Справки  ->  Энциклопедии  | Автор: Лидия Власова | Добавлено: 2014-11-18

Первые люди заселившие тундру

Нганасаны как по происхождению, так и по месту их проживания, являются самой древней северной народностью в мире. Учёными была найдена на Таймыре стоянка, которой насчитывается 3-4 тысячелетия. По языковому признаку нганасаны, как ненцы и энцы, относятся к самодийской группе. В настоящее время на Таймыре нганасан проживает всего около семисот человек.

Основным занятием нганасан издревле была охота на диких северных оле-ней, которая вплоть до 19 века велась с помощью луков и стрел. С этим ви-дом деятельности в основном и были связаны сезонные перекочёвки. Весной кочевали вслед за диким оленем вглубь полуострова. Летом часть охотников отправлялась на плато Бырранга. Другие занимались рыболовством, охотой на гусей.

Нганасаны удивительно приспособлены к тундре зимой и летом. Они умеют и знают всё необходимое для того, чтобы жить и растить детей. Впечатление о нганасанах в тундре – всемогущие великаны. Обычное явление, когда нга-насан, увидев еле различимую вдали упряжку, называет имя ездока, узнавая по ритму бега его оленей. Без труда узнает своих оленей в чужом стаде в од-ну-полторы тысячи голов, даже если у них успели отпасть рога. Почти не знающий математики, окинув взглядом огромное стадо, определит, все ли олени на месте.

Всё, что относится к жилищу, - это сфера женщины. Они - настоящие мастерицы. Ловкими, точными и экономными движениями, как первоклас-сные анатомы, разделывают рыбу, тушу оленя. Как королевские портные, не снимая мерки, на глазок выкроят из шкур и оленьими жилами сошьют по фигуре одежду. У них всегда много забот, но всё делают без суеты и нервов – экономно, добротно, на совесть.

Нганасаны, как и другие северные народности, верили в духов. Считалось, что в основе мироздания лежат три начала: мать-земля, мать-солнце, мать-луна. Сильно развит был шаманизм. Шаманы имели большое значение в жиз-ни своих сородичей. Без них не проходило ни одно важное событие в жизни рода, семьи, человека. Шаман помогал в охоте, рыбной ловле, во время бо-лезней, рождения и смерти.

Будучи прирождёнными охотниками и пастухами оленьих стад, нганасаны используют в быту всё то, что им даёт природа, всё то, что добыто охотни-чьим промыслом. Они широко применяют тёмный и светлый мех оленя, ровдугу , олений волос, су-хожильные нитки. Виртуозное владение приёмами обработки меха и кожи, меховая мозаика, шитьё оленьим волосом даёт возможность мастеру довести художественное оформление изделий до совершенства, способствует дости-жению высокого художественного вкуса. Поэтому одежда нганасан по сво-ему внешнему виду сильно отличается от одежды других народностей. Вся она шилась из оленьих шкур. Её раскрашивали, украшали кантами, орнамен-тами.

О характерных особенностях национальной нганасанской одежды я и хотела бы подробнее рассказать в следующих главах.

Особенности национальной нганасанской одежды

Век удивительной одежды нганасан исчисляется тысячелетиями. Она лако-нична и сложна. За её простотой – уникальный крой и веками отшлифован-ная технология шитья и обработки материала. В процессе выделки оленьи шкуры становятся эластичными, мягкими, тонкими и пушистыми. Девушка не могла стать женой, не научившись шить. И наука эта начиналась с детских лет. От одежды, как считали, зависела удача в охоте, здоровье семьи, её буду-щее – дети, а значит, и вся жизнь. Север создал свою систему костюма. Кос-тюм – это идеальный, экологически чистый комплекс одежды, максимально выполняющий функцию надёжной оболочки. Она свидетельствовала о красо-те мира, несла информацию о социальном положении её носителя, закодиро-ванную в крое и орнаменте.

Среди нганасан ходит легенда о том, что одежду изобрела особая Богиня. Её так и зовут – Нейминьг-Иголка. Раньше, когда не было ещё Земли, была одна только вода. Людей тоже не было. Вдруг ожила Земля-Мать. На ней трава выросла, как мех на олене. Немного тёплая стала Земля-Мать. Прошло сколь-ко-то времени – по Земле баба пошла. Её Земля-Мать родила. Эта первая ба-ба совсем голая ходит. Просто так ходила, потом говорит:

  • Ладно, как-то огонь добывать надо. Как люди без огня на Земле появятся?

Есть такая трава, что на Земле растёт. Имя её хюй. Семь травинок тогда эта баба взяла. В кучу положила. Говорит она:

  • Если людям на Земле жить суждено, пускай тогда огонь загорится, трава сгорит.

Сказала только – сразу огонь вспыхнул, сгорела вся трава. Баба будто ма-ленько пошаманила, дальше пошла. Вся голая идёт. Потом опять говорит:

  • Теперь ещё надо о другом думать. Надо как-то промышлять, оленя добыть, что ли?

Совсем далеко она ушла. Нашла упавшую важенку дикую и телёнка худень-кого какого-то. Тогда убила баба эту важенку. Эта худенькая важенка была Бабинямы – Диких Оленей Мать. Так эта первая баба шкуру себе нашла. Од-нако нет у неё Иголки. Стала эта баба кричать на Небо. Стала просить Нгоу-Небожителей, чтобы они ей иголку дали. Три дня так кричала. Потом откуда-то пришли к ней семь иголок – нейми. Тогда этой бабе и имя пришло – Ней-миньг. Теперь она иголкам мать стала. Не иголкам, может быть, а одежде, иголками сшитой.

Отдалённость и обособленность места жительства нганасан позволили им практически до наших дней сохранить национальный костюм. Каждый имеет свой собственный запоминающийся неповторимый образ, который не соот-носится ни с каким другим. Только у этого народа силуэт парки прямой, чуть расширяющийся книзу. Она не доходит до колен и имеет двухъярусную опушку из длинного меха.

Верхняя одежда, как мужская, так и женская, шилась двухслойной. Она украшалась орнаментом из ровдуги и ровдужными полосками, которые нашивались на спине. В одеждах нганасан исследователи насчитывали до трёх десятков различных видов орнамента – мулей. Каждый имеет своё название, и употребление их было строго упорядочено . На их изготовление времени затрачивалось в пять раз больше, чем на всю парку, поэтому орнаментальные полосы ценили. Их бережно перешивали с обвет-шавшей одежды на новую.

Мули имеют цвета гагары – белый, красный и чёрный. Связывают это с ле-гендой, где говорится, что нганасаны произошли от гагары, в оперении кото-рой есть эти три цвета. Преобладает белый цвет , на фоне которого в изысканных ритмах чередуются чёрные по-лосы кожи и меха, подчёркнутые цветными кантами. Мули вышивают белым подшейным волосом, рисуют чёрной, красной и охристо-жёлтой краской.

Выразительна у нганасан форма обуви. Силуэт её не имеет изгибов и напо-минает ногу слона. Такая форма была очень удобна для охоты при ходьбе по глубокому снегу.

Цвета ровдужных комбинезонов, натазников и обуви меняются от бежевого до тёмно-коричневого.

Для одежды заготавливают коротковорсовые шкуры летнего оленя или новорожденных телят. При необходимости ворс слегка укорачивают: состри-гают или сбривают острым ножом. Мешки для ног, женские пологи шили из толстых пушистых шкур зимнего оленя.

В добрые старые времена основным достоинством женщины считалось уме-ние шить и прилежание. Металлическим иголкам, пришедшим на смену кос-тяным, не было цены. Женщины постоянно носили их при себе. Традиция жива и по сей день.

Женская и детская одежда

Комплект женской одежды состоит из нескольких элементов.

Это –комбинезон, штанины которого натягиваются на обувь и крепятся под коленом вздержкой. Поверх его надевают распашную двухслойную парку. Можно слой. При переездах в зимнее время на комбинезон надевают второй, зимний. Есть ещё и зимняя шуба.

Нижний комбинезон-фоние шьют из ровдуги. К штанинам-фоние на шнур-ках подвешивают по семь медных трубочек с медными кольцами. На уровне груди с двух сторон пришиваются на петлях два кольца. К правому крепятся огниво, крюк для чистки трубки, кисет для табака, к левому – игольницы в виде длинных ремешков использовать только её нижний с нанизанными тру-бочками. Поднимая трубочку вверх по ремешку, втыкают иглы, опуская её, закрывают иглы. Ажурные бляхи на ремешках не дают соскользнуть трубоч-кам .

Наружная одежда состоит из распашной двухслойной парки-лифарие. Внутреннюю, или нижнюю, шубку шьют мехом внутрь, верхнюю – мехом наружу. К подолу каждой шубки пришивают опушку из белой собачьей шер-сти . Нижнюю часть шубки собира-ют из горизонтальных полос белого меха с вшитыми между ними орнамен-тами. Воротник из пушистой собачьей или песцовой шкурки. Вместо пуговиц – завязки .

Шапку в форме капора-сьму шьют из белой оленьей шкуры с опушкой из чёрного собачьего меха.

Зимнюю обувь шьют только из белых камусов и надевают на чулки из оленьей ко-жи или шкуры мехом внутрь. У женской обуви по бокам каждого сапога обя-зательны чёрные полосы и чёрный квадратик над пяткой .

Летнюю ровдужную обувь носят на босую ногу. В подошве есть отверстие, из которого вытекает попавшая внутрь вода.

Для маленьких детей шьют комбинезончики, по форме и крою напомина-ющие женские. В нижней задней его части делают отверстие . Одежду детей более старшего возраста шьют по типу взрослой, только к го-ловному убору пришивают «султанчик» из оленьего хвостика .

Мужская одежда

Мужчины вместо штанов носили короткие натазники-нингка. Внутренние, нательные, шили из ровдуги, наружные шили по той же схеме кроя, но из шкуры мехом внутрь. Они держались при помощи вздержки, плотно стяну-той под животом .

Поверх мехового натазника надевали кожаный пояс. К нему, кроме ножа в ножнах и других необходимых в быту мелких предметов, крепили меховые чулки и голенища обуви.

Двухслойная глухая малица с капюшоном и опушкой из белого собачьего меха – лу – универсальна. Нижняя, более длинная её часть мехом внутрь слу-жит нательной рубашкой, верхняя мехом наружу выполняет роль плаща или куртки .

При поездках, поверх лу надевают совик из зимней шкуры . Покрой его практически совпадает с покроем лу – глухой крой и наличие капюшона. Лу и совик надевают через голову. К капюшону совика иногда пришивали «султанчик». Летний совик, служащий плащом-дождевиком, шьют из шку-рок с подрезанной наполовину шерстью.

Мужскую одежду дополняет мешок – кукуль – из зимней шкуры, предохра-няющий ноги от мороза при дальних кочёвках на нартах.

Обувь, как для женщин, так и для мужчин кроят и шьют одинаково, только мужские бокари высокие . Над коленом мужских чулок пришивают кусочек меха, чтобы не застудить ноги при стрельбе «с колена». Подошвы, чтобы не скользили, делают из оленьих лбов или камусов.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)