Дом  ->  Семья  | Автор: Габышев П.Д. | Добавлено: 2015-03-20

Мифы Легенды и предания якутов

Мифология возникла на ранних ступенях развития человечества у всех народов. Мифы это произведения народной фантазии, возникшие для объяснений явлений окружающей природы. Предания легенды и мифы – это историческая память народа о своем прошлом. Фольклор Чаринских якутов – этот термин мы впервые применяем в исследовании и относим его якутскому роду «Мэйик».

Изучение легенд и преданий связана с деятельностью кружка « Поиск» материалы были записаны в ходе многочисленных археологических и этнографических экспедиций. Основными информаторами стали местные старожилы с. Токко, Олбута, Ярхана и Бес-Келя. А теперь рассмотрим эти мифы легенды и предания.

Предания о родоначальниках

Давным давно на благодатную землю Олонхо наступили жестокие холода.Все жители срединной земли напрасно молили духов верхнего мира о наступлении тепла, тогда отчаявшиеся люди призвали на помощь шамана по имени «Оргул». С наступлением темноты шаман стал камлать. Люди вышли из урасы и увидели как шаман вознесся в небо и оседлав звезду «Чолбон» ( Венера) рубит ее топором. После этого наступили погожие дни. По имени «Оргул» шамана ведут родословную Аргыловы.

Давным давно , жил в с. Бесь-Келе Кудай на противоположном берегу , в местечке Хатын-сохсо , обычно привязывал лошадь к дереву , однажды он сильно сдавил дерево руками , что остались следы , говорят что это дерево долго сохранилось напоминая о силе богатыря. В местности Тобуктаах он поднял огромный камень и положил у подножья горы, кто хотел показать свою силу, пытались приподнять валун, но до сих пор не нашлось силача подобно Кудаю. Род Худаевых произошел от имени этого богатыря Много разных подвигов совершил этот богатырь и остался в памяти местных жителей, как человек огромной физической силы.

В местности Сис - _Анна жил жил человек по имени «Хаа». Вместе женой охотился в этих краях родили и воспитали 25 детей.Никогда не ссорились младшие уважительно относились к старшим Старших сестер называли Эдьийбэ, старших братьев «Убайнса», мать ийэнсэ. Отца «а5анса». В последствии настолько расплодились , что дали родовое название «Хаа» отсюда распространилась фамилия Хастаевы.

По легенде в древние времена, жил шаман, а река Чара проходила прямо под горой.

Однажды шаман рассердился и оттолкнул реку от горы, изменил ее русло. С тех пор так и течет река, под горой образовалась долина, появились луга. Увидев это шаман подумал» Хотел сделать хуже, а получилось лучше»

Это было время жестоких битв люди из –за богатства потеряли рассудок стали убивать друг друга. Некогда многочисленный род «Балтайа» сильно поредел и решил он с семьей уйти на запад куда глаза глядят. Достиг он реки Чары и обосновался на левом берегу возле высокой красной горы.

Самое красивое место назвал по имени своей дочери Ярхан с тер пор это место называется Ярхан.А место где он поставил свой дом урасу называется «Балтай уолбата»

Предание связанные с названием местности

У подножья горы «Быйыыттаах» есть местность под названием «Кыыс оонньобут». У одной семьи росла красивая девочка излюбленное место для игры она выбрала подножье горы. Рисовала на камнях и танцевала каждый день. После ее смерти осталось название «Кыыс оонньобут».

За деревней Ярхан , под горой было большое озеро и долина ее называют « Дьахтар унуо5а».По древней легенде. Там жила семья у них дочери был дар ясновидения. Она заранее знала, кто должен вскоре умереть. Перед чьей либо смертью все слышали звуки шаманского бубна. Та девочка выросла прожила долго и умерла. А место где похоронили назвали « Дьахтар унуо5а»

Предание связанные с шаманом

Вилюйске жил старый шаман. Однажды летом и позвал своих близких родственников и сказал , что зимой умру и наказал, что когда он умрет, чтобы его похоронили там где он скажет. Если не исполните его просьбу прокляну род до седьмого колена будут преследовать несчастье и напасти. И подробно обрисовал местность где его похоронят и в этом месте сделать аранаас- воздушное захоронение. И так сказал шаман « Есть в Олекминском округе река Чара через остров Кыыллаах , перевалите хребет найдите поляну , вдоль этой поляны есть тропа , если идти по этой тропе увидите большую лиственницы и на ее могучих лапах сделайте аранаас. Наступила зима умер шаман и родственники исполнили его наказ всю дорогу их сопровождал ворон как бы указывая направления пути. Нашли ту лиственницу и сделали аранаас.

Местные жители боялись этого места и старались сторониться, иногда слышали звон бубна и камлания шамана. В годы советской власти первые комсомольцы спилили лиственницу и разбросали захоронение.

Звук бубена шамана

Это было в середине 70 годов, когда группа выпускников школы по путевке комсомола были направлены работать молочно-товарную ферму.Молодые и озорные ребята комсомольцы проводили по вечерам концерты и танцы.

В свододное от работы время юноши охотились на уток и глухарей.

Однажды осенью один из них решил пострелять тетеревов .Взял тозовку и пошел в лес, через некоторое время он поднял стайку тетеревов с шумом расселись по деревьям и беспокойно крутили головой и с любопытством смотрели в сторону откуда раздавались щелчки выстрелов.

Одна из подраненных птиц с упала с дерева и забилась предсмертных судорогах. Молодой человек рванулся туда где упала птица, перебегая поляну он на минуту остановился, чтобы сориентироваться и прислонился к одинокой лиственнице и вдруг он уловил приближающие звуки. Звук становился все ближе и ближе, отчетливо различалось звон подвязок и глухой звук натянутого бубна, и придыхание человеческого голоса.

Позднее старожилы объяснили, что это камлание шамана и это не редкость в здешних местах.

Духи земли

Это случилось в Бес-Келе местности Кундэдэ жила большая семья Прокопьевых, рядом семья Осиповых. Основной костяк колхоза составили представители двух семейств, обобщили скот и построили ферму для КРС.

Через некоторое время колхоз распался семьи разъехались. Остались только пустые дома да хотон. Люди поговаривали что –то здесь не чисто.

Вскоре началась война, мужчин не осталось всех забрали на фронт.

Наступила лето пора сенокошения на подмогу отдаленным колхозам пришли молодые люди из разных деревень Кыллааха, Абаги, Нерюктяя. Было им по 16-19 лет, поселились в старом хотоне. Наспех сделанные лавки железная печка все удобство того времени.

Поздней осенью, уставшие молодые люди быстро устали и уснули, только одна девушка не спала и ворочалось с боку на бок. Было жарко и душно дверь была распахнута. Неожиданно начала лаять собака. Девушка вздрогнула и приподнялась и увидела незнакомого человека, съехавшаяся с плеч котомка с глухим стуком ударилась об пол

- Вижу здесь одна молодежь собралась - послышался голос незнакомого человека. Услышав голос девушка громко закричала стала будить спящих , а тот превратился в свинью и с визгом нырнул под лавку и исчез.

На утро девушка спросила старожилов и одна из них сказала, что это место старинное не одни десятки поколений людей прожили. Прежде чем поселиться нужно умилостивить духов земли.

Мифология связанная с охотой

Летом в местности Кэнди работала бригада сенокосчиком среди них были два старика по фамилии Орлов и Бахсыров .

Орлов в молодости был заядлым и удачливым охотникам. До преклонного возраста добывал диких животных. Однажды собрался на солонцы, после обеда сел на лошадь и поехал. Однако скоро вернулся и повесил ружье, стали расспрашивать старик только отмалчивался и сердился. Только на завтра старик поведал , что как только добрался до места и только сел в скрадок как из лесу по солонцу кто-то идет , приготовил ружье прицелился как прорезь мушки винтовки видит старуху в платке и обомлел сколько лет прожил и не верил про чертей и духов. Ты что старик с ума рехнулся? До каких пор ты не успокоишься, бросай охоту иначе будет тебе плохо.

С тех пор до самой кончины он не взялся за ружье.

Из мира животных Чаринскими якутами почитаются Ворон и Лебедь. Медведь, которые становились предметом их сказаний В старину якутские роды считали своим предком какой-либо вид животных. Преимущественно птиц.В.В. ионов утверждал: « Каждая семья, в более широком смысле этого слова ийэ ууhа( род матери), имела своего родового танара( покровителя или «торyт» ( основу, корень).

Родовое проклятие

Однажды сын-охотник, увидел на озере двух лебедей подкрался и выстрелил смертельно ранил птицу. Когда отец узнал, что он подстрелил лебедя сильно рассердился и сказал , что лебедь покровительница рода. На завтра лебедь прилетел протяжно и надрывно кричал и три раза облетел двор и улетел.Больше лебеди не садились на озеро. Прошло время, это событие стало забываться. Женился сын родились три дети одна девочка и два мальчика, вот только беда все они родились глухонемые, тогда люди вспомнили про лебедей. С тех пор не поднимают люди ружье против лебедей. Итак, Фольклор Чаринских якутов связан с якутским родом «Мэйиик» один из важных источников для изучении истории родного края материальную и духовную культуру Чаринских якутов.

Систематизируя и анализируя сказание и предание едва заметно прослеживается древний период в истории освоения реки Чары связана с преданием «Кудай» или «Худай», «Хаа», «Оргул»

южных тюрков «кудай», «худай», «худа» значит бог Этноним Кудай отмечен в с. 1 Нерюктяе, есть название Кудай – Бэс в Кыллахе. Кстати сказать, гипотезу о том ,что монголо-язычные племена первыми начали освоение территория Средней Лены, выдвинул еще в 30-х годах В.Г.Ксенофонтов. Он писал, если монгольских элемент в якутском авангарде могли дать как раз эти монгольские части, таким образом, якутизированные монголы оказались бы зачинщиками того движения, которое в дальнейшем своем развитии увлекло все якутское племя и таежные дебри крайнего северо-востока Сибири.

На основе разбора микро топонимии и на данных источников XVII века Багдарын Сулбэ пишет … монголо-язычные роды тумат и хоро прибыли на среднюю Лену до якутов . В некоторых преданиях, записанных С.И.Боло в 1920-годах, рассказывается, что до прихода на Лену Омогой-Байа, Эллэй Боотура жили многочисленные пришлые племена, именуемые Саха. Успешно воевавшие с тунгусскими племенами и первыми передовыми отрядами Омогоя и Эллэя Боотура, в дальнейшем их судьба неизвестно. В другом варианте рассказывается о путешествии Омогоя со своими 40-ка людьми из верховьев Лены, остановились около устья Олекмы, затем на лошадях добрались до Вилюя и оттуда на плотах спустились до лены и доплыли до долины Туймаады. В следуюшем варианте «братский Омогой» со множеством людей сперва поселился на Олекме и Чаре оставил здесь часть своих людей для заселения. В предании. Слышанное Овчинниковым от олекминских якутов, сообщает, что их предки пришли из Барабинской степи с верховьев Енисея, оттуда в Байкал. Из-за Байкала якуты ушли вследствие притеснения их Чингисханом

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)