила жизни, ощущение рока, мрак и скорбь человеческих судеб. Это и есть отличительная черта «Дон-Жуана», это и есть то, что проходит через всю музыкальную драму с начала до конца.

20 июня 1831 года Гёте говорил Эккерману: “Как можно сказать, что Моцарт скомпоновал своего «Дон-Жуана». В духовном творении части и целое слиты вместе, проникнуты единым духом и обвеяны дыханием единой жизни, при чем созидающий его отнюдь не идёт путем отдельных попыток и сложения кусков по своему произволу, но находится в демонической власти своего гения и должен выполнять то, что этот последний ему предписывает.”

Кстати, «Дон-Жуан»… не понравился 18 веку. …какой контраст: с одной стороны – легкий дух и условности 18 века, с другой – Моцартовский «Дон-Жуан», о котором Аберт пишет: “С устрашающей дикостью музыка устремляется через все высоты и глубины человеческих судеб; она вновь ведет нас в мир, мрачное величие которого заставляет замирать сердце, а вслед за тем в ограниченную тусклую сферу будничного”».

Музыкальную концепцию Моцарта, Е. Черная трактует так: «…при всем своем богатстве, гениально проста: развитие ее основано на столкновении образов Дон-Жуана и Командора; им открывается и заключается опера, и оно же является стержнем всех сцен и событий. Один образ олицетворяет непосредственность и необузданность чувств, другой – строгость и сознание морального долга. Оба контрастных образа, отражаясь в ряде музыкальных тем, проходят через всю оперу.

Характеристика Дон-Жуана имеет, наоборот, подчеркнуто-бытовой колорит. Его арии, партии в ансамблях, даже отдельные реплики обнаруживают близость к песенно-танцевальным жанрам и обладают симметричной, квадратной структурой, при этом специфика вокала используется Моцартом необычайно богато: от скороговорки до широкой ариозной кантилены, во всем блеске разнообразной динамики, смены ритмов, оттенков, приемов. Чувственно-обаятельные мелодии с мечтательными окончаниями и дерзкие упрямые ходы голоса, стремительная виртуозность и героические интонации, полные благородства и мужества, - таков музыкальный облик Дон-Жуана, многогранность которого противопоставлена строгому образу Командора».

Интерпретацию образов оперы, дают Гивенталь и Щукина-Гингольд. «Моцартовский «Дон-Жуан» - не беспечный распутник, каким его трактует традиция, а человек бесконечно влюбленный в жизнь, опьяненный ею. … Во всех своих поступках Дон-Жуан следует лишь велениям собственного сердца; общепринятые нормы «дозволенного» и «недозволенного» - не для него. Образ этот несет в себе черты исключительной личности, бунтарски утверждающей право человека на свободное самовыявление.

Донна Анна, облик которой был едва намечен либреттистом, вырастает у Моцарта в одну из самых трагических фигур спектакля. Помимо драматически ярких арий, композитор выделяет партию Донны Анны в ансамблях, сообщив ей утонченную выразительность. Не делая добавлений к тексту, не изменяя характера её реплик, но, психологически переосмыслив их, он придал образу такую драматическую силу, такую многогранность, что Донна Анна по праву противостоит Дон-Жуану.

Об образе Донны Анны писали и спорили много. … Предметом спора обычно являлась любовь Донны Анны к Дон-Жуану. … утверждение Э. Т. А. Гофмана, что терзания Донны Анны связаны с ее тайной страстью к Дон-Жуану, имеет "под собой серьезное основание". Можно предположить, что в сложный мир его Донны Анны входят и страсть, и сознание вины перед отцом, и жажда мести. Моцарт наделил этот образ особой одухотворенностью и строгостью, создал конкретное «контрдействие» по отношению к главному герою: возвышенный мир Донны Анны, ее моральная борьба противопоставлены беспечному, чувственному миру Дон-Жуана.

Арии в «Дон-Жуане» выявляют … самую его сущность. При этом они так тесно связаны с действием, даны в таком подчеркнуто театральном ракурсе, что вне связи с определенной ситуацией кажутся подчас чрезмерно экспрессивными и напряженными, - не случайно в концертах их исполняют сравнительно редко.

Музыкальная концепция оперы предвосхитила рождение нового жанра – психологической драмы – оказавшего в дальнейшем огромное влияние на развитие романтической оперы.

Моцарт дает свое решение … проблемы. Он вовсе не обличает порок и не утверждает торжество нравственного начало, более того – он подвергает сомнению абсолютность самих этих понятий. По сути, в опере сталкивается два разных принципа восприятия жизни: в одном случае жизнь понимается как следование выработанным человечеством представлениям о добре, справедливости, долге , в другом – как выявление заложенных в человеке стихийных сил, чуждых рассудочности, раскрывающих себя вне установлений гуманистической культуры . История Дон-Жуана приобретает символически-обобщающий смысл, она дает Моцарту возможность приоткрыть завесу над вечно волнующей человека тайной жизни и смерти. И в этом – главная проблематика оперы.

Композитор воплотил в этой опере свое понимание жизни и смерти в их глубоком, нерасторжимом единстве».

Главное, что оказывается отмечено - композитор создает в «Дон-Жуане» новый тип оперного жанра, аналога которому нет в музыке 18 века. В 19 веке он получит развитие в жанре психологической оперы.

Сам композитор назвал произведение «drama giocoso» - «веселая драма», подчеркивая совмещение в ней элементов комических и серьезных. Такое обозначение не было «изобретением» Моцарта: его можно найти в операх итальянских музыкантов 18 века; «drama giocoso» стоит в подзаголовке одной из более ранних опер Моцарта – «Мнимой садовницы», написанной в жанре оперы buffa.

Опираясь на выше сказанное, можно смело сделать вывод о том, что Моцартовский «Дон-Жуан» во многом предвосхитил романтизм в музыке. Может быть именно поэтому Э. Т. А. Гофман так восхищался этой музыкой.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)