Дом  ->  Семья  | Автор: Посохова Татьяна Михайловна | Добавлено: 2015-03-14

Мой дом – моя крепость

Род. Родина. Отечество... В корнях этих слов близкие каждому образы: мать и отец, родители, те, кто дает жизнь новому существу.

Человек рождается на свет и вместе с жизнью получает в наследство, быть может, свое самое бесценное богатство – Родину.

Веками складывалось понятие Родины. За нее отдавали жизнь, по ней тосковали на чужбине.

Родина – это небесно – синие васильки на краю поля, это колышущиеся на ветру сосны. Наша Родина - Россия, которая славилась лесом, мехами, необъятными степями и лютыми морозами.

Родина – это такое, что ни на что не меняется, что дано один раз и до смерти. И это в характере нашего народа.

Каждый из нас носит образ Родины в своем сердце.

Родина – это не только бескрайние просторы и зовущие дали. Это и все то, что мне так близко и дорого. Школа, родной поселок Троицкий с красивыми тротуарами, веселыми глазами окон по вечерам, злым ветром и маленьким щенком во дворе.

Родина подобна огромному дереву, на котором не сосчитать листьев. И все, что мы делаем доброго, прибавляет ему сил. Но всякое дерево имеет корни. Без корней его бы повалил даже несильный ветер. Корни питают дерево, связывают его с землей. Корни это то, чем мы жили всегда, год назад, сто лет назад – это наша история. Это наши деды и пращуры.

Сейчас школьники до обидного мало знают о доблести, подвигах и славе своих предков. На книжных полках пылятся книги о прошедшей войне, а экраны телевизоров захватили западные боевики. Это оскорбляет чувства россиян, это оскорбляет мою Родину.

Современное развитие российского общества, обостряющее процессы поиска человеком смысла своего существования и места в нем, выдвигает задачу нравственно – эстетическое воспитание и его организацию на новые позиции в обществе.

Сегодня, наконец – то приходит понимание того, сколь много потеряно там, где нет воспитания детей на своих русских национальных традициях: забыты народные промыслы, уходят из жизни истинно русские умельцы, несущие свое искусство из глубины веков, из русской старины.

У русских как у этноса появилась необходимость познать самих себя, ответить на вечные вопросы: кто мы, откуда вышли, что берем из прошлого, во имя чего живем настоящим?

Любовь к Родине, связанная с любовью к родным местам, уважение нашего прошлого, почитание наших предков, живет в каждом из нас. Для каждого человека важно не количество прожитых лет, а то, чем они были наполнены. Какой след оставили, какие добрые дела были совершены за отпущенное историей время. И потому, чем глубже и содержательнее будут наши знания о своем крае, его прошлом, тем более действенными они окажутся в воспитании любви и патриотизма, уважении обычаев и традиций своего народа. Исходя из именно этих чувств, проблем сегодняшнего дня, я решила написать исследовательскую работу, которая называется «Род и Родина – слова однокоренные» Лично мне, как экскурсоводу школьного этнографического музея, было еще более интересно затронуть именно эту тему. Ведь мы, работая в музее, прикасаемся к далекой старине, изучаем бытовую культуру, смотрим на себя, как на прямых потомков крестьянской Руси.

Мой дом – моя крепость, так я решила назвать первую главу своей работы. Ведь именно родной, отчий дом является самым лучшим местом, где можно укрыться от бед, это то место, где тебе всегда будут рады, где всегда чувствуешь внутреннее тепло и уют.

Но прежде чем построить свою самую надежную крепость, нужно было совершить множество предшествующих работ. Выбрать деревья для строительства. Нужно заметить, что наши пращуры срубали не всякое дерево. Например, нельзя было использовать для строительства деревья, выросшие на могиле, деревья, посаженные человеком, деревья, с которыми были связаны какие – либо сказания или легенды. Также не годились сухие, мертвые деревья. Оно и понятно: такие деревья не имеют в себе жизненных сил, на них печать смерти – чего доброго, занесут ее в дом. В отличие от большинства современных людей, древние славяне твердо знали: когда дерево рубят, оно плачет от боли. Поэтому они решали, что нужно объяснить дереву, что ты не выродок, скуки ради замахнувшийся топором. Надо снять перед ним шапку, поклониться земным поклоном и рассказать о нужде, заставившей покуситься на его зеленую жизнь.

Теперь следовало выбрать место для строительства. Здесь тоже много хитростей. К примеру, нельзя было строить дом на месте жилища, сожженного молнией либо оставленного из-за болезней, наводнения, других несчастий. Там, куда однажды пал гнев Божий или случилась беда, все это вполне могло и повторится…

Место, где спокойно уляжется, пережевывая жвачку, молодая корова, считалось счастливым и безопасным. Еще одним символом домовитости почитались у славян муравьи. Заберутся ночью под оставленный на земле деревянный кружок – значит, место счастливое.

Далее шла закладка дома. В старинном русском деревянном зодчестве использовалось до пятидесяти способов врубки. Пол в избе порою делался земляным, но чаще деревянным, приподнятым над землей на балках-лагах, врубленных в нижний венец. В этом случае в полу устраивали лаз в неглубокий погреб – подполье. В избе нередко пристраивали своего рода прихожую – сени. Иногда их расширяли и устраивали в них хлев для скота. Имелись и окна, правда, они были далеки от современных. Безусловно, в доме были комнаты, галерейка (являлась теплоизолятором, хозяйственной кладовой).

Обстановка избы была предельно простой, что соответствовало тогдашнему деревенскому образу жизни. Обязательным элементом была русская печь. Она занимала большое место в доме, но никто не жалел об этом, ведь печь и накормит, и обогреет, и от болезни вылечит. В зависимости от достатка хозяина, она или имела или не имела дымоход. Около печи находились предметы нужные женщине для работы по дому. Например, ухват. Им пользовалась каждая хозяйка, чтобы поставить в печь или вынуть из печи горшок или чугунок с пищей.

Для освещения жилья люди использовали разные предметы. У простых людей избы освещались лучинами, в богатых домах зажигались сальные свечи, которые вставлялись в подсвечники. Для домашнего обихода держали стоячие фонари. Потом появилась плошка или жировик, ночник, лампадка, каганец. Еще позже появилась лампа. В качестве горючего использовали масло, жидкое сало, потом керосин.

Обязательным элементом убранства русской избы были лавки и скамейки. Многие считают, что это одно и тоже, однако между ними есть разница и довольно достаточная. Лавка неподвижно укреплялась вдоль стены избы и чаще всего была лишена стоек. Скамья же была снабжена ножками, ее передвигали. Место на лавке считалось более престижным, чем на скамье. Гость мог судить об отношении к нему, смотря по тому, куда его усаживали – на лавку или на скамью.

Под самым потолком - полки – полавочники, а над низкими дверями – тесовые палаты, где обычно спали дети. На гибкой жерди – очепе висела лубяная зыбка (кроватка для младенца).

В русской избе всегда был святой угол (красный угол) – который в традиционном жилище относится к материальной форме вечного. Он расположен с правой, восточной стороны от входа и благодаря своему убранству сразу же притягивает к себе взор входящего.

Образ или образа, теплящая лампада, «угольник» (стол ∆ формы), Евангелие или Библия, свечи. Все это обрамляют вышитые белоснежные полотенца или накрахмаленные занавески. Это и есть святой угол. Даже в ночное время от него исходит спокойное, тихое сияние, а это высшее проявление святости. Перед любой работой, принятием пищи, при принятии почетных гостей, свадьбе, люди подходили к красному углу и молились Господу Богу, просили у него благословения. Поколения сменяли поколения, и лишь святой угол оставался прежним. Покой и тихое сияние, исходящее от него, излучали истину – все возвращается на круги своя, и всему свое время.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)