Культура  ->  Литература  | Автор: Ольга Конотоп | Добавлено: 2014-11-05

Учебные годы Михаила Ломоносова

С раннего детства Михаил тянулся к знаниям, к чтению. Первым учителем его был крестьянин Иван Шубной, а потом Михаил обучался грамоте у местного дьячка Сабельникова. Нужно отметить, что грамотность среди поморских крестьян конца 17 – начала 18 века не была редким явлением. С 1670 года в Антониево-Сийском монастыре, который находится в 96 км от Холмогор, работала типография, в самих Холмогорах в начале 18 столетия открылось духовное училище. Книги стали проникать в крестьянский обиход, они нужны были, ведь для успешной торговли, особенно с иностранными факториями, надо было знать счет, уметь писать.

Ломоносов быстро овладел грамотой. Учение пошло легко, мальчик «через два года учинился ко удивлению всех лучшим чтецом в приходской своей церкви», превзошел в искусстве чтения не только сверстников, но и своего наставника. Во время богослужения Михаил читал псалмы и каноны, любимым чтением были «Жития святых». Они написаны трудным языком, и Ломоносов после чтения пересказывал наиболее интересные эпизоды местным прихожанам сокращенно и с комментариями.

Большим событием в жизни юного Ломоносова стало знакомство с «Грамматикой» Мелентия Смотрицкого и «Арифметикой» Леонтия Магницкого. Это первые недуховные книги будущего ученого, не зря впоследствии он назвал их «вратами» своей учености. Они являлись едва ли не единственными в своем роде источниками книжной мудрости конца 17- начала 18 века.

«Грамматику» Смотрицкого Ломоносов приобрел у своего зажиточного соседа Христофора Дудина. Составитель учил различать части речи, определял правила разделения слов в предложении, сообщал некоторые сведения о том, как «метром или мерою количества стихи слагати». Очень поучительной книгой была «Арифметика, сиречь наука числительная». Она написана была занимательным языком и содержала разнообразные сведения не только по арифметике, но и по физике, геометрии, астрономии, географии. Примеры и задачи Магницкий стремился приспособить к конкретным житейским нуждам, трудовой практической деятельности человека (н-р, как вычислить площадь комнат, высоту стен при строительстве домов, определить широту во время морского плавания).

Михаил Ломоносов самостоятельно и очень быстро уяснил все премудрости «Грамматики» и «Арифметики». Обращался он и к знаменитой «Псалтыри» Симеона Полоцкого. молитвенных духовных стихов, книга знакомила с основами силлабической (слоговой) стихотворной системы. Ломоносов стал разбираться в рифмах, в способах сложения стихов.

Но рассчитывать на систематическое обучение в Холмогорском уезде не приходилось. Положение Михаила осложнялось тем, что его отец и мачеха (мать умерла, когда мальчику не было и десяти лет) не понимали запросы сына. Мачеха всякий раз попрекала юношу за его страсть к чтению, а отец, чтобы приохотить его к хозяйству, решил женить. Вот почему Ломоносов решил бежать в Москву, чтобы «вдаться там в науки».

Бегство его свершилось около 7-10 декабря 1730 года. Паспорт удалось достать тайком, при помощи управляющего тогда в Холмогорах земскими делами Ивана Васильевича Милюкова. Но путь был неблизким – более тысячи верст, причем пешком, в зимнее время. Поэтому Ломоносов упросил приказчика проходившего мимо Холмогор рыбного обоза, чтобы взяли его, и через три недели прибыл в столицу российского государства.

Так сложилось, что впоследствии Ломоносов не смог побывать в родных местах, но чувство причастности к крестьянскому сословию, чувство любви к отчему краю станет отправной точкой всех начинаний его в области науки и просвещения.

 

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)