Культура  ->  Литература  | Автор: Никита Сидоренко | Добавлено: 2014-11-19

Кем был Мифтахетдин Акмулла

Мифтахетдин Акмулла – поэт, философ, пророк

В русской литературе, с легкой руки гения А.С. Пушкина, соединены 2 слова: поэт и пророк. Мифтахетдин Акмулла – настоящий поэт, философ и пророк . Он прожил насыщенную и интересную жизнь. По данным переписи от 15 марта 1834 года, Мифтахетдин родился в 1831 году в башкирской деревне Туксанбай Куль-Иль-Минской волости 12 башкирского кантона Оренбургской губернии . В то время вся современная республика, а также часть территории республики Татарстан, Пермской, Свердловской, Челябинской областей были в составе Оренбургской губернии.

Детство и годы учебы

По данным выше упомянутой переписи 1834 года, родителями Акмуллы были Камалетдин Искужин, 29 лет, и Бибиумугульсум, 25 лет. Перепись зафиксировала и втрую жену Камалетдина – башкирку Сахибу, 20 лет.

Детство и юность поэта прошли в большой патриархальной семье, где насчитывалось 13 человек взрослых и детей. После смерти деда Искужи Ишбулдина в 1843 году семья оставалась патриархальной во главе с отцом Мифтахетдина Камалетдином Искужиным: в ней под одной крышей жили 4 родных брата с женами и детьми. Семья нередко испытывала нужду. В нужде вырос и Мифтахетдин.

Начальное образование он получил в деревне у отца и деда Искужи, затем обучался у Габдрахмана Хазрета в ауле Менеустамак . Некоторое время был шакирдом известного в те времена медрсе в ауле Стерлибашево, что почти в 75 километрах от деревни Туксанбаево. Здесь он под влиянием поэта Шамсетдина Заки пристрастился к поэзии. Каникулы свои проводил в отцовском доме. У будущего поэта не сложились отношения с отцом, с человеком отсталых, консервативных взглядов. Остроумный, прямолинейный, бунтарского характера человек, стремящийся к свободе духа, не мог найти общего языка с отцом. В 1859 году он ушел из дома и подался в южные волости Башкортостана: Стерлибашево, Оренбург, Троицк и казахские степи.

Путь странствий и исканий

Во время странствий и скитаний поэт-просветитель встречается с прославленными сэсэнами и акынами. Участвовал в айтышах. Везде и повсюду занимался учительством, обучая детей и взрослых грамоте, призывая народ к просвещению. За справедливость, гуманизм, искренность казахи назвали его Акмулла, то есть чистый, светлый. Так нарекли его люди, передавая светлое чувство доброго учителя.

Исследователи многократно писали о том, что в так называемое казахское происхождение Акмуллы много путаницы внес он сам. И опять же – из-за своей крайней беспечности, нежелания придавать хоть какое-то значение своей персоне. Путаница заключается в том, что башкиры принадлежали к казачьему сословию, подлежащему воинской службе. Должен был пройти ее и юный Мифтахетдин. Ему этого не хотелось. Для него была мила не только поэзия, но и вольная бродяжническая жизнь, словесные поединки айтыша с башкирскими сэсэнами и казахскими акынами. Он любил переезды и не любил засиживаться на одном месте, из-за чего у него никак не складывалась семейная жизнь. Он был дважды женат, в последний раз – на девушке из аула Сулейманово нынешнего Учалинского района. Там и поныне хранятся легенды о его пребывании на Учалинской земле; даже бытуют стихи, приписываемые ему.

Так вот, чтобы уклониться от рекрутской службы, Мифтахетдин назвался казахом по имени Мухамедьяр, ибо те не были военнообязанными. Не удивительно, что именно в призывном возрасте Мифтахетдин ушел в казахские степи и растворился там на многие года.

Борец за правду

Сказать точнее, он постоянно дрейфовал в океане казахских и башкирских земель. Он не мог слишком долго жить вне родины, поэтому через определенное время вновь и вновь возвращался то к истокам Агидели, то на берега Сакмара; а однажды – на истинную свою родину в долину Демы. Но судьба и неутомимая натура поэта уводили его опять и опять в далекие края. Он зарабатывал на жизнь, обучая казахских детей, как это позднее делали Мажит Гафури и Шайхзада Бабич. В казахских степях знали о его истинных происхождениях. У таких людей как Акмулла враги неожиданно возникают и среди доброжелателей. Далеко не всем было по вкусу то, что башкирский сэсэн, превратившийся в казахского акына, кладет на лопатки настоящих и широко признанных казахских акынов. И тогда начинались доносы, жалобы, откровенная травля; в таких случаях Акмулла спешно уходил в другие пределы, благо казахские просторы могут дать кров и укрытие тысячам, десяткам тысяч мифтахетдинов.

Но Акмулла был один. Его знали повсюду. И когда он вступал на очередной айтыш с казахским акыном, то на зрелище это стекалось огромное множество людей из самых разных мест. Однажды Акмулла повздорил с Исянгильгде Батышем, который впоследствии донес на него исправнику: "мол, это башкирин, сбежавший из своей родины, чтобы избежать царской службы, утверждая, что он сын казаха". Влиятельные люди ненавидели Акмуллу и воспользовались этим случаем. Мифтахетдин был осужден и засажен в Троицкую тюрьму. Конечно, это стало для него жестоким испытанием. Но именно за решеткой камеры он создал большое количество произведений, которые сохранились для будущих поколений. О том, что узник постоянно день за днем испытывал унижение, можно судить по следующим строкам:

Да, в потемках тюрьмы неутомимый мозг Акмуллы разгорался с новой неистовой силой. Тем невыносимей было терпеть тюремные решетки, жидкую баланду, жестокое обращение тюремных надзирателей.

В тюремных стихах Акмуллы много жалоб и стенаний. Но при этом он ничуть не изменяет своему поэтическому мастерству: каждая строчка отточена как стрела; каждое стихотворение имеет свою неопровержимую логику.

В тюрьме Акмулла провел 4 года . От арестантской роты поэта спас его поклонник Габибула Зигангиров. Весной 1871 года он обратился к царю Александру II с прошением, заплатил залог в 2 тысячи рублей и взял Мифтахетдина на поруки. Когда Акмулла вышел из тюрьмы, ему было 40 лет.

Сближение с народом

После освобождения Акмулла решил вернуться домой к родным в Туксанбаево. Он много повидал, проживая вдали от родных, много постиг путем самообразования. Все эти годы явились для него своеобразной школой жизни, школой становления его беспокойного характера. Между отцом и сыном возник разлад. Даже тринадцатилетняя разлука не растопила холодное сердце отца. Обиженный, Акмулла навсегда покинул родной дом. Самоотверженнная гордость Мифтахетдина победила над тоской по дому. После поэт отразит все свои переживания, эмоции в стихотворении "Письмо отцу", в котором объяснит причины своего ухода. Вспомним первые строки "Письма…".

Следовательно, выехав из родной деревни, Мифтахетдин направляется вначале в южные волости Башкирии. Вероятно, не миновал он село Стерлибашево, знакомое ему по обучению в медресе. Легенда гласит, что здесь он встретился в свое время с поэтом Шамсетдином Заки., получил от него уроки, начал писать стихи о своей тяжелой доле. Эти стихи нашли одобрение со стороны учителя. Затем его, безусловно, потянуло в знатный по тем временам Оренбург со своими "учеными" людьми. Но мог ли впитавший уже вкус, как ему казалось, к вольной жизни и степному простору, к постоянной перемене мест и поискам нового неизведанного, беспокойный по натуре поэт осесть в этом довольно большом и во многом чужом городе? Скорее всего, не более чем несколькими месяцами, а то и неделями ограничилось на этот раз его пребывание в Оренбурге. В это время и в этом городе он написал оставшееся более века совершенно неизвестным послание отцу. Свои переживания Акмулла оставил глубоко в душе и продолжал странствовать по башкирскому Зауралью. Он был в аулах Абзелиловского, Баймакского, Учалинского районов, где простой люд, несомненно, любил, ценил, уважал и почитал "светлого доброго учителя". Он как никто другой понимал все их проблемы, знал жизнь бедняков, на себе испытал произвол начальников. Несмотря на трудности, поэт обучал детей грамоте, у которых не было возможности получить образование в медресе и мектебе. Обучая своих воспитанников, он передавал частичку себя. Акмулла считал, что чаще всего под ветхой одеждой бедняка таится чистая душа, тогда как за шелком и бархатом вообще нет души или таится злоба и надменность.

Единственной надеждой Акмуллы было просвещение народа, его духовное возрождение и вознесение. Только в этом он видел возможность преодоление противоречий, несправедливостей мира. Когда народ прозреет, то начнет воспринимать вещи в их истинном свете, сумеет своей волей и активным вмешательством изменить человеческие и социальные отношения в обществе. Он свято верил в это и поэтому не звал к восстаниям, борьбе, революциям, приводящим к массовым жертвам, гибели тысяч людей. Вот почему прекрасно зная народную историю, имена и деяния Алдара, Акая, Карасакала, он тем не менее почти не упоминает их имен, не ставит их в пример.

Просвещение для Акмуллы – Бог, которому он, с одной стороны, поклоняется, с другой, сам наполняет его своим могучим разумом и великой целью. Поэт-просветитель сам себе поставил задачи: призыв к человеческой совести, к борьбе за добро, просвещение, бескорыстие; воспитание в людях лучших чувств и побуждений.

Зажигая просвещением людей, Акмулла скитался по Зауралью, казахским степям, по пустыням Туркмении, прошел дорогами Кустаная, Кокчетава, Петропавловска… Зиму 1892 года он провел в селе Темяс, посещая соседние аулы по реке Сакмар.

Мученическая смерть Акмуллы

В 1894 году Мифтахетдин переехал в Уфу, где встретился с выдающимися людьми: ученым и писателем Ризаитдином Фахретдиновым, поэтом и просветителем Мухаметсалимом Уметбаевым, с которым состязался в поэтической импровизации, муфтием Духовного управления мусульман Мухамедьяром Султановым. Здесь он прожил нелегкую пору своей жизни: неустроенность, семейный разлад, бродяжническая жизнь. А тут еще намерился жениться в третий раз на юной девушке, дочери своего старого друга миасского муллы. Уговоры Фахретдинова были напрасны и наткнулись на молчаливое упорство сэсэна. Акмулла был сложным, хотя и бесхитростным и в какой-то степени наивным человеком; на него внезапно находил то ли каприз, то ли непонятное упрямство, от чего, прежде всего, страдал сам. Вот и в этот приезд Фахретдинов предложил свои услуги в выпуске книги стихов, но Акмулла почему-то не принял помощи и уехал, забрав с собой заветную рукопись.

Подобное поведение известного поэта было не по нраву человеку аристократического склада, каким являлся Мухаметсалим Уметбаев. В своих заметках об Акмулле он приводит два его стихотворения, неизвестные исследователям.

Через год, то есть в 1895 году, Акмулла решил навсегда вернуться на родину в свое горячо любимое село Туксанбаево. Достоверно известно, что по пути из Златоуста в Миасс он остановился на ночлег неподалеку от аула Сарыстан возле речной мельницы. Пустив лошадей на волю, он стал при свете свечи рассматривать книги, которые всегда возил с собой. В этот момент на него напали два негодяя. Они пронзили ножом его сердце, прекрасно понимая, кого они отправляют на тот свет. Убийцы бросили тело Акмуллы в реку. Из рукописи исследователя жизни и творчества Акмуллы Д.Каскынбаева приведены признания пойманных убийц поэта: "Мы подстерегали Акмуллу давно, но все не получалось. Однажды, изрядно подвыпив, ехали из Сарыстаново и увидели одиноко мерцающий на берегу реки огонек. Подходим – сидит давно подстерегаемый нами… Мы ему распороли живот, забрали лошадей и некоторые ценности, 25 рублей денег, оказавшихся при нем…."

К сожалению, Д Каскынбаев не приводит подлинных мотивов убийства. Однако всем исследователям и биографам Акмуллы хорошо известно, что причины убийства великого поэта совершенно иные и имеют социально-политическую основу, а сами убийцы являются наемными. Было выяснено, что убийц нанял Исянгильде Батыш.

Мифтахетдин Камалетдинович Камалетдинов был похоронен на мусульманском кладбище города Миасса. Даже после смерти Акмулла остался с людьми, с народом, с его совестью. Его популярность возрастает с каждым годом. Именно это мы видим сейчас.

Творческое наследие поэта-просветителя

Мифтахетдин Акмулла как никто другой понимал душу бедняка, его нужды и потребность в сочувствии и сострадании со стороны других. Его душа была полна боли и сострадания, столь же жгучей ненависти к миру богачей, биев, тарханов, с которыми ему тоже приходилось постоянно сталкиваться.

Одна из привлекательнейших граней философских воззрений Акмуллы – его представление о человеке. В стихотворении "Наставления" поэт буквально по пальцам перечисляет качества, которыми должен обладать человек, какое бы положение в обществе он не занимал. Имя , данное при рождении, обозначило его судьбу. В своем творчестве поэт проповедует дорогу к учениям и знаниям, общечеловеческим ценностям и убежден, что их должно быть семь. Он считает эту цифру магической.

Здесь вспоминается известная истина о том, что возлюбить все человечество куда легче, чем одного своего соседа.

Редко какой поэт может сказать так жестоко: если ты бесчестный, то уж честным не станешь никогда. И тогда лучше лечь в могилу, чем чернить земную поверхность своим душевным уродством.

А ведь Акмулла тут не имеет в виду дураков в прямом смысле этого слова, идиотов. На свете немало и "умных" дураков.

Здесь Акмулла вместо "Аллаха" мог вставить "родители".

С детства лишенный любви отца, живший рядом с равнодушной к нему мачехой, Мифтахетдин особенно остро ощущал отсутствие любви и действительно всю свою жизнь искал человеческую любовь и не находил ее.

Кто-кто, а уж Акмулла знал цену терпенью. В сущности, вся его жизнь была бесконечной полосой терпения – нужды, горя, одиночества, унижений… Но он всегда оказывался выше всего этого, несмотря на свой гордый и порой нетерпеливый характер.

Здесь нет никакого преувеличения. Стихи – это гармония, красота, мудрость. Излишний темперамент, порыв, страстное словоизлияние могут погубить стройность и строгость стиха. Совсем другое дело – живая жизнь. В ней нельзя существовать без внутреннего огня, пламени в груди. Любая работа должна делаться, как говорится, с огоньком. Вот о чем идет речь! Акмулла прекрасно это понимает и именно "страстью" завершает перечисление необходимых человеку качеств. Страсть – дар божий, без которого человек не может называться человеком.

Акмулла любит давать советы, назидания, наставления. Но они у него никогда не приобретают характер высокомерного поучения – они учат и помогают; это советы доброго друга. Автор написал строки, которые, я думаю, можно не задумываясь отнести к нему.

"Не вянет имя человека"

Заслуга Акмуллы перед Башкирской литературой очень велика. Многие его называют реформатором башкирского стиха, который под его пером освободился от тяжеловесных конструкций и застывших канонов восточного стихотворчества.

Давно его нет, но время не в силах отдалить от нас сиянье таланта – яркая звезда, на то она и яркая, чтобы светить всегда, везде и всем.

Имя Акмуллы живет среди башкир, татар, казахов. Его меткое слово, мудрые мысли живы и употребительны до сих пор. Акмуллу знали и почитали повсюду, читали на память стихи, которые так и кочевали по миру, не записанные на бумагу . Он не хотел возносить себя, запутывал, давал ложные сведения о себе. Он полагал, что проповедями, призывами можно изменить людей, общество, обуздать их жестокий нрав, пристрастить к учебе, просвещению, очищению.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)