Культура  ->  Литература  | Автор: Ирина Иванченко | Добавлено: 2014-11-21

Мистика в классической литературе

Осенний вечер. За окном темнеет. Головная боль усиливается с каждым стуком тяжелых капель дождя о подоконник. Захожу в комнату, как обычно, включаю телевизор. Мистическая музыка… С голубого экрана без всякого стеснения рычат, идут прямо мне навстречу «живые» мертвецы, а вокруг крики, стоны – мракобесие одним словом. И, кажется, будто ты сама там; и эта комната, где до сих пор не включен свет, и этот дождь, настойчиво выбивающий дробь немецкого марша, - все нагоняет холодный ужас…

Вот ведь кто-то же снимает эти фильмы! А главное, кто-то же их смотрит, иначе зачем снимать?! Такое впечатление, будто человеческое сознание находится в постоянном поиске, пытаясь понять то, что за гранью реальности. Это и не удивительно! Ведь испокон веков людей интересовала мистика смерти, манила и одновременно пугала. И, несмотря ни на что, каждый желал постичь это таинство: художники – нарисовать, композиторы – запечатлеть в звуках, а писатели не упускали возможности рассказать об этом в своих произведениях.

Александр Сергеевич Пушкин – один из первых русских писателей, который осмелился открыть нам загадочный потусторонний мир в своей повести «Гробовщик». Сделал он это мастерски: не каждый сможет изобразить мистику через обыденность. Суеверные читательские умы того времени наверняка были бы еще не готовы к неприкрытой магии и чрезмерному мистицизму. Это и объясняет некую закамуфлированность произведения. Автор смог представить внутренний мир русского человека – гробовщика Адриана Прохорова. Его напыщенная суровость, излишняя набожность, чрезмерная обидчивость, боязнь покойников – все это прямо-таки дышит Россией того времени. По пушкинской традиции все страхи, мечты, пророчества находят свое отражение в снах – достаточно вспомнить сон Татьяны из романа «Евгений Онегин» или же сны Марьи из повести «Метель».

Продолжая пушкинскую тему, войдя во вкус мистических изысканий, Достоевский пишет небольшое произведение «Бобок». К слову говоря, ни рассказчик, ни сам автор так и не поняли, что же означает слово «бобок». Соль в другом – речь снова идет о покойниках, о странном и страшном загробном мире. Только теперь воображение читателей позволяет написать о неизведанном как об обыденном: в произведении рассказчик совсем не боится голосов усопших, напротив, с интересом прислушивается к их разговорам, а нечаянно чихнув, расстраивается, что не удалось дослушать столь увлекательную беседу, и тут же обещает прийти в следующий раз.

Здесь же Достоевский, по своему обыкновению, пишет о духовной безнравственности людей, грязи, вони городских улиц… Пушкин не «копал» так глубоко в «Гробовщике», его целью было всего лишь показать уклад жизни русских ремесленников. Произведение «Бобок» Ф. М. Достоевского можно считать апогеем мистической темы – именно здесь нечисть становится непосредственным участником произведения, а герой искренне верит во всё происходящее с ним.

А А.П. Чехов, продолжая пушкинскую традицию, в рассказе «Скрипка Ротшильда» не изменяет себе и обличает приземленную человеческую сущность. Уже нет говорящих покойников, здесь суровая реальность…. Снова профессия гробовщика и беспросветность жизни. Нелюбимая жена, постоянные подсчеты убытков, распри с соседями, гробы, повсюду гробы… Никакая жизнь! И только в скрипке, прекрасной скрипке, жалобной ее песне, гробовщик Яков находит отдохновение, но в то же время ни на минуту не забывает о своих убытках-прибылях. Как ни жаль, но и после смерти жены, которую он «не приласкал ни разу», отправляясь к старой вербе, он не расстается с мыслями о наживе. Перед нами земной человек, который пытается мечтать, оживить в себе прежние чувства, когда-то горевшие в нем давно-давно, в молодости. Но все его старания тщетны… Последним благородным жестом за минувшие пятьдесят лет стало прощание со своей родной до боли скрипкой. Он отдал ее Ротшильду – человеку, которого ненавидел ,– рыжему, противному, жалкому жиду… У Чехова никакой мистики, лишь сухая реальность…

Герои произведений А.С. Пушкина, Ф.М. Достоевского и А.П. Чехова отчуждены от общества, одиноки. Одиночеству каждого есть свое объяснение: в «Гробовщике» этому состоянию способствует конфликт с дочерьми и ремесленниками, в рассказе «Бобок» - отсутствие родственных связей, а также ранняя стадия сумасшествия; беда чеховского героя в его скверном характере. Равнодушие, приземленность, суровость персонажей объясняется их социальным положением: трудно быть приветливым гробовщиком и любознательным сумасшедшим…

Циничное отношение к смерти гробовщиков Якова и Адриана не удивительно: это их работа, повседневное занятие; сталкиваясь ежедневно с ней, они теряют и страх,и набожность, и свою человечность. Недаром чеховский гробовщик, перед тем как предать тело жены земле, только и смог произнести, глядя на гроб, сделанный собственноручно: «Хорошая работа!»…

Высохшие ум и сердце Андриана у А.С. Пушкина равнозначны сумасшествию героя Ф.М. Достоевского: не понятая гробовщиком неуместная шутка повлекла за собой ссору, дурные сны, ночной бред. Такое ощущение, что белая горячка героя Ф.М. Достоевского сказалась также и на пушкинском гробовщике. Склонный к сумасшествию, он не может противостоять раздражению, которое постоянной волной накатывает то в ссоре с дочками, то в гостях, то в борьбе с костями отставного сержанта.

Символика цвета также очень важна в этих трех рассказах. Черно-желтый мир Адриана Прохорова перекликается с болотной бесцветностью героя Ф. М. Достоевского и серой пасмурностью гробовщика Якова. Желтый цвет – цвет безумия, неблагополучия, бездуховности – уже встречался нам в «Преступлении и наказании». С тех пор интерпретация его мало изменилась… Грязный зеленый, или же болотный, близок по своему значению к желтому. Здесь он олицетворяет безнравственность, мертвенность душ окружающих. Серый цвет чеховского рассказа передает пресность жизни угрюмого гробовщика. А багровое лицо Якова противопоставляется бледности жены Марфы и других людей. Это подчеркивает страх окружающих перед мрачным гробовщиком. Цветопись в данных произведениях играет большую роль, ибо, если бы авторы не передали нам палитру рассказов, невозможно было бы так глубоко и ясно осознать замысел писателей.

Стоит заметить, что каждый из героев, столкнувшись лицом к лицу со смертью, ведёт себя по-разному. Пушкинского гробовщика эта встреча ничему не научила: сразу после сна он снова начинает грубить работнице. Сумасшедший Иван Иванович восхищен неожиданно подслушанным разговором и обещает вернуться. Яковом же после смерти жены овладевает тоска, он пытается открыть в себе хорошие стороны, ищет в закромах своей памяти светлые воспоминания о прошлом, даже дарит самое дорогое, что у него есть, – скрипку – заклятому врагу. Кажется, на мгновение его душа оживает, но, к сожалению, это воскрешение слишком кратковременно…

Авторы произведений открывают нам всё убожество непросветленной человеческой души, ее крайнюю ограниченность. Главные герои рассказов вызывают жалость: они несчастны в жизни, и никогда не смогут быть счастливыми, ведь у них нет мечты, крылатости, радости, доброты, желания жить. Все они сами чем-то напоминают мертвецов – их существование однообразно, а в их сердцах нет никаких нравственных ценностей…

И вновь с голубого экрана без всякого стеснения идут прямо мне навстречу «живые» мертвецы, а вокруг крики, стоны... Вот ведь кто-то же снимает эти фильмы! А может, то, что показывают по телевизору, эта повсеместная фантастика, мистика, тоже является продолжением пушкинских традиций?! Стоит задуматься… Но уже в другой раз…

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)